Hаталья Новик
Опыт работы «Роль пальчиковой игры в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Сообщение из опыта работы «Роль пальчиковой игры в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста».
В течение дошкольного детства ребенок практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не сформирована должным образом, и одна из них: плохо развитая мелкая моторика рук.
Публикация «Опыт работы „Роль пальчиковой игры в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Опыт работы, практика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
Если развитие движения пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие в пределах нормы, если развитие движений пальцев отстает – задерживается и развитие речи. Ученые отмечают большое стимулирующее значение функций руки. Практика показывает: чем раньше начинается работа по развитию мелкой моторики, тем больший положительный эффект оказывает она на формирование детской речи, профилактику и коррекцию речевых нарушений. Поэтому я и выбрала тему моего опыта «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего возраста».
Я поставила перед собой цель: формировать и развивать речь дошкольников с включением в непосредственно образовательную и игровую деятельность игрового метода обучения (пальчиковые игры). Потому что чем больше внимания я буду уделять кистям (поглаживание и разминание пальчиков, загибание и разгибание их, тем активнее у них развиваются мозг и речь. Если речь ребенка развивается нормально, все равно нужно заботиться о развитии у него тонких движений пальцев рук. Создать условия для развития речи дошкольников через пальчиковые игры.
Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей младшего возраста; недостаточный словарный запас; бедная диалогическая речь. Не систематически включала в работу игры и задания для развития общей и специальной моторики с учетом индивидуальных способностей каждого ребенка. Не всегда следила за правильной постановкой кисти руки ребенка и точностью переключения с одного движения на другое. Поняла, что окружение ребенка (семья, родственники, в своем большинстве мало общаются с ребенком, не знают возрастных особенностей детей дошкольного возраста.
Проекция кисти руки в двигательной области коры головного мозга занимает более трети общей площади и чрезвычайно близка к моторной речевой зоне. Этим объясняется стимулирующее воздействие тренировки мелкой моторики руки на речевое развитие ребенка.
Особую роль в развитии речи ребёнка следует отвести пальчиковым играм. «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» – это высказывание принадлежит известному педагогу В. А. Сухомлинскому. «Рука — это инструмент всех инструментов» — сказал ещё Аристотель. А Кант писал: «Рука — это своего рода внешний мозг».
Пальчиковые игры оказывают заметное влияние на общее психофизическое развитие, помогают ребенку сформировать образ "телесного Я", приобрести навыки невербального общения. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев не только оказывают стимулирующее влияние на развитие речи, но и являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи.
Дети с интеллектуальными нарушениями часто имеют выраженные нарушения мелкой моторики. Тонкие дифференцированные движения пальцев впрямую связаны с ловкостью рук, что необходимо не только для любого труда по самообслуживанию, но и для развития речи. Поэтому нужно уделять большое внимание развитию руки в работе с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения. Эти дети не умеют играть, их надо научить этому, поиграть с ним. Игры с пальчиками очень просты и не требуют большой предварительной работы. Эти игры помогают организовать и привлечь к себе как отдельных детей, так и всю группу.
Педагоги и врачи рекомендуют начинать подготавливать ребёнка к школе уже с трёхлетнего возраста. Ведь это наилучшее время для развития мелкой моторики, мышления, воображения, координации движений, зрительного восприятия и формирования графических навыков. Учёные доказали, что между мелкой моторикой рук и общим развитием ребёнка существует тесная связь. Пальчиковая гимнастика и упражнения, развивающие мелкую моторику, позитивно влияют на темпы и качество формирования речи.
Развитие мелкой моторики у дошкольников.
Известно, что около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, причём она расположена так близко к речевой зоне, что это даёт все основания рассматривать кисть руки как ещё один "орган речи", такой же, как и артикуляционный аппарат. Для детей с нарушениями речи тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционных движений, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.
Значение развития мелкой моторики у детей.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (т. к. при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга, но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
Большую помощь в развитие выразительной и диалогической речи оказывают пальчиковые игры. Известно, что ребёнок развивается в движении. С развитием двигательных навыков тесно связано звукопроизношение, автоматизация звуков, формируется интонация, выразительность голоса, а так же мимика, пластика, точность и координация как общей, так и мелкой моторики. М. М. Кольцов пишет: "Движение пальцев рук исторически в ходе развития человечества оказались тесно связаны речевой функцией". Поэтому занятия полезно начинать с разминки пальцев.
Игры для развития мелкой моторики достаточно просты. Главное, что должны запомнить родители:
- перед началом игры должен быть создан положительный эмоциональный
настрой;
- не ждите мгновенной реакции от ребенка;
- длительность игр не должна превышать 15 минут с малышами, 25
минут с ребятами дошкольного возраста;
- не ставьте перед детьми сразу несколько задач, это может отбить
интерес к игре;
- не допускайте переутомления;
- обязательно хвалите ребенка, не занижайте его самооценку, внушайте
ему, что он молодец и у него все получится!
