Светлана Сурнина
Опыт работы с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с правилами дорожного движения
▼ Скачать + Заказать документы
Из года в год в нашем городе и нашей стране увеличивается количество автомобильного транспорта. Улицы города с потоком движущихся машин требуют от детей хорошей ориентировки, а ориентировка формируется в процессе практической деятельности. Быстрое развитие автомобильного транспорта, увеличение интенсивности движения выдвигает серьезную задачу – обеспечение безопасности движения детей. По статистике каждый десятый жертвой дорожно-транспортного происшествия становится ребенок. Ребенка интересует улица и все на ней происходящее. И часто, увлеченный чем-либо необычным, он попадает на улице в опасные ситуации, особенно в летний период. Вот почему уже в дошкольном возрасте необходимо учить детей ориентироваться в ближайшем окружении. Это тем более важно знать будущему школьнику, так как ему приходится преодолевать путь от дома в школу и обратно. В предупреждении дорожно-транспортного происшествия с детьми важную роль играет работа в детском саду по разъяснению детям правил дорожного движения и привитию навыков дисциплинированного, культурного поведения на улицах и дорогах. Ведь ребенку трудно понять, что такое тормозной путь, время реакции водителя или транспортный поток. Дети часто страдают от непонимания той опасности, которую представляет собой автомобиль. В нашей работе используем такие формы работы с детьми по правилам дорожного движения, как экскурсии, наблюдения, беседы, рассматривание картин, чтение произведений, заучивание стихотворений, различные дидактические и сюжетно-ролевые игры.
Публикация «Опыт работы с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с правилами дорожного движения» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Опыт работы, практика
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
Начина со второй младшей группы в нашем детском саду ведется работа по ознакомлению детей с различными видами транспорта, воспитанию у детей умения вести себя на улице и проезжей части дороги. Детей с раннего возраста привлекает разнообразие окружающего: дома, улицы, движущийся по ним транспорт. Наблюдение за жизнью улицы само по себе не обеспечивает формирования правильных представлений о правилах дорожного движения. Детям трудно самостоятельно познать азбуку дорожного движения, разобраться в смене сигналов светофора, понять их смысл. Это заставило своевременно начать обучение детей правилам поведения на улице.
Соблюдение правил – это результат воспитанности. Исследования психологов показывает, что у детей наблюдается разрыв в теоретических знаниях и практическом их применении. Осознанное применение правил дорожного движения невозможно, если дети не умеют различать и называть (в зависимости от возраста) левую, правую сторону, середину. Правила дорожного движения требуют от ребенка ориентировки в пространстве и правильно реагировать на изменения окружающей обстановки. Чтобы добиться успеха в освоении правил дорожного движения осуществляем связь между всеми разделами программы. В непосредственно образовательной деятельности и других видах деятельности уделяем внимание формированию у детей ориентировки в пространстве, воспитанию быстрой реакции на изменение окружающей обстановки. С правилами дорожного движения знакомим детей систематически и последовательно, усложняя программные требования от занятия к занятию и от группы к группе. В младшей и средней группах во время целевых прогулок, на занятиях, в играх направляем внимание детей на движение пешеходов, транспорта, называют цвета светофора, знакомим с улицей, со словами: «светофор», «тротуар», «пешеход», «переход», «машина». Уточняли название частей автомобиля: кабина, колеса, двери и т. д. Полученные знания воспитанниками закрепляются в совместной и самостоятельной деятельности: наклеивании светофора; учили различать левую и правую стороны; строительство улицы, дороги из конструкторов различных видов. Сопровождает действия словом: «Это у нас будет тротуар, кто по нему будет ходить?». На физкультурных занятиях учим двигаться в определенном направлении – вперед, назад.
Проводили подвижные игры : «Поезд», «Трамвай», «Воробушки и автомобили», «Найди свой цвет». Таким образом, у детей накапливается опыт движения по улице, обогащается их словарный запас, повышается уровень пространственной ориентировки. В старшей группе детей знакомим с правилами дорожного движения на улице, дорожными знаки, о работе сотрудников ГИБДД. Обыгрываем правила дорожного движения в различных играх. Учим детей переходить улицу, четко знать дорогу от дома до детского сада.
Умение применять правила дорожного движения, воспитывается у детей на основе методической литературы имеющейся в детском саду: «Методические рекомендации по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения», «Как обеспечить безопасность дошкольников», «Дошкольникам о правилах дорожного движения», «Безопасность на улицах и дорогах», Используем в своей работе имеющиеся в методическом кабинете большой выбор дидактических игр по правилам дорожного движения : • «Знаки на дорогах»; • «Дорожные знаки»; • «Светофор»; • «Что изменилось?»; • «Кто быстрее в детский сад приедет?», • «Мы едем, едем, едем!».
В своей работе используем картины по правилам дорожного движения и иллюстрированные пособия. Используем художественную литературу, рассматриваем с детьми картины. В группе создан уголок безопасности, где собран наглядный и игровой материал по правилам дорожного движения. Материал пополняется и обновляется в течение всего учебного года. Дети самостоятельно играют в знакомые игры и рассматривают иллюстрации без вмешательства взрослых. Для улучшения работы с детьми изготовили макеты улиц с перекрестками, дорожными знаками, светофорами. В течение года знакомим детей с художественной литературой по правилам дорожного движения : • Дорохова А. «Зеленый, желтый, красный»; • Жидков Б. «Что я видел, светофор»; • Северный А. «3 чудесных цвета»; • Клименко В. «Кто важнее всех на свете!», «Происшествие с игрушками»; • Турутин С. «Для чего нужен светофор»; • Михалков С. «Моя улица», «Велосипедист»; • Маршак С. «Милиционер», «Мяч».
Важную роль в ознакомлении детей с правилами дорожного движения играет тесная взаимосвязь с родителями. Ведём большую работу по правилам дорожного движения с родителями, знакомим их с программными требованиями, привлекаем к изготовлению материала для игр, выполнению различных заданий с детьми. С родителями в группах проводятся различные консультации по правилам дорожного движения, в родительских уголках оформляются наглядно-информационные стенды на данную тематику.
Осуществляя работу по ознакомлению детей с правилами дорожного движения, мы уверены, что знания и навыки движения по улице, полученные в детском саду, служат фундаментом для подготовки ребенка к обучению в школе, обеспечивают самостоятельность и культуру поведения на улице наших детей. Одним из основных направлений в работе считаем сотрудничество с семьей. Стараемся строить контакт так, чтобы родители принимающих информацию, становились активно действующими участниками, в процессе ее усвоения.
С этой целью используем наиболее эффективные, интересные и доступные формы сотрудничества с родителями: выпуск буклетов на тему: «Зеленый огонек»; совместные праздники и развлечения: конкурсы: «Лучший пешеход», семейная викторина «Мама, папа и я – на улицах станицы» и т. д., наглядная информация на стендах «Уголок безопасности», в папках – передвижках. Родители проявляют заинтересованность, принимают активное участие в проводимых мероприятиях: заседаниях клуба по интересам, анкетировании, в изготовлении атрибутов для сюжетно-ролевых игр.
Роль дорожно-транспортного травматизма велика, так как систематическая, целенаправленная, правильная воспитательная работа с дошкольниками создает прочный навык поведения детей на улице, помогает сохранить жизнь и здоровье ребенка, обеспечивает самостоятельность и осознанность поведения детей на улице. В группе собрано много разнообразного дидактического материала по обучению детей правилам дорожного движения. Ищем новые современные формы работы с детьми по правилам дорожного движения, и это у нас получается.