Бычкова Галина Стефановна
Использование комнатных растений в экологическом образовании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Наличие комнатных растений в помещении детского сада имеет разнообразное значение для детей и взрослых, пребывающих в нём достаточно длительное время. Растения являются предметной средой людей, а поэтому оказывают влияние на их состояние и самочувствие. С помощью растений можно улучшить психологический климат и гигиеническую среду в дошкольном учреждении. Например, герань способна очищать воздух помещения от вредных примесей, выполняет функцию «домашнего доктора». Обыкновеннный алоэ славится своими целительными свойствами, такими как ранозаживляющее, антибактериальное, противовоспалительное, желчегонное. Сок алоэ нормализует пищеварение, повышает защитные функции организма. Традесканция снижает риск и течение сердечных заболеваний и т. д. Подбор таких растений в детском саду позволяет повысить бактерицидную энергию воздуха, что способствует разрушению патогенных организмов, находящихся в нём. Известно, что дети очень чувствительны к различным инфекциям, часто являются носителями и распространителями бактерий. Особая роль принадлежит растениям, поглощающим вредные вещества и газы из воздуха, которых в настоящее время достаточно в каждом помещении – их выделяют разнообразные синтетические материалы, из которых сделаны предметы быта, пластмассовые изделия, мебель, ковровые покрытия, линолеум и пр. Таким образом, комнатные растения выполняют важную средообразующую функцию в экологии человека - улучшают гигиенические и эстетические параметры его предметной среды.
Публикация «Использование комнатных растений в экологическом образовании дошкольников» размещена в разделах
- Комнатные растения. Все о растениях для детей
- Комнатные растения. Наблюдение и уход
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Большое значение имеет подбор, расстановка и распределение комнатных растений в пространстве помещения дошкольного учреждения. Растения в детском саду можно расположить по – разному. Например, создать уголок живой природы. Главная особенность такого уголка – непосредственная близость его обитателей к детям. На протяжении всего учебного года ребята вместе с воспитателем могут проводить эколого – педагогическую деятельность с дошкольниками. Обучаясь на дошкольном отделении Клинцовского социально – педагогического колледжа мы проходим практику на базе дошкольных образовательных организаций. Посещая детские сады, мы проводим педагогическую работу с теми представителями флоры, которые находятся в помещении и хорошо себя чувствуют. Это такие растения как : алоэ, бальзамин, щучий хвост, циперус, колеус, традесканция, хлорофитум, фикус, герань и т. п.
Комнатные растения не только украшают помещение детского сада, но и являются источником познания, что соответствует требованиям программы дошкольного образования. Свои знания о комнатных растениях мы решили реализовать на базе дошкольного учреждения.
Среди многих методов обучения особое место отводится наблюдению, мы провели наблюдение за фикусом и рассказали, что из сока этого растения делают резину, которая используется в роли ластика (пластичной смолы) для стирания карандашных рисунков. А сам фикус хорошо очищает воздух и не требует особенного ухода. Мы рассказали детям, что одно из наиболее старинных комнатных растений бальзамин имеет несколько названий. «Ванька» русское название. «Мокрый» названо потому, что в жаркий день с листьев его испаряется лишняя влага, «слезы». Огоньком это растение названо за яркую окраску цветов, похожих на «огоньки». Недотрога – после цветения образуется ягода, эта сочная ягода высыхает и превращается в коробочку. Стоит до нее дотронуться, как они лопаются и выстреливают довольно крупными семенами. Отсюда и название. Бывают и странные названия у растений. Например, одно из распространенных домашних растений называется «бабьи сплетни». Откуда же появилось народное название традесканции «бабьи сплетни»? Если взглянуть на это растение с длинными свисающими стеблями, которое обычно подвешивают в горшке на окнах, то сходство со сплетнями можно найти.
Чтобы расширить знания детей о том, что свет – главное условие жизни растений, уточнить знания о светолюбивых и теневыносливых растениях мы провели занятие (Организованная образовательная деятельность, ООД) на тему: «Светолюбивые и теневыносливые растения» в конце занятия провели игру: «Солнышко и облачко», где дети старались отыскать в группе теневыносливые и светолюбивые растения.
А чтобы закрепить знания о растениях, мы организовали сюжетно-ролевую игру «Магазин цветов» Уточнили, есть ли у нас в городе магазин «Цветы»? Рассказали, что наш «магазин» необычный. Цветы мы будем покупать не за деньги, а за правильные ответы. Мы предложили детям по очереди описать строение некоторых растений, не называя его.
Комнатные растения могут быть и объектом для исследований. Мы проводили элементарные опыты: «Может ли растение дышать?», «С водой и без воды» «Есть ли у растения органы дыхания?», «Что растению нужно?». Обязательно соблюдали главное правило проведения опытов: «Не доводить до гибели живые существа! Не нарушать их жизненные функции!» Таким образом, мы развивали у детей мышление, учили делать выводы, умозаключения, формировали материалистическое мировоззрение.
В свободное от занятий время проводили беседы с детьми на темы: «Целебные свойства комнатных растений», «В мире комнатных растений», «Комнатные растения!».
Мы учили ребят ухаживать за комнатными растениями, с этой целью организовали трудовую деятельность на тему: «Мытьё комнатных растений», «Черенкование комнатных растений», «Пересадка комнатных растений».
Итогом нашей работы стала экологическая викторина на тему «Украсим нашу комнату!». Ребята придумывали истории о комнатных растениях, ухаживали за ними, составляли интересные композиции, собирали «Мозаику», читали стихи, отгадывали загадки, пели песни, танцевали, соревновались в конкурсе детских рисунков, участвовали в эстафетах.
А для воспитателей мы оформили газету на тему: «Создание здоровье - сберегающей среды в ДОО», где важным компонентом являются комнатные растения.
Таким образом, проделанная нами работа помогла сформировать, закрепить конкретные представления о комнатных растениях, вегетативных способах размножения и ухода, целебных свойствах некоторых комнатных растений, индивидуальных особенностях роста и развития. Организация такой работы с дошкольниками воздействует на чувства, эмоции, психику ребенка, участвует тем самым в формировании его личности, воспитывает экологическое сознание и экологическую культуру.
На основе вышесказанного рекомендуем:
1. Используйте комнатные растения в экологическом образовании дошкольников.
2. Используйте разнообразные методы и приёмы в ознакомлении дошкольников с комнатными растениями.
3. При подборе комнатных растений используйте растения, не требующие сложного ухода, ярко и длительно цветущие, с красивой формой и разнообразными листьями.
4. При оформлении групповой комнаты, уголка природы учитывайте медицинские параметры подбора комнатных растений.
5. Используйте разнообразные варианты размещения комнатных растений в уголке природы, помещении детского сада.
Список использованной литературы
1. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников. М. ; Москва 1999.
2. Саморукова, П. Г. Мир природы и ребенок. М. : Сфера, 2001.
3. Верзилин Н. Н. Путешествие с домашними растениями. Режим доступа: [https://thelib.ru/books/verzilin_nikolay_mihaylovich/puteshestvie_s_domashnimi_rasteniyami-read.html].