- ребёнка следует заинтересовать, они должны приносить ему радость;
- игры надо проводить регулярно, а не время от времени - только тогда они будут эффективны.
Что же можно предложить ребёнку?
- различные коробочки для собирания в них пуговиц, камешков, косточек от фруктов, орехов, семечек овощей и фруктов и т. д;
- мозайка (мелкая и крупная);
- бусы и пуговицы разной величины;
- свободные катушки для наматывания на них ниток и веревок;
- дощечки с множеством отверстий или от мозайки для «вышивания» шнуром или мягкой проволокой;
- различные виды застежек: молнии, пуговицы, кнопки, крючки, шнуровка;
- пособия для шнуровки;
- наборы веревочек разной длины и ширины для завязывания и развязывания узлов, плетения косичек;
- наборы пластмассовых и деревянных палочек;
- разнообразные мелкие игрушки;
- резиновые игрушки разной плотности;
- бумажные и вязаные колпачки для пальцев (герои разнообразных сказок).
- игры с песком (самомассаж, массаж пальчиков и кистей рук)
- рисование, лепка, обводки, трафареты, штриховка.
- конструирование из мелких деталей;
- выкладывание узоров из мозаики, из пуговиц, из семян, из фасоли и т. п
- оригами, пазлы, вязание;
- бисероплетение;
- тренажёры (эспандеры);
- различные пальчиковые игры.
От того, насколько проворными будут пальчики ребёнка к 5-6 годам, зависит в дальнейшем успех в обучении.
Группы и виды пальчиковых игр
Все пальчиковые упражнения можно условно разделить на три группы.
I группа. Упражнения для кистей рук
- развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений;
- учат напрягать и расслаблять мышцы;
- развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;
- учат переключатся с одного движения на другое.
II группа. Упражнения для пальцев условно статические.
- совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.
III группа. Упражнения для пальцев динамические.
- развивают точную координацию движений;
- учат сгибать и разгибать пальцы рук;
- учат противопоставлять большой палец остальным.
Пальчиковые игры.
Педагоги и врачи рекомендуют начинать подготавливать ребёнка к школе уже с трёхлетнего возраста. Ведь это наилучшее время для развития мелкой моторики, мышления, воображения, координации движений, зрительного восприятия и формирования графических навыков.
Учёные доказали, что между мелкой моторикой рук и общим развитием ребёнка существует тесная связь. Пальчиковая гимнастика и упражнения, развивающие мелкую моторику, позитивно влияют на темпы и качество формирования речи.
Не забывайте, что нормальное развитие моторики свидетельствует о нормальном развитие ребёнка. Нарушение мелкой моторики влечёт за собой большие проблемы, связанные не только с письмом, но и с развитием устной речи.
Программа "Развитие мелкой моторики".
1. Весёлые пальчики. "Детский сад и игрушки". Пальчиковая гимнастика "Дружба", "В гости к пальчику большому". Фигурки из палочек "Качели". Игра "Чудесный мешочек". Дорисовка узора.
2. Тема: "Ягоды". Пальчиковая гимнастика "Здравствуй", " Травка". Фигурки из палочек "Корзина". Рисование пластилином "Земляничка". Дорисовка узора.
3. Тема: "Грибы". Пальчиковая гимнастика "Этот пальчик", "За грибами". Фигурки из палочек. Рисование пластилином "Грибы". Дорисовка узора.
4. Тема: "Овощи и фрукты". Пальчиковая гимнастика "Засолка капусты", "Апельсин". Фигурки из палочек "Машина", "Банка для варенья". Рисование пластилином "Яблоко". Дорисовка узора.
5. Тема "Деревья и кустарники". Пальчиковая гимнастика "Ёлка". Обведение по точкам прямые наклонные короткие линии на ёлочке. Раскрашивание ёлочки.
6. Тема " Перелётные птицы". Пальчиковая гимнастика " Птичек стая", " Скворечник". Соединение точек одной линией. Игра "Узнай меня!" Раскрашивание лебедя.
7. Тема "Домашние птицы". Пальчиковая гимнастика "Утята", "Гусь", "Петушок и курочка". Обведение по точкам цыпленка. Штриховка по образцу.
8. Тема "Семья". Пальчиковая гимнастика " Моя семья", "Кто приехал?". Фигурки из палочек " Рожица", "Очки". Соединение точек одной линией " Весёлый человечек". Дорисовка узора.
9. Тема "Наш город". Пальчиковая гимнастика "Газон засох". Фигурки из палочек "Башня", "Колодец". Обведение по точкам солнышко, волны. Штриховка тучки. Раскрашивание рисунка.
10. Тема "Наша Родина". Пальчиковая гимнастика "Здравствуй!", " Обогрей". Фигурки из палочек " Солнышко". Рисунок пластилином " Берёзовая роща". Дописать по образцу.
