Марина Николаевна Горелова
«Землетрясение-что это?» Познавательное занятие по ОБЖ для детей старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Землетрясение – что это?
(Познавательное занятие по ОБЖ для детей старшего возраста)
Цель: Формирование представления детей о стихийном бедствии – землетрясении.
Задачи:
1. Рассказать детям о строении Земли.
2. Объяснить с помощью пособий и эксперимента как происходит землетрясение.
3. Познакомить с правилами поведения во время землетрясения.
Пособия:
1. Карта мира
2. Глобус
Публикация «„Землетрясение-что это?“ Познавательное занятие по ОБЖ для детей старшего возраста» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Безопасность, ОБЖ. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
3. Учебные пособия: «Внутреннее строение Земли», «Как возникают землетрясения?»
4. Картинки и фотографии с изображение разрушенных домов после землетрясения.
5. Таз с водой, вырезанные из пенопласта силуэты материков, бумажные домики, изготовленные детьми на занятии по конструированию из бумаги.
6. Картинка с изображением сейсмографа.
7. Абрикос или урюк (в зимнее время).
8. Незнайка (игрушка)
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие необычные картины я вам принесла, что здесь изображено? (разрушенные дома, трещины в земле)
Как вы думаете, что здесь произошло? (землетрясение)
Сегодня мы с вами поговорим об очень страшном стихийном бедствии – землетрясении. А что такое землетрясение?
Незнайка: Я знаю, это когда едет очень много машин, что даже земля трясётся.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, правильно Незнайка говорит?
(ответы детей)
А сейчас берите стульчики, садитесь, я вам расскажу много интересного.
Воспитатель показывает детям глобус: что это такое?
Правильно, это глобус - модель нашей Земли. Сверху Землю покрывают леса, поля, горы, реки, озёра, моря и океаны, а что же находится внутри Земли? (возможные ответы детей)
У Земли очень интересное строение. Посмотрите, это абрикос (можно показать урюк, если беседа проводится зимой). Сверху он мягкий, красивый, а внутри, в середине – косточка.
Так же и у нашей Земли есть сердцевина, очень твёрдая и называется мантия
Воспитатель показывает учебное пособие «Строение Земли»
Учёные считают, что земная кора расколота на 7 гигантских плит (показывает на карте материки, а под ними находится мантия.
Породы, из которых «сделана» земная кора, во много раз легче. И вот эти плиты, будто айсберги по океану, плавают по мантии. Передвигаются они очень медленно и довольно часто сталкиваются. Плита, на которой находится суша, называется материковой, она более тяжёлая, чем океаническая, и когда сталкиваются 2 плиты, то более тяжелая наезжает на более лёгкую и топит её. Это вызывает землетрясение. А когда сталкиваются 2 тяжёлые плиты, то в этом месте начинает дрожать Земля, горбиться, вздыматься горами (показывает картинку). Недаром это явление называется земле – трясение. Земля не только трясётся, она может трескаться и дрожать. Падают телеграфные столбы, опрокидываются поезда, словно игрушечные, разваливаются дома. Землетрясение – это страшное бедствие (показывает картинки или фото).
А сейчас немного поиграем. Выходите на ковёр. Представьте, что вы растения: деревья, цветы, кустарники. Начинается сильный ветер. Деревья качаются и машут ветвями, Кустарники тоже гнутся под сильным ветром, цветы размахивают своими красивыми головками. Дети повторяют движения за воспитателем. Вдруг ветер успокаивается и всё вокруг затихает (садитесь на стульчики, продолжим нашу беседу)
Незнайка: Я слышал, что у нас в Кузбассе было землетрясение, но все дома на месте и ничего не разрушилось! Значит, всё это неправда!
Воспитатель: Землетрясения, Незнайка, бывают разные по силе колебаний. Если землетрясение слабое, то оно похоже на сотрясение, создаваемое проезжающим, тяжело нагруженным грузовиком. Дребезжат окна и двери, скрипят полы и стены. Начинается дрожание мебели. Раскачиваются люстры. Может слегка колебаться вода в аквариуме. Это землетрясение по силе до 4 баллов. Вот такое землетрясение было у нас недавно. Когда происходит землетрясение по силе до 7 баллов, то частично разрушаются дома, здания. Ну а при землетрясении в 10 баллов начинается катастрофа (показываю картинки).
А сейчас мы попробуем с вами сами вызвать землетрясение и посмотрим, что же будет происходить. Воспитатель вносит в группу большой таз с водой и закрепляет между двумя столами. На воду помещает вырезанные из пенопласта силуэты материков. На них ставит бумажные одноэтажные и многоэтажные домики. Дети размещаются вокруг столов. Желающий берёт деревянный молоток и стучит им по дну таза. На воде происходит волнение, фигурки колышутся. Следующий ребёнок стучит сильнее. Многоэтажные домики падают. Последний стучит несколько раз. «Материки» наталкиваются друг на друга, домики падают в воду.
После выполненного эксперимента дети садятся на стульчики.
Незнайка: Я понял, землетрясение – это страшно! А как узнать о том, что скоро будет землетрясение?
Воспитатель: На протяжении веков люди пытались предсказать землетрясения и изобрели аппарат, который регистрирует это стихийное бедствие. Он называется сейсмограф (картинка)
На всей планете установлены тысячи сейсмографов.
С точностью нельзя предсказать землетрясения, но к ним можно подготовиться. Например, в Японии постройки делают более лёгкими. Высотные дома в Токио имеют специальные рессоры на фундаменте (как пружины, смягчающие подземные толчки. Воспитатель показывает на карте Японию, Китай, Италию, Мексику, Турцию, Таджикистан, то есть страны, где чаще бывают землетрясения.
Незнайка: А если сейсмограф отметил, что начинается землетрясение, что нужно делать?
Воспитатель: Если мы услышали по радио и другим средствам массовой информации оповещение об эвакуации, то нужно без паники, спокойно взять самое необходимое и уйти в безопасное место, то есть туда, где рядом нет высотных домов. А если землетрясение застало врасплох, то не нужно никуда бежать, а найти в своей квартире надё жные места: у дверных проёмов, у несущих стен и ни в коем случае не прятаться под кровать или в шкаф. Незнайка, в нашем регионе сильных землетрясений не бывает, наши службы ЧС очень хорошо работают, и, я думаю, что мы с вами успеем эвакуироваться в надёжное место.
А вот какие необходимые предметы нужно с собой взять, мы сейчас узнаем.
Игра – эстафета «Эвакуация»
Дети делятся на 2 команды и становятся напротив столиков, на которых лежат разные предметы: одежда, игрушки, документы, продукты. По одному подбегают к столику и кладут 1 предмет в корзинку, и так, пока каждый из команды выберет необходимый предмет. В конце игры воспитатель с незнайкой рассматривают содержимое корзинок и обсуждают с детьми правильность выполнения задания.
Воспитатель: Скоро в нашем детском саду будет проходить игра «Эвакуация». Мы будем соревноваться с ребятами из других групп: кто быстрее оденется и прибежит в условленное место. Я надеюсь, что мы с вами очень хорошо подготовились и выполним задание на «отлично».