Бородяева Софья
Опыт начинающего педагога «Работа с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии»
Статья: «Знания и опыт молодого, начинающего педагога».
С января 2017 года, я работаю воспитателем в массовой группе детского сада с детьми среднего, а затем младшего возраста. По специальности, я учитель-логопед, педагог-дефектолог для работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии. Обладая большей компетенцией в области коррекционной педагогики, могу сказать, что действительно наблюдается тенденция к увеличению числа детей, имеющих «особенности» в развитии.
Публикация «Опыт начинающего педагога „Работа с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии“» размещена в разделах
В разных возрастных категориях, разный процент тех или иных нарушений развития. С каждым годом количество детей с «особенностями» в развитии рождается все больше и больше. Психомоторное развитие ребенка весьма сложный процесс, основаны на генетической программе. Нарушения могут затрагивать разные сферы психомоторного развития ребенка.
Сегодня статистика свидетельствует о достаточно устойчивом процентном соотношении между различными категориями отклонений в развитии в пределах основных возрастных групп. Так, по степени распространённости, в пределах детской возрастной группы 1 место по численности занимают дети с образовательными затруднениями (более 40%, 2 место с нарушениями интеллекта (20%) 3 место с нарушениями речи (20%, остальные в совокупности составляют 20%.
Растет число детей, нуждающихся в коррекционной помощи. В дошкольном возрасте 25% детей, а по некоторым данным 30-45%, требуют организации специальных условий обучения и воспитания. Несвоевременное или полное отсутствие коррекционных и лечебных мероприятий приводит к прогрессированию нарушений. Проблема может усугубляться и наслаиваться, как снежны ком, приводя к нарушению и других сфер развития ребенка. Помимо основной проблемы будут возникать и вторичные нарушения. Очень часто задержка речевого развития является вторичной проблемой, вследствие задержки психического развития.
Стоит отметить, что у детей нарушения психомоторного развития бывают обратимые. Если их обнаружить в раннем возрасте, то своевременное проведение лечебно-коррекционных мероприятий поможет полностью преодолеть подобные нарушения. Таким образом на первый план выходит задача раннего выявления детей в условиях дошкольного процесса. В этом случае, очень важна тесная взаимосвязь педагога и родителей, так как большую часть своего времени ребенок находится в дошкольном учреждении.
В общеразвивающих детских садах, встречается большое количество детей неблагополучных в психофизическом развитии (например, дети с эмоциональными расстройствами, с расстройствами поведения, задержкой психического развития, соматически ослабленные дети, с нарушениями фонематического восприятия). Дети с такими проблемами испытывают трудности при усвоении всех или некоторых разделов программы дошкольного учреждения. Так как оказываются стихийно интегрированными в среду без специально-организованно коррекционно-педагогической помощи. Отсутствие своевременной коррекционно-развивающей помощи может привести к их дезадаптации. Особенно, в условиях многочисленной наполняемости детей в группах.
Успешность воспитания, обучения, социальной адаптации ребенка в саду, зависит от правильной оценки его возможностей и особенностей развития. В силу нехватки психолого-медико-педагогических знаний, родители могут недооценивать возможные нарушения у ребенка. Дети с «особенностями» в развитии могут испытывать существенные трудности в адаптации к условиям в дошкольном учреждении. Они требуют пристального внимания не только педагогов, но и врачей, психологов, а в первую очередь своих родителей. В условиях общеобразовательной группы, я как воспитатель, обладая даже дополнительными знаниями в области специальной педагогики и психологии, не могу реализовать в полной мере комплекс индивидуальной систематической коррекционно-педагогической работы. Таким образом, хотелось бы, чтобы родители принимали во внимание рекомендации педагога. Воспитатель выступает, как связующее звено, между ребёнком и его семьей. Он поможет выявить детей с психофизическими особенностями, определить оптимальный педагогический маршрут.
Очень часто родители не внимательно относятся к этой проблеме. Никому не хочется иметь ребенка с физическими или иными «особенностями». Все ждут, что малыш будет здоровым, красивым и умным и добьется успехов в обществе, стене опорой. Некоторые родители не способны принять ситуацию, что у ребенка есть какое-либо отклонение в развитии. В следствии не видят проблему, игнорирую ее. Деструктивное отношение к проблеме в сочетании с нарушениями в детско-родительских коммуникациях препятствуют процессу развития ребенка и ведет к появлению у него поведенческих отклонений.
Помимо важности своевременного раннего выявления нарушений у детей, возникает важность взаимодействия родителей с педагогом Главной составляющей в эффективности положительной динамики развития ребенка является комплексность подхода к проблеме. В таком случае, важна взаимосвязь семьи с педагогами, психологами и медицинскими работниками. Наша общая задача не навредить ребенку, а создать ему благоприятные условия для полноценного развития его как целостной гармоничной личности!
В работе с детьми с «особенностями» в развитии очень важен индивидуальных подход и специальная среда и средства обучения и воспитания. В общеобразовательной группе с многочисленной наполняемостью, я не могу реализовать в полной мере. Это требует большого количества времени и сосредоточения внимания на одном отдельном ребенке. В силу небольшого педагогического опыта, в своей практике я опираюсь на основные принципы специальной педагогики и психологии. Очень часто во главе угла стоит принцип доступности. Необходимо оценивать уровень актуального развития и потенциальных возможностей ребенка. Давать информацию с опорой на «зону ближайшего развития». В силу особенностей объема памяти и концентрации внимания, дети не удерживают большое количество информации. Вся работа строится по принципу от простого к сложному. Инструкции даются короткие, последовательные, произносить их медленно и четко. Обязательно, чтобы вы были в зоне видимости ребёнка (контакт глазами) иначе он не обратит даже внимания на вас. Не переходить к другой инструкции, пока ребенок не выполнит действие. Очень часто нарушения затрагивают именно мыслительные процессы, поэтому важно использовать больше наглядности и практичности в обучении. Соответственно, возрастает роль повторения и закрепления пройденного материала. Так же более подробного, а иногда даже детального описания какой-либо информации. При возможности индивидуального подхода чаще таких деток держать за руку (тактильного контакт, так как они сложно адаптируются и испытывают страх больше, чем другие дети. Очень хорошо использовать в работе приемы из логоритмики, например, при разучивании стихов. Слова сопровождаем движениями, также при утрированном произношении плохо проговариваемых слогов, включаем имитирующие движения рук. Напоминаем детям о четкости произношения звуков, просим повторить за собой (по подражанию). Дети с «особенностями» в развитии, в детском коллективе, могут быть подвержены не понимаю со стороны сверстников. Обязательно разговаривать с детьми на эту тему и объяснять, что эти дети просто еще «маленькие» и обижать их нельзя. Помогаем им «включиться» в общеразвивающую среду.
В ходе своей педагогической деятельности, я проводила индивидуальные консультационные беседы с родителями, о возможных особенностях в развитии их ребенка. После чего они обращались к более узким специалистам. За время работы заметны положительные результаты и хорошая динамика.