Юлия Фесенко
Конспект занятия с логопедом «Знакомство с мягким знаком. Мягкие согласные»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Знакомство с мягким знаком. Мягкие согласные.
Цель: Знакомство с мягким знаком и мягкими согласными.
Задачи: Повторить тему «гласные и согласные». Познакомить детей с мягким знаком. Ввести понятие «мягкие согласные», научиться слышать мягкие согласные в конце слова.
Публикация «Конспект занятия с логопедом „Знакомство с мягким знаком, Мягкие согласные“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Согласные звуки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2023
Оборудование: лист бумаги, синяя и желтая гуашь, кисточка, Панно «Звукоград» с замками с синими и красными башенками. Желтый домик и зеленый замок отдельно.
Организационный момент. (Необходимо познакомить детей с волшебством смешения красок и получением зеленого цвета.)
Ребята, сегодня все наше занятие будет связано с волшебством.
Дети рисуют на листе бумаги синюю полоску и под ней рисуют желтую таким образом, чтобы краски смешались. Получится зеленый цвет.
Логопед : - Кто же знает, какое волшебство сейчас произошло?
Дети: - Мы смешали краски и получили другой цвет. Зеленый.
Логопед : Действительно, у нас получилось смешение цветов. А сейчас мы с вами познакомимся со смешением звуков!
Тема занятия- Мягкий знак. Мягкие согласные.
Ход занятия.
Логопед :
Звукограде в Звукограде
Всем гостям все очень рады!
Гласные, согласные
Синие и красные -
Повстречали мягкий знак,
Стал согласным он как брат!
Гласным всюду стал мешать,
Неужели выгонять?
Ребята, вот, послушайте, что получилось: ЛЬАПА, ОСЬЕН, СЬАДИК – СЛОВА ВСЕ СТАЛИ НЕУЗНАВАЕМЫЕ! Как думаете, что с ними произошло? Что за слова пытались сказать Звукоградовцы?
Дети: в словах неправильно произносятся!
Логопед : - Да, верно. В словах откуда-то появился мягкий знак. Мягкий знак – это такая буква, которая пишется, но не слышится, а только добавляет мягкости впереди стоящим согласным звукам. А все произошло потому, что в город приехал новый житель Ь. Он носит желтую рубашку и все согласные звуки, которые стоят перед ним, становятся мягкими.
(на стенд вывешивается схема, а так же буква Б синяя и Ь желтый.)
Ребята, смотрите, вот если после Б поставим мягкий знак- что получится? Какого цвета будет звук?
Дети: - Получится Б’ зеленого цвета.
Логопед : Правильно! И так будет со всеми согласными звуками! (К ТАБЛИЦЕ С СОГЛАСНЫМИ ПРИСОЕДИНЯЕМ МЯГКИЙ ЗНАК, ДЕТИ ДОЛЖНЫ ОЗВУЧИВАТЬ, ЧТО ПОЛУЧИЛОСЬ, ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ ДЕТЕЙ НА ТО ЧТО СИНИЙ СМЕШИВАЕТСЯ С ЖЕЛТЫМ И ПОЛУЧАЕТСЯ ЗЕЛЕНЫЙ, НАПРОТИВ ТВЕРДОГО СОГЛАСНОГО В ОКОШЕЧКО ПОМЕЩАЕМ МЯГКИЙ ЗВУК В ЗЕЛЕНОЙ РУБАШЕЧКЕ.)
Дети: произносят твердый и мягкий звуки.
Логопед : Вот видите, как здорово все получается! Все согласные с удовольствием подружились с мягким знаком! Поселили его в маленький домик с желтой крышей. (Вывешивает маленький домик)
-А вот фокус какой, некоторые звуки в синих рубашках не захотели дружить с мягким знаком.
(Подносит мягкий знак к звукам Ш,Ж, Ц. Дети пытаются произнести их мягко.)
Логопед : - Вот ребята, это звуки, которые всегда-всегда твердые! Запомните их! Если они согласные и твердые, то будут носить рубашки какого цвета?
Дети: Синего!
(Логопед Показывает в таблице буквы (жителей замка с синими башенками в синих рубашках))
- А некоторые так на них обиделись, что навсегда остались мягкими! (Звуки Ч и Щ пробуем произнести с мягким знаком и без)
Дети: Не получается!
Логопед : А эти звуки тогда какими будут?
Дети: - Всегда мягкими согласными звуками в зеленых рубашечках!
Логопед : - И будут всегда жить в зеленом замке!
Физкультминутка «Хоровод»
На полянке Звукограда
Собирается народ
Весело поют ребята
Дружно водят хоровод!
(шагают по кругу взявшись за руки, на последнее слово строчки останавливаются и протопывают слово, прохлопывают в ладоши, наклоняют голову вправо-влево и моргают глазами на каждый слог)
Логопед :
- Наши горожане опять затеяли игру и запутались! Давайте им помогать!
На поляне (панно с замками) разбросаны фишки синего, красного и зеленого цвета. И картинка с ЛОСЕМ, СОЛЬЮ, КОСТЬЮ.
Логопед :
игра называется «ЗВУКИ УГАДАЙ, СЛОВО СОСТАВЛЯЙ!»
(Дети СОСТАВЛЯЮТ СХЕМУ СЛОВ, определяя гласные и согласные звуки. Составляют буквенную схему слова из красных и синих прямоугольников. Отвечают на вопросы логопеда : звук С в конце мы слышим мягким. Но ведь этот звук может быть и твердым? Значит что то его заставило стать мягким? Правильно, это мягкий знак! В конце под буквой Ь ставят желтый квадрат.
- С синий, мягкий знак желтый, значит получим звук в какой рубашечке? Правильно, в зеленой! Дети ставять в конце схемы зеленую фишку)
То же проделывают с другими словами.
Логопед :
- Давайте теперь посчитаем, сколько букв в словах, которые мы с вами составляли? И сколько звуков? Подумайте, мы с вами мягкий знак произнести можем отдельно от всех звуков?
Дети: - Нет!
(считают буквы и сопоставляют со звуковыми схемами - сравнивают)
Логопед : Как думаете, почему же у нас букв больше, чем звуков?
Дети: - потому что есть буквы, которые не имеют звуков!
Логопед : - Все верно, буквы, которые не имеют звуков, смешиваются в речи с звучащими буквами и получаются смешанные звуки. У нас появились мягкие согласные, которые поселились в зеленом замке рядом с домиком мягкого знака!
Игра «Хлопни, если услышишь»
Логопед произносит звуки : ль, н, вь, д, т, сь, п, м, ж, ч. Дети хлопают, обсуждают ошибки.
Детям предлагается зарисовать правила:
ж, ш и ц всегда твердые,
ч и щ всегда мягкие,
согласные звуки могут быть твердыми и мягкими.
Отлично, ребята! Звукоградовцы рады были с нами поиграть, но им пора домой. До свиданья!