Приложение МААМ

Опыт начинающего педагога «Работа с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии»

Бородяева Софья
Опыт начинающего педагога «Работа с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии»
▼ Скачать + Заказать документы

Статья: «Знания и опыт молодого, начинающего педагога».

С января 2017 года, я работаю воспитателем в массовой группе детского сада с детьми среднего, а затем младшего возраста. По специальности, я учитель-логопед, педагог-дефектолог для работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии. Обладая большей компетенцией в области коррекционной педагогики, могу сказать, что действительно наблюдается тенденция к увеличению числа детей, имеющих «особенности» в развитии.

Темочки:

В разных возрастных категориях, разный процент тех или иных нарушений развития. С каждым годом количество детей с «особенностями» в развитии рождается все больше и больше. Психомоторное развитие ребенка весьма сложный процесс, основаны на генетической программе. Нарушения могут затрагивать разные сферы психомоторного развития ребенка.

Сегодня статистика свидетельствует о достаточно устойчивом процентном соотношении между различными категориями отклонений в развитии в пределах основных возрастных групп. Так, по степени распространённости, в пределах детской возрастной группы 1 место по численности занимают дети с образовательными затруднениями (более 40%, 2 место с нарушениями интеллекта (20%) 3 место с нарушениями речи (20%, остальные в совокупности составляют 20%.

Растет число детей, нуждающихся в коррекционной помощи. В дошкольном возрасте 25% детей, а по некоторым данным 30-45%, требуют организации специальных условий обучения и воспитания. Несвоевременное или полное отсутствие коррекционных и лечебных мероприятий приводит к прогрессированию нарушений. Проблема может усугубляться и наслаиваться, как снежны ком, приводя к нарушению и других сфер развития ребенка. Помимо основной проблемы будут возникать и вторичные нарушения. Очень часто задержка речевого развития является вторичной проблемой, вследствие задержки психического развития.

Стоит отметить, что у детей нарушения психомоторного развития бывают обратимые. Если их обнаружить в раннем возрасте, то своевременное проведение лечебно-коррекционных мероприятий поможет полностью преодолеть подобные нарушения. Таким образом на первый план выходит задача раннего выявления детей в условиях дошкольного процесса. В этом случае, очень важна тесная взаимосвязь педагога и родителей, так как большую часть своего времени ребенок находится в дошкольном учреждении.

В общеразвивающих детских садах, встречается большое количество детей неблагополучных в психофизическом развитии (например, дети с эмоциональными расстройствами, с расстройствами поведения, задержкой психического развития, соматически ослабленные дети, с нарушениями фонематического восприятия). Дети с такими проблемами испытывают трудности при усвоении всех или некоторых разделов программы дошкольного учреждения. Так как оказываются стихийно интегрированными в среду без специально-организованно коррекционно-педагогической помощи. Отсутствие своевременной коррекционно-развивающей помощи может привести к их дезадаптации. Особенно, в условиях многочисленной наполняемости детей в группах.

Успешность воспитания, обучения, социальной адаптации ребенка в саду, зависит от правильной оценки его возможностей и особенностей развития. В силу нехватки психолого-медико-педагогических знаний, родители могут недооценивать возможные нарушения у ребенка. Дети с «особенностями» в развитии могут испытывать существенные трудности в адаптации к условиям в дошкольном учреждении. Они требуют пристального внимания не только педагогов, но и врачей, психологов, а в первую очередь своих родителей. В условиях общеобразовательной группы, я как воспитатель, обладая даже дополнительными знаниями в области специальной педагогики и психологии, не могу реализовать в полной мере комплекс индивидуальной систематической коррекционно-педагогической работы. Таким образом, хотелось бы, чтобы родители принимали во внимание рекомендации педагога. Воспитатель выступает, как связующее звено, между ребёнком и его семьей. Он поможет выявить детей с психофизическими особенностями, определить оптимальный педагогический маршрут.

Очень часто родители не внимательно относятся к этой проблеме. Никому не хочется иметь ребенка с физическими или иными «особенностями». Все ждут, что малыш будет здоровым, красивым и умным и добьется успехов в обществе, стене опорой. Некоторые родители не способны принять ситуацию, что у ребенка есть какое-либо отклонение в развитии. В следствии не видят проблему, игнорирую ее. Деструктивное отношение к проблеме в сочетании с нарушениями в детско-родительских коммуникациях препятствуют процессу развития ребенка и ведет к появлению у него поведенческих отклонений.

Помимо важности своевременного раннего выявления нарушений у детей, возникает важность взаимодействия родителей с педагогом Главной составляющей в эффективности положительной динамики развития ребенка является комплексность подхода к проблеме. В таком случае, важна взаимосвязь семьи с педагогами, психологами и медицинскими работниками. Наша общая задача не навредить ребенку, а создать ему благоприятные условия для полноценного развития его как целостной гармоничной личности!

В работе с детьми с «особенностями» в развитии очень важен индивидуальных подход и специальная среда и средства обучения и воспитания. В общеобразовательной группе с многочисленной наполняемостью, я не могу реализовать в полной мере. Это требует большого количества времени и сосредоточения внимания на одном отдельном ребенке. В силу небольшого педагогического опыта, в своей практике я опираюсь на основные принципы специальной педагогики и психологии. Очень часто во главе угла стоит принцип доступности. Необходимо оценивать уровень актуального развития и потенциальных возможностей ребенка. Давать информацию с опорой на «зону ближайшего развития». В силу особенностей объема памяти и концентрации внимания, дети не удерживают большое количество информации. Вся работа строится по принципу от простого к сложному. Инструкции даются короткие, последовательные, произносить их медленно и четко. Обязательно, чтобы вы были в зоне видимости ребёнка (контакт глазами) иначе он не обратит даже внимания на вас. Не переходить к другой инструкции, пока ребенок не выполнит действие. Очень часто нарушения затрагивают именно мыслительные процессы, поэтому важно использовать больше наглядности и практичности в обучении. Соответственно, возрастает роль повторения и закрепления пройденного материала. Так же более подробного, а иногда даже детального описания какой-либо информации. При возможности индивидуального подхода чаще таких деток держать за руку (тактильного контакт, так как они сложно адаптируются и испытывают страх больше, чем другие дети. Очень хорошо использовать в работе приемы из логоритмики, например, при разучивании стихов. Слова сопровождаем движениями, также при утрированном произношении плохо проговариваемых слогов, включаем имитирующие движения рук. Напоминаем детям о четкости произношения звуков, просим повторить за собой (по подражанию). Дети с «особенностями» в развитии, в детском коллективе, могут быть подвержены не понимаю со стороны сверстников. Обязательно разговаривать с детьми на эту тему и объяснять, что эти дети просто еще «маленькие» и обижать их нельзя. Помогаем им «включиться» в общеразвивающую среду.

В ходе своей педагогической деятельности, я проводила индивидуальные консультационные беседы с родителями, о возможных особенностях в развитии их ребенка. После чего они обращались к более узким специалистам. За время работы заметны положительные результаты и хорошая динамика.

Публикации по теме:

Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей с отклонениями в развитии «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей с отклонениями в развитии» г. Аткарск Введение За последние годы в нашей.

Информационный отчет об использовании современных технологий обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии В настоящее время одной из актуальных задач коррекционной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового.

Конспект ОД педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «ВЕСЕЛЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ». Цель: оказание психолого-педагогической помощи детям, которые отличаются гиперактивностью, импульсивностью,.

Опыт работы по теме «Роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Светлячок» «Роль устного народного творчества в речевом.

Опыт работы с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с правилами дорожного движения Из года в год в нашем городе и нашей стране увеличивается количество автомобильного транспорта. Улицы города с потоком движущихся машин.

Опыт работы с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с правилами дорожного движения Из года в год в нашем городе и нашей стране увеличивается количество автомобильного транспорта. Улицы города с потоком движущихся машин.

Педагогический опыт работы с детьми дошкольного возраста во внеурочное время Моя педагогическая практика,в работе с детьми дошкольного возраста показала, что у детей есть необходимость проявлять свои творческие способности.

Рекомендации психолога родителям, имеющим детей с отклонениями в развитии РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА РОДИТЕЛЯМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ: 1. Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой,.

Опыт работы «Роль пальчиковой игры в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста» Сообщение из опыта работы «Роль пальчиковой игры в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста». В течение дошкольного детства.

Опыт работы «Роль игровой деятельности в социально-коммуникативном развитии детей дошкольного возраста» Цель работы: Формирование и совершенствование коммуникативных навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт начинающего педагога «Работа с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии»
Опубликовано: 20 декабря 2018 в 20:13
+40Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт начинающего педагога «Работа с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии»» (включая файлы) размещена пользователем Бородяева Софья (УИ 1774117) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД