Елена Перепечаева
Конспект занятия по обучению грамоте «Знакомство с буквой Л и звуком [Л]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Знакомство со звуком и буквой «Л»
Задачи:
Познакомить со звуком и буквой «Л», учить определять место звука в слове, мягкость и твёрдость звука, формировать умение составлять простые предложения.
Развивать внимание, фонематический слух, речевую активность, обогащать лексику.
Воспитывать аккуратность, доброту, умение выполнять игровые правила, желание и умение работать в коллективе, поощрять активность и самостоятельность.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Воспитатель:
Встанем мы в кружочек дружно,
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте „Знакомство с буквой Л и звуком [Л]“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
Поздороваться нам нужно.
Говорю тебе: - «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.
Вот такой замечательный и дружный круг у нас получился. А кто из вас сейчас готов ответить на мои вопросы? (ответы детей)
Воспитатель:
Молодцы, все готовы отвечать.
Только хором не кричать
Кто ответ, ребята, знает,
Молча руку поднимает.
Правило вам всем понятно? (ответы детей)
Это очень мне приятно!
Итак, слушаем внимательно:
- Для чего нужны глаза? (чтобы видеть)
-Для чего нужны уши? (чтобы слышать)
- Из чего состоит наша речь? (из предложений)
- Из чего состоят предложения? (из слов)
- Из чего состоят слова, когда мы их произносим? (из звуков)
-Чем звук отличается от буквы? (звук можно услышать, а букву только увидеть)
- Какие бывают звуки? (гласные, согласные)
- Что мы знаем о гласных звуках? (они поются и когда мы их произносим, ничего во рту нам не мешает)
- Каким цветом мы их обозначаем? (красным)
-Что мы знаем о согласных? (они не поются и когда мы их произносим, нам мешают зубы, губы или язык).
Воспитатель: Ребята, а что это за гость к нам спешит? Отгадайте загадку:
Ты рукой его не тронь!
Грива есть, но он не конь.
Нет копыт, а есть клыки,
И на лапах коготки.
(Лев)
Воспитатель:
- Ребята, Лев у нас в гостях - не один. Вместе с ним пришел маленький львенок, он очень любопытный. Львенок принёс много интересных заданий. Готовы испытать свои силы?
-Ответьте на вопрос, какой первый звук в слове «Лев»?
-Какой он гласный или согласный?
- Как он звучит твёрдо или мягко? (согласный, звучит твёрдо)
-В каком домике будет жить звук «Л» (ответы детей)
(На доску крепится изображение со звуком «Л»)
- А какой звук в слове «Львенок»? (мягкий)
- Правильно, молодцы!
2. Выделение мягкого и твёрдого звуков в словах.
Воспитатель:
- А сейчас Львенок предлагает вам поиграть в интересную игру. Я называю слово и если в слове есть мягкий звук «Ль» — вы превращаетесь в пушинки и встаёте на носочки и начинаете плавно кружиться. А если твёрдый звук «Л» – превращаетесь в камень, садитесь на корточки и наклоняете голову к коленям.
( Воспитатель произносит слова: лиса, лук, портфель, лампа, бинокль, луна, шмель, ладонь, педаль, локоть, лошадь, руль, ландыш, медаль).
Молодцы! С этим заданием вы справились.
3. Определение нахождения звука «Л» в словах.
Воспитатель:
-Давайте посмотрим на картинку и назовем слова, в которых есть звук «Л». Ребята, на каком месте он находится? (в начале, середине, в конце)
- Ребята, будьте внимательны! Сейчас, я буду называть слова, а вы, когда услышите звук «Л», хлопайте в ладоши, если звук «Л» в слове отсутствует, то хлопать не надо:
черепаха, слон, жираф, морковка, стол, лодка, замок, стул, лиса, палка.
-Молодцы ребята, все были внимательными.
4. Составление сложных слов из двух простых.
Воспитатель: Львенок очень любит игры с мячом и предлагает вам всем немного поиграть. Подходите ко мне и становитесь в круг. Я называю два слова, а тот, кому я брошу мяч, должен составить из двух слов одно.
Пар + ход – пароход
Сам + летит – самолёт
Лёд + колоть — ледокол
Аппарат + фото – фотоаппарат
Луна + ход – луноход
- Молодцы ребята, все справились с заданием. Какие интересные слова у вас получились. Давайте присядем за столы и сделаем нашим пальчикам маленькую разминку.
Пальчиковая гимнастика:
Нет на свете легче дел, (сжимание и разжимание пальчиков)
Чем составить букву «Л».
Распрямим свои ладошки
И соединим немножко (соединяют пальчики обеих ладоней домиком).
5. Работа с карточками на определение местоположение звука в словах со схемами :
Воспитатель:
- А вот и следующее задание. Посмотрите внимательно на картинку. Львенку очень интересно, сумеете ли вы определить местоположение звука «Л» на картинке. Соедините стрелочками картинки со схемами, на которых звук «Л» стоит в начале, середине и в конце слов. Попробуете?
(Самостоятельная работа детей по карточкам)
6. Составление окончаний в предложениях по опорным смысловым рифмовкам.
Воспитатель:
- Ребята, Львенок приготовил загадки для нас.
Загадки «Доскажи словечко» :
1. На скамейке у ворот
Лена горько слезы… (льет)
2. Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую… (лису).
3. У себя в саду Андрейка
Поливал цветы из… (лейки).
4. Заставил плакать всех вокруг
Хоть он и не драчун, а… (лук).
ВОСПИТАТЕЛЬ: Молодцы, ребята! Вы сегодня очень старались. Вы выполнили столько заданий, что Львенок даже запутался. Давайте напомним ему:
- С каким звуком мы сегодня познакомились?
-Какой это звук, гласный или согласный?
-Твёрдый или мягкий?
-Ребята, что вам больше всего понравилось?