Людмила Шевелева
Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей с отклонениями в развитии
▼ Скачать + Заказать документы
«Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей с отклонениями в развитии»
г. Аткарск
Введение
За последние годы в нашей стране значительно увеличилось число детей, страдающих невротическими расстройствами и другими эмоциональными нарушениями. В психолого-педагогической литературе (исследования А. В. Запорожца, О. С. Семерягиной) эмоциональное неблагополучие детей рассматривается как отрицательное состояние, которое возникает на фоне трудноразрешимых личностных конфликтов, нарушения адекватности реагирования на воздействие извне. Особое внимание психологи обращают на негативные эмоциональные проявления, возникающие при неблагоприятных взаимоотношениях с другими людьми, особенно со сверстниками.
Публикация «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей с отклонениями в развитии» размещена в разделах
- Агрессия, детская агрессивность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
Тема агрессии всегда вызывала интерес педагогов и психологов. Данной теме посвящено много фундаментальных теоретических исследований, систематизирующих знания о причинах возникновения агрессивного поведения (Р. Бэрон, Д. Ричардсон, А. Берковитц, А. Бандура, Реан и др., но при это недостаточно психологической литературы, содержащей практические рекомендации по коррекции агрессии, а также закреплению навыков конструктивного поведения. Мне известны только несколько авторов, работающих в этом направлении (Монина Г. Б., Смирнова Т. П., А. Романова, Бреслав Г. Э.)
Проблема агрессивного поведения детей достаточно актуальна в наши дни. Педагоги отмечают, что агрессивных детей становится с каждым годом все большие и больше, с ними труднее работать, и, зачастую, они просто не знают, как справится с их поведением. Единственное педагогическое воздействие, которое временно действует, - это наказание или выговор, после чего дети на какое-то время становятся сдержаннее, и их поведение начинает соответствовать требованиям взрослых. Но такого рода педагогическое воздействие скорее усиливает особенности таких детей (циркулярная зависимость) и ни в коей мере не способствует их перевоспитанию или стойкому изменению поведения к лучшему.
Взрослее не любят агрессивного поведения детей. Подобные дети их раздражают, и разговор о них, как правило ведется в осуждающих терминах: «Грубиян», «Нахал», «отвратительный» - такие ярлыки достаются всем агрессивным детям без исключения, причем не только в образовательном учреждении, но и дома.
«Я воспринимаю ребенка, который обнаруживает деструктивное поведение, как человека, которым движет чувство гнева, отверженности, тревоги, незащищенности, обиды. У него часто отмечается низкая самооценка. Он не способен, или не хочет, или боится выразить то, что он чувствует, иным способом, потому что, если он это сделает, он может утратить силу, лежащую в основе агрессивного поведения. Он чувствует, что это единственный путь, способствующий выживанию.»(В. Оклендер, 1997 г.) Наиболее ярко эмоциональные нарушения проявляются у детей с различными отклонениями в развитии.
Глава 1
Особенности эмоциональной сферы у детей с отклонениями в развитии.
В детском саду №1 «Ласточка» функционирует 2 группы для детей, страдающих отклонениями в психическом и физическом развитии. В настоящее время ее посещают дети со следующими отклонениями : задержка психического развития, нарушение интеллекта.
Отклонения, вызванные данными заболеваниями затрудняют социальную адаптацию детей. В группе есть дети, которые имеют проблемы в общении, множество •негативных негативных элементов в поведении, т. е. нарушения эмоционального личностного развития. Понятие отклонения в личностном развитии охватывает большой круг явлений: формирование антисоциальной мотивации, нарушений волевой сферы (слабоволие, капризы, упрямство, негативизм, появление таких эмоциональных нарушений, как тревожность, страхи, агрессивность. Исследования и многолетие наблюдения ученых показывают: агрессивность, сложившаяся по каким-либо причинам в детстве, остается устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека. Среди психологических особенностей, провоцирующий агрессивное поведение можно выделить недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков, сниженный уровень произвольности, сниженную самооценку, неразвитость игровой деятельности. Коме того, в некоторых семьях дети испытывают дефицит общения с близкими, переживают постоянные стрессы, прежде всего потому, что не удовлетворяются их базовые потребности: в родительской любви, ласке, защищенности. В результате у них появляется агрессивность и озлобленность - сначала на родителей, потом на всех окружающих.
Возникла проблема: повышенная агрессивность отдельно взятых детей в группе мешает общению и сплоченности детского коллектива. Прежде чем проводить коррекции - данную работу с детьми, испытывающими затруднения в общении, я провела первичную диагностику по следующим направлениям:
1. Детский апперцептивный тест «САТ». Цель: исследование структуры личности ребенка.
2. Тест «Какой я?» Цель: определение самооценки ребенка.
3. Детский тест тревожности (Р. Теммл). Цель: определения уровня тревожности ребенка с окружающими людьми.
