Запорожская Галина
Значение художественной литературы в дошкольной организации
▼ Скачать + Заказать документы
В целях реализации поручения Главы государства К. Ж. Токаева, озвученного на ІV заседании национального совета общественного доверия, который прошел 22.10.2020 года, стартовал проект «Читающая школа». Целью данного проекта является создание в Казахстане активной среды для творческого развития детей и повышения интереса к чтению. Чтение - это средство получения качественного образования. Проект «Читающая школа» направлен на решение главной проблемы современного кризиса детского чтения – слабой читательской среды: ребёнок растет в окружении не читающих взрослых и в отсутствии качественных фондов детской литературы в домашних и школьных библиотеках. Поэтому решение проблемы лежит в совокупных, совместных усилиях семьи и школы. Детский сад по нашему мнению не должен оставаться в стороне.
Публикация «Значение художественной литературы в дошкольной организации» размещена в разделах
В наше время, век технологий, когда компьютерная и телевизионная техника развивается и вызывает интерес у детей, значение книги уменьшается. Дети умеют пользоваться техникой, а проявлять своё речевое творчество – не умеют. Дошкольники мало посещают библиотеки, читают книги, рассматривают иллюстрации и рассказывают. Свой личный опыт впечатлений, ощущений не могут описать в 2-3 фразах. Вот почему так необходимо, прежде всего, живое общение с ребёнком и грамотно построенное обучение родной речи. А ведь книга кладезь знаний для ребёнка. Она учит размышлять, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно. Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, а также оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребёнка. С помощью речи ребёнок усваивает правила поведения, общения, взаимодействия между людьми, воспринимает красоту окружающего мира и может рассказать об увиденном, передавая ощущения и чувства. Уже с дошкольного возраста ребёнок проявляет большой интерес к языковой действительности, «экспериментирует» со словом, создаёт новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Это необходимое условие для его лингвистического развития, в основе которого лежит постепенное осознание языковых явлений речи. Такое развитие ведёт к овладению всеми богатствами родного языка. При стихийном речевом развитии дети получают достаточно невысокий речевой навык, поэтому необходимо насыщенное обучение в дошкольных организациях. Дошкольник не должен просто сидеть и послушно выполнять задания педагога. Радость творчества, активное взаимодействие с педагогом уводит ребенка с позиции пассивного усвоения знаний, умений и навыков на позицию творческой активности, инициативы и самостоятельности. Только это может развить творческое начало в каждом ребенке. И задача воспитателя заинтересовать детей, побудить в них интерес к литературным произведениям, привить любовь к художественному слову, уважение книге. Выстраивая систему работы по ознакомлению с художественной литературой, мы стараемся создать хорошую развивающую среду. Это составление и разработка перспективного планирования по теме, подбор дидактических игр и упражнений, конспекты занятий, наглядно – дидактические пособия, приобретение разнообразных по жанру произведений, дисков для слушания, кукол для театрализованной деятельности и разных видов театра, организация книжного уголка. Очень интересно проходят выставки рисунков, книжек – самоделок, сделанных по мотивам прочитанных произведений.
Знакомство человека со сказкой начинается с первых лет его жизни. Слушая сказки, ребенок учится звукам родной речи, ее мелодике. Ритмич-ность сказочному языку придают повторы и устойчивые обороты, которые привлекают внимание малыша, вызывают желание их повторять. Народные сказки помогают воспитанию глубины чувств и эмоциональной отзывчивости маленького слушателя. Сопереживая, ребенок интуитивно, с помощью чувств, постигает то, что он еще в силу возраста не всегда может осмыслить разумом. Кроме того, сказки развивают воображение маленького человека, учат его фантазировать. А ведь детские фантазии — необходимое условие полноценного развития личности ребенка, залог его душевного благополучия.
В октябре в нашем детском саду с ребятами старших групп посетили «Театральную гостиную». Учитывая подлинный интерес детей к сказке, силу ее воздействия на ум и душу растущего человека, мы предложили использовать казахские народные сказки и авторские еще с одной целью — учебно-развивающей. Обыгрывая любимые сказки, дошкольник научится не только их пересказывать, но и получит ряд новых для него навыков, необходимых в дальнейшем для успешной подготовки к обучению в школе. Познакомили ребят с творчеством Ы. Алтынсарина. Посредством кукольного театра познакомили детей со сказкой «Спор животных». Ребята с живым интересом смотрели сказку, сопереживали её героям, понимая значение каждого животного для человека.
Немало важным является вовлечение в работу родителей, они должны осознавать значимость и серьёзность значения книги. Осуществление работы проходит через консультации, беседы, памятки, буклеты.
Таким образом, хочется отметить, что систематическое и целенаправленное использование разного рода художественных произведений как средства развития речи, а также правильно организованной работы, определяет возможность эффективного и плодотворного развития речи дошкольников, способствует пополнению словарного запаса, формируя коммуникативную культуру дошкольника, делает речь ребёнка более выразительной, яркой и эмоциональной. Дети активно проявляют себя в разных видах художественной деятельности и творчески активны, у них развито самосознание, умеют понимать и принимать юмор и становятся намного доброжелательнее, что немаловажно в современном обществе.