Ольга Ткаченко
Использование малых фольклорных жанров в трудовой деятельности старших дошкольников «Посадка черенков комнатных растений»
▼ Скачать + Заказать документы
Совместная трудовая деятельность
в подготовительной группе
из серии
по теме: «Использование малых фольклорных жанров
в трудовой деятельности старших дошкольников»
на тему: «Уход за комнатными растениями.
Посадка черенков комнатных растений».
Задачи.
Образовательные:
Темочки:
- Комнатные растения. Все о растениях для детей
- Комнатные растения. Конспекты занятий
- Комнатные растения. Наблюдение и уход
- Народная культура, фольклор
- Посадка и выращивание растений
- Посадка и выращивание. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
1. Дать понятие о новом способе выращивания растений – черенковании.
2. Учить детей приемам правильной посадки черенка, воспитывать желание самим вырастить растение из черенка.
3. Закрепить знания названий комнатных растений.
Развивающие:
1. Развивать общую и мелкую моторику.
2. Развивать любознательность, сообразительность, познавательные способности.
3. Развивать положительное отношение к физическому труду.
Воспитательные:
1. Подвести детей к понятию коллективного труда, к выводу о его ценности, к осознанию того, что труд может принести радость, чувство удовлетворения.
2. Научить детей относится к растениям как к живым существам, продолжать учить практической помощи, сочувствию.
3. Формировать волевые качества, терпение, выдержку, стремление к достижению общей цели, убеждённость в социальной значимости труда.
Словарь: сочувствовать, черенок, растет-живет.
Материал и оборудование: клеенки на столы, палочки для рыхления, тряпочки для вытирания пыли, кисточки для чистки ворсистых листков комнатных растений, пульверизатор, лейки, тазы, швабры, тряпки половые, стаканчики с землей, черенки по количеству детей, вода с удобрением.
Ход труда:
Дети подходят к воспитателю. Воспитатель начинает беседу:
- Посмотрите, что стоит у нас на подоконниках? (комнатные растения).
- Комнатные растения – это живые существа?
- Бывает ли им больно?
- Комнатные растения всегда слышат музыку, любят ласковые руки, им нравится, когда с ними разговаривают.
- А могут ли они рассказать о своих печалях? Можно ли без слов узнать, что растению плохо?
Конечно можно! Если у тебя доброе сердце, и ты любишь помогать, ухаживать за растениями, чтобы они росли и радовали нас.
- Какие условия нужны растениям для жизни и роста? (вода, свет, тепло, земля, воздух, питание).
- Как надо ухаживать за комнатными растениями?
- Какие растения можно опрыскивать, какие нельзя?
- Каким растениям можно рыхлить землю, каким нельзя?
- Как нужно поливать растения? Все одинаково?
- Положите ладошку на сердце, стучит? Значит, зовет помочь слабым, нашим комнатным растениям.
- Посмотрим вместе, какие комнатные растения зовут нас на помощь.
(Дети подходят к комнатным растениям и видят около определенных растений красные квадраты).
- Как вы думаете, что обозначают красные квадраты?
- Возьмите каждый себе комнатное растение, которое нуждается в помощи, поставьте его на стол, наденьте фартуки, возьмите все необходимое оборудование для ухода за вашим растением.
- Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним правила ухода за комнатными растениями (дети называют особенности ухода за фиалкой, лилией амазонской, венериным волосом, и др.).
- Есть главное условие в работе: РАБОТА СЛАВИТЬСЯ НЕ ТОРОПЛИВОСТЬЮ, А АККУРАТНОСТЬЮ.
(Во время труда играет тихо спокойная музыка. Напоминает пословицу «Пыль оседает и на самых лучших, и на самых свежих цветах».
Во время ухода за цветами воспитатель спрашивает у детей название комнатного растения, особенности ухода).
Дети читают стихи:
Не мешайте мне трудится,
Я водицы притащу.
И отстоянной водицей
Все цветочки я полью.
Пейте, пейте,
Без воды никак нельзя.
Все цветы за это будут
Благодарны вам друзья!
Пыль я тряпкой вытирала
И о чистоте мечтала,
Всюду тяпка нос совала,
Но и я не отставала.
Приходите, поглядите,
Хоть сориночку найдите!
- Вам понравилось трудиться?
Посмотрите, какие стали комнатные растения веселые, красивые, чистые. Не зря говорится «Растенье — земли украшенье». Им легко дышится, они рады, что вы за ними хорошо ухаживали. А ещё говорят: «Цветы, что дети, уход любят».
(Дети убирают растения на свои места, наводят порядок на рабочих местах, убирают оборудование и атрибуты).
- Сегодня мы познакомимся с новым комнатным растением. Он называется «Мирт». Это растение обязательно должно быть в каждом доме. Мирт приносит в дом мир, благополучие, любовь.
- Вы хотели бы иметь такое растение у себя дома? Люди не зря говорят: «Нет цветов – нет уюта». У меня есть черенки этого растения, стаканчики с землей. А это значит, что их можно посадить.
Послушайте мой рассказ о том «Как правильно сажать черенок растения».
(свой рассказ сопровождаю показом посадки и по схеме – таблице)
Следует выбирать для черенка молодой, крепкий и хорошо развитый верхушечный побег с несколькими листьями, без повреждений.
Срез должен быть точным и чистым и проходить над листом или парой листьев.
Длина черенка зависит от расстояния между узлами, из которых растут листья. У традесканции, то хватит 5 - 8 см. У крупных растений, например, как фикус берут черенок длиной от 10 до 15 см.
Подготовку черенка называют обрезкой. Сначала еще раз обрезают стебель, на этот раз под узлом или под нижней почкой. Именно в этом месте начнут развиваться корни. Удалить с черенка нижние листья, оставив только два-три крупных листа или пять мелких.
Нельзя обрезать жесткие и блестящие листья, такие как у фикуса каучуконосного, которые привыкли к минимальному количеству влаги.
Посадить черенки в индивидуальные горшочки или по 3-5 штук в большой горшочек. Почва должна быть легкая и хорошо пропускающая воду. После посадки полить из пульверизатора или лейки. Поставить черенки в мини-тепличку или накрыть полиэтиленовой пленкой. Это идеальный способ для поддержания теплой и влажной атмосферы, полезной для укоренения.
(Дети приступают к посадке черенков, взяв необходимое оборудование.
В ходе труда даю советы, помогаю при необходимости, напоминаю порядок работы, наблюдаю за деятельностью детей, слежу за действиями детей по отношению друг к другу, напоминаю правила безопасности. В подходящих ситуациях проговариваю начало, а дети окончание пословиц: «Не хвались наперед, погляди в конец: каков делу конец будет», «Торопливый дважды одно дело делает». После посадки дети наводят порядок на рабочих местах, убирают оборудование).
- Мы сегодня с вами хорошо потрудились, а сейчас можно отдохнуть и расслабиться. Сядьте на ковер, закройте глаза, расслабьтесь.
Все умеют танцевать,
Прыгать, бегать, убирать,
Но не все пока умеют
Расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая,
Очень легкая, простая.
Мы сидим и не играем,
А тихонько отдыхаем.
Замедляется движенье,
Исчезает напряженье.
- Открываем глаза, тихо встаем. Посмотрите, все наши комнатные растения сияют, блестят и они вам очень благодарны. Какое у вас от этого настроение?
(Ответы детей)
- Есть такая поговорка: КОНЧИЛ ДЕЛО – ГУЛЯЙ СМЕЛО. Пора идти на прогулку.
(Дети выходят)