11. Тема " Зима". Пальчиковая гимнастика "Погреемся", " Лёд". Аппликация "Льдинки". Дорисовка узора.
12. Тема " Зимующие птицы". Пальчиковая гимнастика " Голуби", "Воробьи", "Птички". Обвести изображение птички, дорисовать незаконченный рисунок. Раскрашивание.
13. Тема "Зимние забавы". Пальчиковая гимнастика " Снежный ком". Фигурки из палочек " Санки". Обведение узоров по точкам. Обведение по точкам прямых наклонных коротких и длинных линии. Обведение по точкам линий с петлёй внизу.
14. Тема " Новый год". Пальчиковая гимнастика "Праздник", "Ёлочка". Аппликация " Ёлочка". Упражнение в прописывание длинных прямых наклонных линий и длинных линий с петлёй внизу.
15. Тема " Посуда". Пальчиковая гимнастика " Шалун". Фигурки из палочек " Конфета". Игра "Чудесный мешочек". Дорисовка узора.
16. Тема "Одежда и обувь". Пальчиковая гимнастика "Варежки", "Крючочки". Аппликация " Укрась одежду". Дорисовка узора.
17. Тема " Домашние животные". Пальчиковая гимнастика "Повстречались", "Лошадки", " Овечки", "Собака", "Кошка", "Коза". Фигурки из палочек " Кисонька". Нарисуй по точкам щенка и раскрась.
18. Тема "Дикие животные". Пальчиковая гимнастика "На лужок", "Мишки"," Волк и лиса", "Зайка", "Мышка", "Ёжик". Фигурки из пальчиков " Ёжик". Соединение точек одной линией. Дорисовка узора. Раскрашивание.
19. Тема "Животные жарких стран". Пальчиковая гимнастика "Черепаха", "Слон", "Крокодил". Обведи рисунок по точкам "Слонёнок" и раскрась. Дорисовка узора.
20. Тема "Защитники Отечества". Пальчиковая гимнастика "Солдаты", "Бойцы-молодцы". Фигурки из палочек "Танк", "Звезды", "Флажок". Аппликация "Салют". Дорисовка узора.
21. Тема "Мамин праздник". Пальчиковая гимнастика "Мамочка". Фигурки из палочек "Тюльпан". Аппликация "Пион". Дорисовка узора.
22. Тема "Рыбы". Пальчиковая гимнастика " Рыбки", "Щука". "Фигурки из палочек "Рыбка", " Ракушка". Обвести рисунок по точкам и дорисовать.
23. Тема " Строительные профессии". Пальчиковая гимнастика "Маляры", "Дом на горе". Фигурки из палочек "Дом и ворота", "Мост", "Окно". Игра "Отгадай загадку и нарисуй отгадку".
24. «Транспорт». Пальчиковая гимнастика «Лодочка», «Пароход». Фигурки из палочек «Лодка», «Пароход», «Машина», «Парусник», «Самолет». Нарисовать вертолет по точкам и раскрасить.
25. Тема «Школа и библиотека». Пальчиковая гимнастика «Мы писали», «Колокольчик». Фигурки из палочек «Тетрадь», «Карандаш». Рисование по контору сказочного героя. Раскрашивание.
26. Тема «Весна». Пальчиковая гимнастика «Весенний дождик», «Встреча птиц». Обвести по точкам солнышко. Штриховка тучки.
27. Тема «Космос». Игра ладонями. Фигурки из палочек «Звездочка», «Ракета». Аппликация «Звездное небо».
28. «Откуда хлеб пришел». Пальчиковая гимнастика «Хлебушек», «Пекарь». Фигурки из палочек «Мельница», «Колос». Упражнение в написании с чередованием изученных элементов.
29. Тема «Цветы». Пальчиковая гимнастика «Цветки», «Мак», «Хризантемы». Фигурки из палочек «Кактус», «Ваза». Обвести рисунок по точкам. Раскрасить.
30. Тема «Насекомые». Пальчиковая гимнастика «Божья коровка», «Осы», «Бабочка», «Жук». Фигурки из палочек «Бабочка», «Жук». Обвести по точкам рисунок «Комарик». Дорисовать картинку в зеркальном отражении.
Пальчиковые игры, разработанные и на фольклорном материале, максимально полезны для развития ребё нка-дошкольника. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению. Художественный мир народных песенок и потешек построен по законам красоты.
Список литературы:
1. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь - Лань,Санкт-Петербург, 1997.
2. Безруких М. М. ,Филиппова Т. А. Ступеньки к школе. Тренируем пальчики-Дрофа,2000.
3. Лосев П., Плутаева Е. Дошкольное воспитание. Развитие мелкой моторики у детей 5-7лет-№3,5,6 2005.
4. Гаврина C.Е. ,Щербинина С. В. Готовим руку к письму. Росмэн-Пресс,2006.