4. Анкетирование «Семья глазами ребенка»
5. Наблюдение за ребенком по частотному счету (по Дж. Лешли). Цель: определение количества агрессивных проявлений, их причину.
6. Рисование на тему: «Несуществующие животное» (агрессивность, «Моя семья» (взаимоотношения)
Результаты психолого-диагностического обследования позволяют сделать вывод о наличии у детей, испытывающих затруднения в общении, следующих личностных нарушений: низкий уровень самооценки,
повышенный уровень тревожности, коррелирующий с агрессивностью и конфликтностью. (В приложении даются протоколы психологического обследования детей, эмоциональныех нарушения которых наиболее ярко выражены).
Глава 2
Краткая характеристика агрессивности.
Остановимся на краткой характеристики агрессивности.
Агрессивность может провялятся по разному: открытая агрессия; агрессия в сочетании с высокой тревогой, вытесняемая из сознания ребенка, когда он считает какое-либо качество отрицательным и не хочет признавать его наличие у себя; об этом же свидетельствует и отказ от ответа, когда ребенок говорит о том, что он не знает, что здесь нарисовано, не будет ничего говорить (см. приложение №1, детский апперцептивный тест С АТ, протокол №1 (5ч) и №2 (5ч).
Агрессивные дети часто выходят из себя по пустякам, неусидчивы, считают себя обманутыми, драчливы; без причины бьют или пинают других детей (физическая агрессия см. приложение № 1, наблюдение по частотному счету, любят, чтобы окружающие выполняли их желания, не признают за собой вины; склоны к агрессивным фантазиям («если не будешь слушаться - тебя посадят в тюрьму, будут делать уколы», могут оскорбить, угрожать сверстнику (вербальная агрессия, не признают за собой вины, обвиняют других в собственных проступках, невнимательны к занятиям.
В среднем и старшем дошкольном возрасте агрессивное поведение уже может расцениваться как специфическая форма взаимоотношений ребенка с другими людьми, в первую очередь со сверстниками. Агрессивные реакции могут переноситься на других детей, непричастных к конфликту. Например: во время игры со строительном материалом Андрей поссорился с Виталиком из-за машины, стал отнимать игрушку, драться и заодно толкнул Игоря, находившегося рядом. Андрей воспринял Виталика как причину неприятных переживаний, а агрессивное действие было, затем перенесено на другого ребенка. В детском возрасте поведение такого рода легко входит в привычку, мешает общению, поэтому необходима коррекционная работа, направленная на устранение данного эмоционального нарушения. В более сложных ситуациях необходима консультация у детского психиатра.
Среди агрессивных детей отчетливо выделяется три группы. Они различаются:
- внешним поведенческим проявлением (частота и степень жесткости действий);
психологическими характеристиками (уровень интеллекта, произвольность);
- уровень развития игровой деятельности;
- социальным статусом в группе сверстников
Первую группу составляют дети, которые используют агрессию средство привлечения к себе внимания сверстников. Со слов сверстников, «все ломают», «всегда мешают», «никого не слушают». Данные психологического обследования показывают низкий уровень интеллекта - как общего, так и социального; неразвитую произвольность, низкий уровень игровой деятельности. В качестве средства самоутверждения и самовыражения используются агрессивные действия. Этот вариант агрессивности называется импульсивно-демонстративным, т. к. главная задача ребенка продемонстрировать себя, обратить на себя внимание.
Вторую группу составляют дети, которые используют агрессию как норму поведения в общении со сверстниками. Здесь агрессивные действия - это средство достижения конкретной цели. Положительные эмоции испытываются по достижении результата, а не в момент агрессивных действий. Дети пользуется популярностью в группе («лидеры»). Среди форм поведения чаще всего проявляются прямая физическая агрессия, которая не отличается жесткостью; действия, и чувства сверстников игнорируется, ориентир исключительно на собственные желания. Не замечают собственной агрессивности, которая направлена на достижение цели. Этот вид агрессивности называется нармативно - инструментальным.
В третью группу входят дети, для котрых желание нанести вред другому - самоцель. Используют в основном прямую агрессию, физическую. Для детей этой группы характерны мстительность, злопамятность, они долго помнят
любые мелкие обиды и, пока не отомстят обидчику, не могут переключиться на другую деятельность, (целенаправленно- враждебный вид).
Можно сделать вывод, что в основе агрессивности может лежать различная мотивационная направленность: в первом случае - спонтанная демонстрация себя, во втором - достижение своих практических целей, в третьем - подавление и унижение другого. Но всех детей объединяет одно общее свойство - невнимание к сверстникам, неспособность видеть и понимать их. В окружающем мире и других людях они видят прежде всего себя, и отношение к себе.
