Анна Александровна Бударина
Конспект занятия в подготовительной группе «Знакомство с буквой Л»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква «Л»
Тема: «Звук и буква «Л».
Цель:
Познакомить детей со звуком «Л», как согласным звуком, его условным обозначением – синий квадрат.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Знакомство с буквой Л“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2018
1. Продолжать учить детей соотносить схему слова с названием нарисованного предмета, обозначать на схеме место звука «Л» в слове, используя условное обозначение – синий квадрат.
2. Учить детей составлять и читать слоги, писать букву «Л».
3. Закреплять у детей умение интонационно выделять звук «Л» в слове.
4. Способствовать развитию звуко- буквенного анализа, фонематического слуха у детей, умения понимать и самостоятельно выполнять учебную задачу.
5. Развивать тонкую моторику кистей рук, через пальчиковые и графические упражнения.
6. Воспитывать в детях чувство стремления к удовлетворению результатами собственной учебной деятельности.
Предварительная работа:
* Дидактические игры с детьми на определение заданного звука в словах: «Поймай звук»
* Дидактические игры с детьми на определение местонахождения заданного звука в слове: «Предмет, схема», «Подскажи словечко»;
* Графические упражнения;
* Пальчиковая гимнастика.
Ход деятельности
Воспитатель: Ребята, сегодня на занятии, мы познакомимся со звуком «Л», с печатным написанием буквы «Л», продолжим учиться определять место звука «Л» в слове. И ещё спешу сообщить вам радостную новость, к нам на занятие снова прилетела тетушка Сова.
Воспитатель: для начала давайте, разомнём наш язычок
Ла-ла-ла стоит лампа у стола
Ло-ло-ло мыли с мылом мы стекло
Лу-лу-лу не могу найти пилу
Лы-лы-лы у Наташи нет иглы
Ул-ул-ул мы купили новый стул
Ол-ол-ол вратарю забили гол
Воспитатель: Молодцы ребята, наша гостья вам предлагает поиграть в игру которая: «Закончи чистоговорку». Я начинаю произносить чистоговорку, а вы подбираете похожее по звучанию слово.
Вокруг зелёной ёлки бродили злые ….
Дети: Волки.
Воспитатель: В этот маленький лесок покатился…
Дети: Колобок.
Воспитатель: Ночь прохладна и темна, на небе яркая…
Дети: Луна.
Воспитатель: Я сейчас повторю для вас слова, подобранные вами, а вы внимательно послушайте и назовите звук, который я выделю голосом: воЛки, коЛобок, Луна.
Ребё нок: Вы выделили звук «Л».
Воспитатель: Ребята, давайте теперь повторим названные слова, выделяя звук Л.
Дети называют слова: воЛки, коЛобок, Луна.
Воспитатель: какой звук слышится в каждом слове?
Дети: звук Л
Воспитатель: Правильно, звук Л мы слышим, а что же нам понадобиться,чтобы его увидеть
Дети: Буква
Воспитатель: Правильно. Звук Л, обозначается вот так (показывает букву)
Воспитатель: Ребята, послушайте и скажите, этот звук можно пропеть или протянуть? Л-Л-Л-Л.
Ребё нок: Нет. Звук встречает препятствие.
Воспитатель: Какое?
Ребё нок: Это препятствие зубы.
Воспитатель: Правильно. При произношении звук «Л» встречает на своём пути преграду во рту – зубы, точнее верхний ряд зубов. А теперь внимание! Кто может сказать, как называются такие звуки?
Ребё нок: Эти звуки называются согласными.
Воспитатель: Правильно
Воспитатель: Ребята, хочу я проверить, какие внимательные у вас уши. Сейчас мы проведём игровое упражнение. Посмотрите внимательно на картинки нашей гостьи, и назовите лишь те, в которых слышится звук «Л».
Воспитатель: Какой звук слышится в каждом слове?
Ребё нок: В каждом слове слышится звук «Л».
Воспитатель: К каким звукам относится этот звук?
Ребё нок: Этот звук относится к согласным звукам.
Воспитатель: Ребята, что это?
Дети: Схема слова.
Воспитатель: Правильно. А теперь внимание! Как вы думаете, что обозначает синий квадрат на схеме?
