Вера Спирина
Опыт работы «Роль игровой деятельности в социально-коммуникативном развитии детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель работы :
Формирование и совершенствование коммуникативных навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность.
Задачи работы :
1. Способствовать развитию навыков произвольного общения в разных ситуациях со сверстниками, взрослыми и адекватному отношению к самому себе.
2. Побуждать к импровизации с использованием доступных каждому ребенку средств выразительности (мимика, жесты, движения и т. д., согласовывать действия друг с другом, и взрослыми (слушать, не перебивая, говорить, обращаясь к партнеру) .
Публикация «Опыт работы „Роль игровой деятельности в социально-коммуникативном развитии детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
3. Формировать выразительность речи, вызывать желание произносить небольшие диалоги и монологи в театрализованной деятельности (в соответствии с сюжетом инсценировки, соблюдая при этом речевое поведение: дыхание, темп) .
4. Вызвать интерес к театрализованной деятельности, желание выступать вместе с коллективом сверстников и взрослых (педагоги, родители) .
5. Развитие мелкой моторики посредством изготовления декораций, масок героев сказок из бросового материала.
6. Внедрение эффективных педагогических технологий театрализованной деятельности по решению социально - коммуникативных задач в работе с детьми старшего дошкольного возраста и распространение опыта работы среди педагогов ДОУ.
Актуальность выбранной темы
Формирование коммуникативных навыков – одна из важнейших задач речевого и личностного развития дошкольников. Умение общаться обеспечивает человеку чувство психологической защищенности, создает ощущение комфорта, помогает адаптации в социуме.
Умение вступать в диалог, поддерживать его, принимать мнение другого, видеть партнёра – эти способности развиваем у детей уже в дошкольном возрасте.
Проблемы, встречающиеся у детей в нашей группе :
1. низкий уровень социально-личностного развития :
2. неумение улаживать конфликты,
3. не владение адекватными (речевыми) способами выражения своего внутреннего состояния.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка имеет нравственную направленность. В результате ребенок познаёт мир умом и сердцем и выражает своё отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания. Театрализация позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения и неуверенностью в себе. Поэтому выбор темы продиктован большими возможности театрализованных игр в формировании коммуникативных навыков детей.
Направления работы :
1. Изучение методической литературы по проблеме социально – личностного и коммуникативного развития дошкольников.
2. Диагностика и анализ уровня сформированности социально – коммуникативных навыков детей.
3. Пополнение развивающей среды театрализованными играми, в соответствии с возрастными возможностями детей.
4. Работа с родителями.
Практическая работа :
1. Нами был разработан тематический план по эффективному использованию театрализованных игр в формировании навыков социально-коммуникативных навыков старшего дошкольного возраста.
2. Были изготовлены и приобретены дидактический материал по ознакомлению детей с эмоциональными состояниями и настроениями: «Домик настроений», «Весело - грустно», «Собери настроение», «Мои эмоции».
3. Оформлен «театральный уголок», в котором находиться все необходимое для театрализованной деятельности.
4. Обогащение театральной зоны за счет пополнения атрибутами, различными видами театров, костюмами. Дети принимают в этом активное участие: делают пригласительные билеты для зрителей, афиши, принимают участие в оформлении группы к представлению, готовят элементы костюмов, репетируют. Нами был разработан и изготовлен театр на тапочках, который мы так и назвали: «Тапочкины сказки». С помощью этого театра прошла постановка русской народной сказки «Репка» и сказки В. Сутеева «Кто сказал мяу?»
Дети с большим желанием готовятся к каждому спектаклю, каждый хочет попробовать в какой-нибудь роли, но не всем дается легко сыграть персонажа. У одних детей возникают трудности в заучивании слов, у других, в передаче эмоционального состояния персонажа с помощью интонации, у третьих, в умении слушать друг друга и др. Решать эти проблемы нам помогают игры на развитие эмоциональной сферы, такие как
«Угадай» - один ребенок воспроизводит жест, а другие отгадывают его значение.
«Походки» - один ребенок изображает походку кого - либо (человека, животного, птицы и т. д., а остальные дети отгадывают, кому она принадлежит.
«Иностранец» - один ребенок, изображая иностранцев с помощью жестов и мимики спрашивает, как пройти в зоопарк, в бассейн, на площадь, а остальные дети, также при помощи жестов и мимики, отвечают на его вопросы.
Для совершенствования умения ясно и четко произносить слова детям предлагаем:
изобразить как бушует море, каким голосом говорит Баба Яга, Золушка и другие сказочные персонажи; произнести знакомое четверостишие - шепотом, максимально громко, как робот, со скоростью пулеметной очереди, грустно, радостно, удивленно, безразлично.
Научить детей договариваться, избежать конфликтов помогает такая игра – мирилка «Дорожка дружбы»
Дети расходятся в разные стороны ковра и медленно идут навстречу друг другу, произнося слова:
- По дорожке я шагаю,
Гнев на волю выпускаю.
Не хочу я грустным быть,
И сердитым тоже.
Нас с друзьями помирить
«Дорожка дружбы» сможет.
Дети встречаются в «Кругу применения» (большом обруче) .
5. Подготовлены консультации для родителей на тему: «Воспитание сказкой», «Играем в театр дома». Родители также не остаются в стороне: активно помогают в изготовлении атрибутов, костюмов. На следующем собрании мы с детьми планируем показать для них инсценировку сказки «Кто сказал мяу?»
6. На мероприятии районного уровня «Педагогическая мастерская» для воспитателей других садов, прошла презентация, разработанной нами театрализованной игры «Тапочкины сказки». Этим же опытом мы поделились и с воспитателями своего холдинга.
7. Также по ходу работы собираем фотоматериал для оформления альбома: «Мы артисты», чтобы выложить его в уголок наших достижений.
В результате проделанной работы замкнутые дети стали более общительными со сверстниками и взрослыми, речь стала выразительнее, эмоциональнее, дети начинают осознавать и лучше контролировать свои эмоции, расширились знания об окружающем мире.
На этом наша деятельность не заканчивается. Мы планируем пополнять и расширять работу в данном направлении:
1. развивать артистизм и навыки сценических воплощений детей,
2. расширять репертуар,
3. выйти с показом театрализованных представлений к детям других групп,
4. продолжить распространение результатов опыта с помощью выступлений на педагогическом совете, размещении материалов в сети Интернет, публикаций статей, мастер-классов и пр.