Считаю, что коррекционная работа с агрессивными детьми должна быть направлена на преодоление внутренней изоляции, на формирование в ребенке способности видеть и понимать других. Нужно помнить, что традиционные воздействия-убеждения. Объяснения, призыв не обижать других - малоэффективны, так же как и всевозможные конкурсы, соревнования, состязания, которые ведут к разобщенности детей. Своей основной задачей в работе с агрессивными детьми считаю формирование чувства общности с другими, желания видеть и понимать сверстников. Главное-помочь ребенку увидеть в ровеснике нс противника, а партнера по общению и совместной деятельности.
Глава 3
Коррекция деструктивного поведения детей. г
Коррекционная работа строилась на основании программы «Игровой психокоррекции трудностей общения у дошкольников» (Архангельск, 1996г.). Цель программы: устранение искажения эмоционального
реагирования и стереотипов поведения, реконструкция полноценных контактов со сверстниками (Приложение №3). В программу были внесены некоторые изменения в соответствии с особенностями развития детей нашей группы : замена часть игр ориентировочного этапа, уменьшено количество игр II этапа - реконструктивного. Считаю эффективным использованием в психокорекции агрессивного поведения цикла комплексных занятий психогимнастической (3) : психологические этюды, отгадывание чувств и переживаний по схематическому рисунку лица с различными эмоциональными выражениями.
Действенными способами снижения агрессивности детей является : игры,
хоровое пение, творческая деятельность (рисование, лепка, придумывание сказок, пересказ); аутогенная тренировка; упражнения на устойчивость к стрессу. Более подробно остановлюсь на двух последних аспектах снижении агрессивности, которые можно практиковать уже с 3,5 лет.
Аутогенная тренировка - метод психотерапии, основан на самовнушении.
Его суть - приемы, помогающие овладеть навыками покоя, расслабления. АТ желательно проводить под медленную приятную музыку («Шум моря», «Лесная поляна», «Полет птиц»). Дети сидят на стульях в удобной позе или лежат на кроватях. Глаза должны быть закрыты. АТ имеет четыре фазы: 1) расслабление мышц и расширение сосудов; 2) сюжетное воображение; 3) самопрограммирование; 4) закрепление.
Эффективнее проводить ТА перед сном.
Очень эффективны упражнения, направленные на развитие устойчивости к стрессу.
Наши дети довольно легко поддаются внушению, которое проводится перед упражнениями. Я настойчиво убеждаю детей, что в процессе занятия и после него они будут лучше чувствовать себя, им будет легче дышать, придут хорошее настроение и спокойствие. Настраиваю детей на то, что они сами должны стремиться к этому, стараться добросовестно выполнять упражнения. Нашим детям особенно нравится упражнения: «Всплывание рук», «Полет», «Покачивание». Дети в процессе занятий успокаиваются, отвлекаются от своих проблем, снижается агрессивность и формируется способность контролировать себя без особого напряжения.
Основная цель игровой терапии не менять, не переделывать ребенка, а дать ему возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании взрослого. Коррекционные занятия проводились в отдельном помещении, по подгруппам (младшая и старшая, по два занятия в неделю. Длительность занятий 15-25 минут (в зависимости от возраста).
Перед проведением занятий проводила индивидуальную коррекционная работу (беседа, упражнения, обучением приемам релаксации, совместное обсуждение с воспитателями группы плана корреционно - педагогических мероприятий с детьми. В коррекционную работу вошли консультации и беседы с воспитателями группы и родителями (Приложение №5, №6).
г
Коррекционная работа, направленная на профилактику и коррекцию деструктивного поведения детей, снижения агрессивности далеко не закончена, но уже можно сделать следующие выводы:
1. Дети с отклонениями в развитии начинают приобретать способность управлять своим поведением.
2. У детей формируется чувство общности с другими, желание видеть и понимать сверстников.
3. агрессивность выражается более «пристойными» способами.
4. Повышается уверенность в своих силах.
5. Снижается эмоциональное напряжение, развивается внутренняя активность.
1. Е. И. Рогов «Настольная книга практического психолога в образовании», М., Владос, 1998г.
2. А. Н. Захаров «Предупреждение отклонений в поведении ребенка» Союз, С. -Петербург, 1997г.
3. М. И. Чистякова «Психогимнастика» «Просвещение», М., 1995г.
4. Р. В. Овчарова «Справочная книга школьного психолога», «Просвещение» М., 1996г.
5. Н. В. Клюева «Учим детей общению» Ярославль 1997г.
6. Н. В. Самоукина «Игры в школе и дома» М., 1993г.
7. Д. Лешли «Работать с маленькими детьми», М., 1991г.
8. Е. Волкова «Агрессивные дети» (ж. «Дошкольное воспитание» №3 2000г.).
9. Е. Смирнова, Г. Хузеева «Агрессивные дети» (ж. «Дошкольное воспитание» №4 2003г.).