Екатерина Зевакина
Консультация для родителей «Как быть родителем подростка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия Клуба «Устойчивая семья»
по программе «Азбука счастливой семьи»
Урок 5.1 «Как быть родителем подростка»
Цель: дать возможность родителям понять особенности подросткового возраста, познакомить со способами позитивной коммуникации с подростком.
Материал: широкие ленты (6 шт., карточки с фразами, листы А4, ручки.
Ход занятия.
Подростковый возраст – сложное время не только для детей, но и для их родителей. Отсутствие понимания своего ребенка, которое вытекает из незнания особенностей данного возрастного периода, строит своеобразный психологический барьер между членами всей семьи. Желая помочь своему ребенку, но, к сожалению, оказывая неправильные действия, родители увеличивают этот барьер еще больше. Однако, обладая необходимыми знаниями и навыками, родитель способен достичь взаимопонимания со своим ребенком.
Упражнение: «Идеальный подросток» (20 минут)
Из числа присутствующих родителей приглашаются доброволец, он будет «подростком», остальные участники — «родители».. Подросток садится на стул.
На карточках написаны 6 фраз, которые родители часто говорят своим детям. Я попрошу каждого из вас брать карточку с высказыванием и зачитывать ее:
• Хватит ругаться плохими словами, не повышай на меня голос, не смей отговариваться!
• Весь день «сидишь в телефоне»! И чего ты вечно плачешь без причины!
• Почему ты слушаешь только своих друзей? Мама знает лучше!
• Ты опять подрался? Разве можно распускать руки!
• Ты не пришёл домой вовремя! Опять гулял допоздна!
• Хватит страдать из-за него, он тебе не нужен!
Вопрос участникам группы: Когда вы произносите эту фразу, как это может быть связано с телом ребенка? Выберите ленту и наденьте ее на ту часть тела ребенка, куда направлена эта фраза.
Психолог просит завязывать лентами «каналы воспроизведения»:
Рот – чтобы не ругался и не кричал;
Глаза – чтобы не видели недостойного, не выражали ненависть, неудовольствие и зло, чтобы не плакали;
Уши – чтобы не слышали лишнего;
Руки – чтобы не дрались;
Ноги – чтобы не пинались, не ходили в плохие компании;
Душу – чтобы не страдала.
После завершения процедуры инсценирования запретов (завязываний, психолог обращается к участникам с вопросами:
Что может такой человек? Выражать свою мысль? – Рот скован!
Наблюдать, выделять прекрасное, откликаться? – снижена возможность реагировать – глаза закрыты!
Творить прекрасное, обнимать, выражать радость? – руки связаны!
Идти по жизни? (легонько подтолкнуть связанного, попытаться заставить двигаться) – страх, скованность движений!
Сочувствовать, радоваться, доверяться? – душа «молчит», скована!
Обсуждаются вопросы:
- Что вы чувствовали, когда произносили эту фразу?
- Что испытывали, когда завязывали "подростка"?
Обращение к «подростку»:
-Как вам сейчас?
-Что хочется сделать?
-Сделайте это.
Ожидаемый результат: участники группы осознают, что запрещая и ограничивая подростка в действиях невозможно наладить с ним эффективное общение, реакцией подростка на запреты будет гнев желание отстраниться, протестное поведение.
Также, после выполнения упражнения, участникам можно напомнить о «я-сообщениях» в общении с ребенком
Притча «Самолет» (подводка к ресурсному упражнению)
Сразу после рождения подарил крёстный мальчику настоящий самолёт. Когда мальчик немного подрос, залез он в кабину, стал двигать разные рычаги, но отец ударил его по рукам:
— Ничего здесь не трогай, ты ещё мал, вдруг что-нибудь сломаешь, — и запретил сыну подходить к самолёту.
Лишь издали смотрел сын на свой самолёт, одиноко стоящий в ангаре. С завистью наблюдал он, как парят в небе на самолётах его сверстники, да тайком от отца читал про самолёты в книгах.
Когда же стал сын совершеннолетним, сказал ему отец:
— Теперь, сынок, ты готов, пойдём.
Посадил он сына за штурвал, и сказал:
— Ты стал взрослым, и теперь можешь трогать здесь всё, что захочешь. Летай и наслаждайся!.
— А как я буду им управлять? — спросил сын.
— Это же само-лёт! — засмеялся отец. — Он сам летает!
С гордостью смотрел отец, как, немного неуклюже, выруливает на взлётную полосу его сын.
— Смотрите, смотрите! — кричал он соседям. — Это мой сын, он стал взрослым!
Но соседи, глядя на старания неопытного пилота, лишь качали головами и разбегались в разные стороны.
Самолёт поднялся высоко в воздух, но вдруг накренился, вошёл в штопор, и неуправляемая сверкающая громадина рухнула на дом отца. Рыдая, отец бросился к проходящему страннику:
— Мой дед на совершеннолетие впервые бросил в реку моего отца, и, нахлебавшись воды, отец выплыл. Мой отец на моё совершеннолетие впервые посадил меня на коня, и я, сломав три ребра, научился им управлять. Почему же мой сын не смог справиться с самолётом?
Странник с укором посмотрел на отца:
— Другие времена — другие и требования.
Ожидаемый результат (обсуждение). Подростку необходима возможность действовать и совершать ошибки, вера в его силы и поддержка родителей, и тогда у него все получится!
Упражнение «Самолет пожеланий» (15 мин)
Материал: листы А4 и ручки.
Инструкция: вам необходимо сделать из этих листов самолетик, на одном крыле этого самолета напишите что-то хорошее о вашем подростке, это могут быть пожелания, его сильные стороны, качества, которые вы в нем цените и т. д., а на другом фразу «У тебя все получится!».
Пусть этот самолетик станет символом благополучного будущего подростка. Каждый самолет полетит по-своему, у каждого свой путь, не похожий на других, но каждый может «взлететь» если его поддержать и помочь.
Главная мысль урока — задача взрослых, которые рядом с подростком. - дать детям самостоятельность и позволить «наступать на грабли» при этом не лишая их своей поддержки. Для взросления человек должен пережить естественные последствия собственных поступков. И получить не упреки а сочувствие родителей.
Ожидаемый результат: понимание родителями особенностей протекания подросткового кризиса, изучение рекомендаций позитивного взаимодействия с подростками.