Ребё нок: Синий квадрат - это условное обозначение согласных звуков.
Воспитатель: А что мы делаем на схеме с их помощью?
Дети: Обозначаем на схеме место согласного звука в слове.
Воспитатель накладывает синий квадрат на схему.
Тётушка Сова предлагает поиграть, игра такая, вам нужно назвать картинки и разместить их под нужной схемой, тем самым определяя место звука «Л» в слове.
Дети по желанию выходят, называют слово, выделяя интонационно звук «Л»
Физкультминутка
Буквой Л расставим ноги,
Словно в пляске – руки в боки.
Наклонились влево, вправо,
Получается на славу.
Воспитатель: Ребята, мы с вами уже выяснили, что буква Л-согласная, а какими бывают согласные звуки (твёрдые и мягкие). Тётушка Сова недавно справила новоселье, но она никак не может выбрать какие шторы повесить у себя дома, давайте ей поможем!
(дети получают картинки с изображением домика, в каждом окошке нарисована картинка)
У нас на столе лежат 2 цветовых оттенка для будущих штор, какие?
Ребята синие шторы мы будем вешать туда, где слово с твёрдым звуком Л.
А зелёные туда, где мягкий звук Л
Воспитатель: (Обращает внимание детей на стены в групповой комнате, на них появились снежинки с гласными буквами).Ребята, посмотрите на стены в нашей группе, что с ними случилось
( ответы детей: на стенах появились снежинки, на которых сидят буквы)
Воспитатель: А какие это буквы, давайте назовём их.
(дети называют буквы)
А что это наши буквы, вдруг стали по снежинкам прыгать? (предположения детей)
Воспитатель: Наверное им стало скучно и они хотят поиграть, а давайте познакомим их с буквой, с которой мы сегодня познакомились.
Какая это буква (дети отвечают буква Л)
Воспитатель: Ребята, гласные звуки не любят звучать в одиночку, они постоянно ищут себе друзей среди согласных звуков, образуя с ними слог. Вот и сегодня наши знакомые друзья бегут навстречу к звуку «Л», чтобы образовать с ним новые слоги. Послушайте, что из этого получается.
(Воспитатель показывает речевой образец слияния звуков в слоге. АЛ, ОЛ, УЛ, ЫЛ, ЭЛ. Предлагает детям повторить)
Воспитатель: Ребята, Тётушка Сова очень рада, что у вас получается, читать слоги. И теперь она предлагает нам научиться писать букву Л. Но сначала нам надо подготовить пальцы к работе. Я предлагаю сделать пальчиковую гимнастику «Дружные пальчики» :
Этот пальчик маленький –
Мизинчик удаленький.
Безымянный кольцо носит,
Никогда его не бросит.
Ну а этот средний, длинный,
Он как раз посередине.
Этот указательный,
Пальчик – замечательный.
Большой палец, хоть не длинный,
Среди братьев самый сильный.
Пальчики не ссорятся –
Вместе дело спорится.
(Пальцы одной руки, сжатые в кулак, медленно разгибаются по одному, начиная с мизинца. В конце игры они снова сжимаются в кулак, но большой палец кладётся сверху.)
(Дети выполняют пальчиковую гимнастику.)
Воспитатель: Теперь предлагаю вам выложить букву Л, как вы думаете из чего можно выложить букву (дети отвечают) Сегодня я предлагаю сделать это с помощью ленточек.
(дети выкладывают из ленточки букву Л)
Воспитатель: Молодцы ребята. Теперь можно приступать к письму, я покажу вам, как писать печатную букву «Л», а вы внимательно следите за моей рукой.
Воспитатель:Ребята, с каким звуком вы сегодня познакомились?
Дети: Со звуком «Л».
Ребята, чем отличается звук «Л» от буквы «Л»?
Дети: Звук мы слышим, а букву пишем.
Что вы можете сказать о звуке «Л»?
Дети: Это согласный звук. Обозначается он синим квадратом на схеме. Образует слоги с другими звуками. Его можно написать с помощью буквы
Воспитатель: Молодцы! Давайте мы поблагодарим нашу лесную гостью.