Лара Нишкомаева
Знакомство со звуком и буквой «Ш»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Звук и буква Ш
(на основе технологии Гомзяк О. С. «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников»)
Цели:
корекционно-образовательная:
— дать детям понятие о механизме образования звука Ш;
корекционно-развиваюшие:
— автоматизировать у детей звук Ш в словах, слогах и предложениях;
— развивать фонематический слух и восприятие;
— развивать навыки словоизменения;
— формировать у детей самоконтроль за речью через оральный, тактильно-вибрационный и акустический контроль;
Публикация «Знакомство со звуком и буквой „Ш“» размещена в разделах
— уточнять и расширять словарь через формирование семантического поля слова «машина»;
корекиионно-воспитательная:
— воспитывать у детей навыки правильного поведения на дороге.
Оборудование: Цветные фишки для выкладывания схем, таблица акустико-артикуляционного образа звука, счетные палочки, сюжетные картинки.
Ход занятия
. Организационный момент.
Логопед: посмотрите, нам кто-то прислал письмо. Ребята, проверим действительно ли оно адресовано?
Дети: читают надпись на конверте.
Логопед: как вы думаете, кто же нам его прислал? (Выслушивает высказывания детей)
Логопед: я вам подскажу, отгадайте загадку:
Он живёт в цветочном городе,
Любит мастерить разные машины и механизмы,
Дружит с Незнайкой и Винтиком?
Дети: Это Незнайка, Знайка, Шпунтик (На экране появляется картинка - Шпунтик)
Логопед: послушайте внимательно имя этого героя Шпунтик. Определите с какого звука начинается имя этого героя?
Дети: со звука Ш.
Логопед: ребята, я предлагаю вам пошипеть как змейки.
Дети: произносят изолированно звук Ш (с подключением орального, тактильно-вибрационного и акустического контроля).
Логопед: Шпунтик как и вы собирается в школу и его друг Знайка решил проверить умеет ли он выполнять задания. Посмотрите на экран и помогите нашему герою убрать лишние картинки. Как вы думаете, какие картинки мы будем убирать?
Дети: мы будем убирать картинки, в которых нет звука Ш. (Выполняют задание на экране интерактивной панели)
Логопед: замечательно вы справились с заданием. Но знаем, что звуки мы с вами говорим и слышим, а что нам нужно для чтения. (Характеристика звука «Ш». Звук «Ш» - согласный, всегда твердый, глухой, шипящий.)
Дети: мы должны знать буквы.
Логопед: посмотрите, наш друг загрустил, он тоже хочет научиться писать и читать своё имя, но не знает букву, с которой начинается его имя.
Дети: рисуют буквы Ш на подносах с манной крупой, пальчиками на столе, выкладывание из счетных палочек с опорой на образец. (На экране появляется буква и звук её обозначающий)
Логопед: Молодцы ребята, вы все справились с заданием. И снова новые задания для Шпунтика.
Работа за столом с фишками и в тетради:
— Звуковой анализ и синтез слогов АШ, ША; графическая запись.
— Звуко-слоговой анализ с графической записью слова ШУМ.
— Составить предложение со словами Шпунтик и машина.
Поделить его на слова и записать графическую схему.
Физкультминутка.
Дети становятся в круг и, взяв в руки «руль»,
медленно вращают его, приговаривая:
Завели машину - Ш-ш! Ш-ш! Ш-ш! («поворачивают ключ в замке»)
Накачали шину - Ш-ш! Ш-ш! Ш-ш! («накачивают шины»)
Улыбнулись веселей,
И поехали скорей. (Двигаются друг за другом по кругу)
Логопед: а ещё у Шпунтика был день рождения и друзья из Солнечного города подарили ему машину вместе со специальными картинками. На этих картинках нарисованы действия, которые умеет выполнять машина.
Но Шпунтик никак не может разобраться в картинках и просит вас о помощи».
На доску выставляются картинки, где нарисовано:
— машина заезжает в гараж;
— машина выезжает из гаража;
— машина стоит на дороге;
— машина едет по дороге;
— машина подъезжает к дому;
— машина отъезжает от дома;
— машина въезжает в гору;
— машина съезжает с горы.
Дети поочередно называют действия, которые
изображены на картинках.
Логопед: «Внимание! Запоминаем картинки, потому что сейчас начинается игра: «Чего не стало?»
Молодцы, ребята! За правильный ответ Шпунтик дарит вам эти картинки и просит помочь ему справится еще с одним заданием. Задание называется
«Скажи наоборот» : кто-то из вас называет, что делает его машина, а отвечает тот, у кого действие наоборот.
Итог занятия и оценка деятельности детей.
Над каким звуком мы сегодня работали?
Про что вы узнали? Какие новые слова вы запомнили?