Марина Тараканова
Значение комнатных растений для укрепления здоровья дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного психического, физического, интеллектуального, нравственного и социального развития ребенка. Не создав фундамент здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать здоровье в будущем.
В последнее десятилетие во всем мире замечается тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные факторы – плохо воздействуют на здоровье людей.
Публикация «Значение комнатных растений для укрепления здоровья дошкольников» размещена в разделах
Известно, что воздушная среда и в помещении далека от идеала. И это не случайно, ведь мебель из ДСП и синтетики выделяет формальдегид. Электромагнитные поля от бытовых приборов нарушают ионный баланс, и в воздухе начинают крутиться положительно-заряженные ионы, которыми нам и особенно детям совсем не желательно дышать. Прибавьте к этому «воздушному коктейлю» всевозможные бактерии и вирусы.
Возникает вопрос: что же сможет нам помочь сделать здоровым климат в группе детского сада? И ответ прост – это комнатные растения, которые выделяют в воздух определенные вещества, очищают, увлажняют его, оказывая то или иное воздействие на организм взрослого и ребенка.
Конечно, природное окружение в дошкольных учреждениях своим многоцветием красок оказывает благоприятное влияние на физическое и психическое состояние дошкольников. Но подходить к выбору растений надо очень серьезно и основательно.
Значительного улучшения воздуха в помещении можно добиться, озеленяя их определенными видами растений. Самое главное – знать как они «работают» на человека.
Давайте посмотрим, какие комнатные растения могут служить для оздоровительных целей - это :
Хлорофитум – обладает потрясающим очистительным эффектом, поглощает формальдегиды.
Нефролепис (папоротник) – растение с сильнейшей энергетикой, тонизирует нервную систему, помогает от стрессов.
Фикус – благодаря своим фитонцидным свойствам очищает воздух в комнате от токсинов.
Аспарагус – поглощает частицы тяжёлых металлов.
Бальзамин - улучшает микроклимат в помещении.
Драцена – её можно отнести к самым мощным зелёным фильтрам. Она способна поглощать такие яды, как бензол, формальдегид, и обезвреживать их.
Фиалка – повышает влажность воздуха в комнате.
Бегония, монстера – уменьшают количество вредных микроорганизмов в воздухе.
Цитрусовые, аглонема - в помещении, где они растут, количество микробов в воздухе сокращается в несколько раз! Причем аглонема убивает даже стрептококковую инфекцию.
В группе можно создать копилку советов «Зеленого доктора», которыми при желании могут пользоваться родители.
Ознакомление с комнатными растениями – это один из этапов в общей работе по формированию экологической культуры дошкольников.
Начиная работать с дошкольниками по теме «Комнатные растения», нужно прежде всего сформулировать такие задачи, чтобы дошкольники активно стремились к общению с природой и самостоятельно проявляли заботу об обитателях уголка природы и растениях в частности :
1. Расширять знания детей о комнатных растениях.
2. Воспитывать интерес к уходу за растениями, любовь к ним.
3. Формировать экологические представления детей о значении растений для здоровья людей.
4. Развивать эстетическое восприятие окружающего мира.
Для решения поставленных задач использовались разные направления работы:
1. Использование экологических зон для укрепления здоровья, т. е. подбор растений в уголок природы для оздоровительных целей.
2. Планирование воспитательно-образовательной работы по направлениям:
Работа с родителями:
• Опрос родителей по вопросам: Есть ли у вас дома комнатные растения? Ухаживают ли дети дома за комнатными растениями?
• Консультации для родителей: «Зеленый доктор». «Какие растения нужны в детской комнате?» и др.
• Акция: «Подари цветущее растение группе»
Работа с детьми:
• Рассматривание демонстрационного материала: картины и плакаты из серии «Комнатные растения»
• Наблюдение и уход за растениями в уголке природы.
• Чтение художественной литературы: Е. Благинина «Огонек», А. Латулина «Комнатные цветы», Б. Заходер «Алоэ», М. Марусин «Фикус».
• Продуктивная деятельность: «Рисуем растения нашей группы», «Лепим горшочек для цветов», «Цветущая герань» (аппликация, «Цветок» (конструирование из бумаги)
• Проведение целевых прогулок в другие группы д/с
• Игры: «Собери цветок», «Что изменилось», «Найди такой же», «Угадай растение по описанию», «Где спряталась матрешка», «Найди растение по названию», «Чего не стало», «Опиши, я отгадаю», «Горячо - холодно»
• Отгадывание загадок о комнатных растениях
• Беседа «Правила ухода за растениями»
Работа педагогического коллектива:
• Паспортизация комнатных растений в группе.
• Смотр уголков природы в группах.
• Консультация для педагогов: «Подбор комнатных растений и их размещение в группе»
Трудно переоценить значение комнатных растений в решении основной задачи воспитания: формирование культурно-экологического сознания дошкольника. Разнообразие оттенков, цвета и форм листьев, цветов, стеблей растений, почти не прекращающийся рост в течение года, делает их ценным
дидактическим материалом.
Активное, систематическое знакомство с растениями под руководством взрослого развивает у детей наблюдательность, умственные способности и познавательные интересы, закладывает основы реалистического понимания явлений природы, помогает формировать трудовые навыки и трудолюбие, бережное отношение ко всему живому. Ведь общение с природой в практической повседневной жизни – это прямой путь к сохранению и укреплению здоровья детей.
Комнатные растения – это источник красоты, здоровья, доброты, хорошего настроения,