Приложение МААМ

Консультация для родителей «Как быть родителем подростка»

Екатерина Зевакина
Консультация для родителей «Как быть родителем подростка»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия Клуба «Устойчивая семья»

по программе «Азбука счастливой семьи»

Урок 5.1 «Как быть родителем подростка»

Цель: дать возможность родителям понять особенности подросткового возраста, познакомить со способами позитивной коммуникации с подростком.

Материал: широкие ленты (6 шт., карточки с фразами, листы А4, ручки.

Ход занятия.

Подростковый возраст – сложное время не только для детей, но и для их родителей. Отсутствие понимания своего ребенка, которое вытекает из незнания особенностей данного возрастного периода, строит своеобразный психологический барьер между членами всей семьи. Желая помочь своему ребенку, но, к сожалению, оказывая неправильные действия, родители увеличивают этот барьер еще больше. Однако, обладая необходимыми знаниями и навыками, родитель способен достичь взаимопонимания со своим ребенком.

Упражнение: «Идеальный подросток» (20 минут)

Из числа присутствующих родителей приглашаются доброволец, он будет «подростком», остальные участники — «родители».. Подросток садится на стул.

На карточках написаны 6 фраз, которые родители часто говорят своим детям. Я попрошу каждого из вас брать карточку с высказыванием и зачитывать ее:

• Хватит ругаться плохими словами, не повышай на меня голос, не смей отговариваться!

• Весь день «сидишь в телефоне»! И чего ты вечно плачешь без причины!

• Почему ты слушаешь только своих друзей? Мама знает лучше!

• Ты опять подрался? Разве можно распускать руки!

• Ты не пришёл домой вовремя! Опять гулял допоздна!

• Хватит страдать из-за него, он тебе не нужен!

Вопрос участникам группы: Когда вы произносите эту фразу, как это может быть связано с телом ребенка? Выберите ленту и наденьте ее на ту часть тела ребенка, куда направлена эта фраза.

Психолог просит завязывать лентами «каналы воспроизведения»:

Рот – чтобы не ругался и не кричал;

Глаза – чтобы не видели недостойного, не выражали ненависть, неудовольствие и зло, чтобы не плакали;

Уши – чтобы не слышали лишнего;

Руки – чтобы не дрались;

Ноги – чтобы не пинались, не ходили в плохие компании;

Душу – чтобы не страдала.

После завершения процедуры инсценирования запретов (завязываний, психолог обращается к участникам с вопросами: 

Что может такой человек? Выражать свою мысль? – Рот скован!

Наблюдать, выделять прекрасное, откликаться? – снижена возможность реагировать – глаза закрыты!

Творить прекрасное, обнимать, выражать радость? – руки связаны!

Идти по жизни? (легонько подтолкнуть связанного, попытаться заставить двигаться) – страх, скованность движений!

Сочувствовать, радоваться, доверяться? – душа «молчит», скована!

Обсуждаются вопросы:

- Что вы чувствовали, когда произносили эту фразу?

- Что испытывали, когда завязывали "подростка"?

Обращение к «подростку»:

-Как вам сейчас?

-Что хочется сделать?

-Сделайте это.

Ожидаемый результат: участники группы осознают, что запрещая и ограничивая подростка в действиях невозможно наладить с ним эффективное общение, реакцией подростка на запреты будет гнев желание отстраниться, протестное поведение.

Также, после выполнения упражнения, участникам можно напомнить о «я-сообщениях» в общении с ребенком

Притча «Самолет» (подводка к ресурсному упражнению)

Сразу после рождения подарил крёстный мальчику настоящий самолёт. Когда мальчик немного подрос, залез он в кабину, стал двигать разные рычаги, но отец ударил его по рукам:

— Ничего здесь не трогай, ты ещё мал, вдруг что-нибудь сломаешь, — и запретил сыну подходить к самолёту.

Лишь издали смотрел сын на свой самолёт, одиноко стоящий в ангаре. С завистью наблюдал он, как парят в небе на самолётах его сверстники, да тайком от отца читал про самолёты в книгах.

Когда же стал сын совершеннолетним, сказал ему отец:

— Теперь, сынок, ты готов, пойдём.

Посадил он сына за штурвал, и сказал:

— Ты стал взрослым, и теперь можешь трогать здесь всё, что захочешь. Летай и наслаждайся!.

— А как я буду им управлять? — спросил сын.

— Это же само-лёт! — засмеялся отец. — Он сам летает!

С гордостью смотрел отец, как, немного неуклюже, выруливает на взлётную полосу его сын.

— Смотрите, смотрите! — кричал он соседям. — Это мой сын, он стал взрослым!

Но соседи, глядя на старания неопытного пилота, лишь качали головами и разбегались в разные стороны.

Самолёт поднялся высоко в воздух, но вдруг накренился, вошёл в штопор, и неуправляемая сверкающая громадина рухнула на дом отца. Рыдая, отец бросился к проходящему страннику:

— Мой дед на совершеннолетие впервые бросил в реку моего отца, и, нахлебавшись воды, отец выплыл. Мой отец на моё совершеннолетие впервые посадил меня на коня, и я, сломав три ребра, научился им управлять. Почему же мой сын не смог справиться с самолётом?

Странник с укором посмотрел на отца:

— Другие времена — другие и требования.

Ожидаемый результат (обсуждение). Подростку необходима возможность действовать и совершать ошибки, вера в его силы и поддержка родителей, и тогда у него все получится!

Упражнение «Самолет пожеланий» (15 мин)

Материал: листы А4 и ручки.

Инструкция: вам необходимо сделать из этих листов самолетик, на одном крыле этого самолета напишите что-то хорошее о вашем подростке, это могут быть пожелания, его сильные стороны, качества, которые вы в нем цените и т. д., а на другом фразу «У тебя все получится!».

Пусть этот самолетик станет символом благополучного будущего подростка. Каждый самолет полетит по-своему, у каждого свой путь, не похожий на других, но каждый может «взлететь» если его поддержать и помочь.

Главная мысль урока — задача взрослых, которые рядом с подростком. - дать детям самостоятельность и позволить «наступать на грабли» при этом не лишая их своей поддержки. Для взросления человек должен пережить естественные последствия собственных поступков. И получить не упреки а сочувствие родителей.

Ожидаемый результат: понимание родителями особенностей протекания подросткового кризиса, изучение рекомендаций позитивного взаимодействия с подростками.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов и родителей «Дыхательная гимнастика может быть интересной»Консультация для педагогов и родителей «Дыхательная гимнастика может быть интересной» Я работаю в коррекционной группе, которую посещают дети с нарушениями зрения. Особенность развития моих воспитанников, как и всех детей.

Консультация для педагогов «Как общаться с агрессивно настроенным родителем или коллегой» Человек- социальное существо, а это значит, что очень часто он может встречаться с непониманием, агрессией других людей. Большую часть своего.

Консультация для родителей «Быть добрым» Каждый родитель хотел бы видеть своего ребенка добрым. А что надо для этого сделать? Ответ: этому надо научить ребенка, начиная с детства.

Автор публикации:
Консультация для родителей «Как быть родителем подростка»
Опубликовано: 21 февраля 2025 в 19:15
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Как быть родителем подростка»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Зевакина (УИ 3253912) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД