Светлана Матагулина
Опыт работы по теме «Роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Светлячок»
«Роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста»
(из опыта работы)
Составила:
воспитатель
Матагулина С. С.
Камчатский край
с. Мильково
2017г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ___ 3
Публикация «Опыт работы по теме „Роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Устное народное творчество
- Темочки
Актуальность, взгляды и теории педагогов и психологов___ 3
Опыт работы (описание из личного опыта)___4
Литература___9
Эссе «Я педагог»
Приложения
Приложение №1 Диагностика выполнения программы в ранней группе;
Приложение № 1.1 Диагностика выполнения программы в младшей группе;
Приложение №2 Использование устного народного творчества в режимных моментах (фото);
Приложение №3 Конспект непосредственной образовательной деятельности «Сидит белка на тележке», «Как у нашего кота…»;
Приложение №4 Уголок ряженья (фото);
Приложение №5 Перспективный план по знакомству с устным народным творчеством;
Приложение №6 Картотека по устному народному творчеству –потешки, пальчиковые игры.
Приложение №7 Предметно-пространственная среда (фото)
Приложение №8 Работа с родителями (консультации, мастер -класс)
Приложение №9 Конспект открытой непосредственной образовательной деятельности во второй младшей группе «В гости к бабушке Варварушке»
«Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель; оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ».
К. Д. Ушинский
1. Введение.
Раннее детство - начало жизни. Его можно сравнить с утренней зарей, розовеющим нежным румянцем восходящего солнца. И мы, взрослые, должны наполнить жизнь ребенка светом добра и ласки, духовно обогатить среду, в которой он растет, заложить предпосылки высоких человеческих начал.
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, считалки, колыбельные).
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
2. Актуальность, взгляды и теории педагогов, психологов.
Устное народное творчество в воспитании ребенка, несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна. В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполонили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности. Какой же язык мы оставляем детям? А ведь именно им строить и творить будущее.
В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Фольклор - одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности.
Интересно исследование Л. Н. Павловой, где, в частности, показаны роль и место фольклора в современной педагогике раннего детства.
Отмечается, что различные формы устного народного творчества - действенный метод уманизации воспитания с первых лет жизни ребенка, так как содержит множество ступеней педагогического воздействия на детей с учетом их возрастных возможностей.
Психологи и педагоги (А. Н. Леонтьев, А. М. Фонарев, С. Л. Новоселова, Н. М. Аксарина, В. В. Гербова, Л. Н. Павлова) отмечают, что знание законов развития эмоциональной и психической жизни ребенка позволяет грамотно строить свое взаимодействие с малышом, а, следовательно, обеспечить ему радость бытия и познания мира. Именно в раннем возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, который обеспечит дальнейшее постижение тайн природы и величие человеческого духа.
К. Д. Ушинский дал ценнейшие советы по развитию речи и мышления детей, начиная с раннего возраста; эти советы актуальны и в наше время. Он доказал, что развитие речи детей тесно связано с развитием мышления, и указывал, что мысль и язык находятся в неразрывном единстве: язык выражение мысли в слове.
Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком.
3. Опыт работы (из личного опыта)
Первое знакомство ребё нка с художественным словом начинается с малых фольклорных форм: колыбельных песен, потешек, прибауток, считалок, песенок-небылиц. Работая с детьми раннего возраста, постоянно замечала, как малыши с интересом слушают потешки, прибаутки, песенки я решила, что они помогут мне в развитии речи детей. Ведь на глазах у детей разыгрывается красочное действие: звери разговаривают человеческими голосами, поют, пляшут и т. д. Исходя из этого, я выбрала тему:
«Роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста».
Поставила перед собой цель: «развивать речь детей средствами малого фольклора» и выдвинула следующие задачи:
• вызвать эмоционально положительное отношение к потешкам, сказкам, прибауткам;
• способствовать сохранению радостного настроения во время пребывания в ДОУ;
• развивать познавательное отношение к окружающему миру через фольклор;
• воспитывать гуманные отношения к животным.
Сначала я изучила программы по речевому воспитанию, интернет ресурсы, методический материал. Познакомившись с художественной литературой, сделала вывод - развить речь ребенка можно с помощью устного народного творчества. Ведь эти произведения бесценны, в них сама жизнь, они поучительны чистотой и непосредственностью. Знакомство с этими произведениями всегда обогащают и облагораживают. Одновременно с педагогическим наблюдением за развитием детей провела анкетирование родителей для того, что бы выявить их педагогические знания, проблемы в общении с детьми.
Особую значимость приобретает фольклор впервые дни жизни ребенка в детском саду. В период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Я использую потешки, которые помогают установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще мало знакомому человеку - воспитателю.
С помощью народных песенок, потешек мы воспитываем у детей положительное отношение к режимным моментам - умыванию, приёму пищи, укладывание спать и т. д.
Потешки очень помогают мне наладить эмоциональный контакт с малышами раннего возраста при приеме, одевании, кормлении, укладывании спать и в игровой деятельности
При приеме детей, если ребенок капризничает, не хочет расставаться с мамой, я ласковым голосом обращаюсь к нему:
«Кто у нас хороший, кто у нас пригожий?.»
Во время завтрака дети медленно кушают и, чтобы каша казалась вкусной, и малыши съедали её всю, часто проговариваю детям потешку: «Умница, Катенька, ешь кашку сладеньку…»
При одевания на прогулку, ставлю себе несколько задач - научить детей одеваться, обуваться, запомнить название вещей и их предназначение «Вот они сапожки: этот с левой ножки…» «Наша Таня маленька, на ней шубка аленька. " Многие малыши очень любят играть с водой, но мне их надо научить умываться, конечно, без потешки про водичку никак на обойтись. Колыбельные песни развивают речь детей, обогащают словарный запас за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, о тех предметах, которые близки детям. Мелодичность, напевность песен делает детей мягче, добрее, спокойнее.
Пела своим малышам колыбельные песни, которые они не только слушали и запоминали, а подрастая, сами начинают петь своим куклам «дочкам» и про кота, и про гулей (приложение №2 -фото).
Учитывая огромную значимость устного народного творчества в развитии речевой активности детей, над данным видом деятельности работаю, как на занятиях, так и в свободное время. Проводила с детьми занятия на тему: «Путешествие курочки Рябы», «В гости к бабушке», «Петушок и его семья», «Сидит белка на тележке», в которых знакомила детей с фольклорными произведениями (приложение №3)
А также мы с детками очень любим, играть в хороводные игры: «Жили у бабуси», «Мыши водят хоровод», «Жучок - паучок», «Ходит Ваня», «Всем Надюша расскажи», «Галя по садочку гуляла». Много играем в игры на развитие движение кистей рук, где использую народные песни и потешки «Сорока – белобока», «Мальчик – пальчик» … И, конечно, всем известно, что малыши очень любят наряжаться, любоваться собой. Поэтому я оформила «Уголок ряженья» (с помощью родителей сшили сарафаны, рубашки, короны и т. д.) (приложение №4)
Работая с детьми младшей группы, так же продолжаю работать над этой же темой, так как проблема с речью у детей есть.
Для этого я разработала перспективное планирование, с помощью, которого продолжаю знакомить детей с устным народным творчеством, чтением сказок, заучиванием стихов, потешек, поговорок, скороговорок (приложение № 5).
Нельзя забывать, что словарный запас детей данного возраста не велик, реальный мир воспринимается своеобразно. Поэтому потешки должны соответствовать уровню развитию детей. И интонация, с которой они произносятся воспитателем, должна быть понятна детям. Простые, короткие, они побуждают детей к действию, произнесенные на распев, ласково, негромко, успокаивают. Я оформила картотеку по устному народному творчеству –потешки, сказки (приложение № 6).
С внедрением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования большое требование предъявляется к созданию условий развивающей предметно-пространственной среды. В группы подобраны, соответствующие настольно-печатные игры, книги, наглядный материал. Которые помогают детям закрепить простейшие речевые навыки и знания произведений народного жанра, формировать умения самостоятельно использовать эти знания. В книжном уголке размещены книги - игрушки, книги - раскладушки, книги -картинки, книжки - малышки. Здесь же размещены фигурки персонажей знакомых потешек, прибауток, сказок, дидактические настольно-печатные игры по мотивам этих же произведений. Все это сразу привлекает внимание детей. Они с радостью рассматривают иллюстрации, пересказывают
содержания знакомых потешек, очень любят играть с персонажами кукольного театра, «разговаривать» с любимыми игрушками. Всё это способствует развитию речевой активности, развитию доброжелательных отношений друг к другу, развитию творческого воображения, мышления (приложение № 7).
И конечно большое значение имеет индивидуальная работа с детьми. Для этой работы я изготовила лепбук (книга на коленях). В потешках и песенках, сказках действуют птицы, животные и многие другие персонажи. Описание их не только поэтично, но и образно. Персонажи трудолюбивы, ласковы и заботливы.
Согласно ФГОС родители являются непосредственными участниками образовательного процесса. Вся работа ведётся в тесном контакте с родителями. В процессе организации единого пространства детского сада и семьи, использую разнообразные формы работы : родительские собрания; консультации, участие родителей в изготовлении атрибутов для инсценировки потешек, сказок. Наглядные стенды знакомят родителей с жизнью группы,, широко использую информация в родительских уголках, в папках- передвижках.
Провела мастер – класс с родителями на тему «Значение устного народного творчества в развитии речи детей”, где познакомила родителей с устным народным творчеством и как родители используют фольклор в воспитании своих детей. Организовала выставку совместного творчества родителей и детей на тему «Моя любимая сказка» (приложение № 8).
Участвуя, вместе с родителями, в инсценировке потешек, сказок дети учатся отличать добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор: развивают речь, фантазию, воображение. Развивают нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость
Вывод:
Таким образом, помогая детям овладеть языком произведений устного народного творчества, выполняю и задачи воспитания, и задачи развития, и задачи образования каждого ребенка.
С помощью малых форм фольклора решала практически все задачи методики развития речи- их звучность, ритмичность, напевность, занимательность привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, что в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.
Познавая окружающий мир по средствам устного народного творчества, дети начинают усваивать словесные, образные обозначения предметов и явлений, их связи и отношения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аким Я. Л., Берестов В. Д., Барто А. Л., изд. Самовар,2014г. С. 1-192.
2. Князева О. Л., Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Программа. Учебно-методическое пособие. СПБ. :Детство-Пресс,2004. С. 304
3. Хрестоматия для дошкольников» «Русские народные песенки, потешки»- 1-ое издание М., АСТ,1998г. С9-17;
4. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. -М. : Академия, 2000. - 400с.
5. Алексеева М. М., Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников. -М. : Академия, 1999. - 159с.
Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. - М. :Учпедгиз, 1957 -240с.
Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология. -М. : Просвещение, 1988 - 328с.
Генералова Н. Русские народные потешки в жизни малышей // Дошк. воспитание. -1985 - №11. -С. 21-24.
Даль В. И. Пословицы и поговорки. Напутное // Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике /Сост. : Ю. Г. Круглов. - М. : Высшая школа, 1986 - С. 185-193.