Светлана Шумилова
Занятие для детей старшего дошкольного возраста «Злюка»
▼ Скачать + Заказать документы
ЗАДАЧИ:
1 Учить детей преодолевать негативные чувства: агрессивность, конфликтность.
2. Учить детей управлять собственным поведением.
3. Учить конструктивно вести себя в проблемных жизненных ситуациях, избегать драки.
4. Развивать умение детей снимать психоэмоциональное напряжение.
5. Формировать дружеские взаимоотношения.
6. Развивать у детей умение вести себя конструктивно в ситуации обиды.
7. Развивать наблюдательность по отношению к сверстникам, умение понять их чувства, желания.
МАТЕРИАЛ:
Публикация «Занятие для детей старшего дошкольного возраста „Злюка“» размещена в разделах
Подушки по количеству детей, игрушки, на одну меньше, чем количество детей. Иллюстрации с изображением детей в рваной одежде, с испорченным настроением, с травмами.
Картинки с изображением разных эмоций, зеркала.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
-Добрый день, ребята.
- Как вы себя чувствуете?
- Какое у вас настроение?
- Давайте, посмотрим, друг на друга и определим, есть ли у нас кто-то грустный, с плохим настроением.
- Как вы пробовали помочь Саше поднять настроение?
- Хорошо, давайте мы все вместе будем поднимать Саше настроение. Для начала мы с вами будем одним большим животным. Давайте возьмемся за руки, прислушаемся к своему дыханию, теперь послушаем вместе! Вдох - делаем шаг назад, наш круг станет больше; выдох - шаг вперед, круг становится маленьким.
Дети выполняют движения «дыхания» несколько раз.
- А сейчас послушаем сердце нашего животного.
Стук - шаг вперед, стук - шаг назад.
Движение также повторяется несколько раз.
- Посмотрите, ребята, Надежда Павловна (помощник воспитателя группы) достала из шкафа «пыльные» подушки. Давайте-ка вместе с вами их хорошенько «почистим», колотя их руками и ногами.
Несколько минут. Дети «выбивают пыль» из подушек. После окончания упражнения педагог обращается к детям.
- Как вы себя чувствуете? Кому-нибудь хочется продолжить? Когда у вас плохое настроение, вы можете так делать, или если вам хочется кого-то ударить, то лучше ударьте подушку.
- А теперь давайте поиграем в игру «Замри!». Когда звучит музыка, вы бегаете, ходите по комнате, «шалите». Когда музыка останавливается - вы «замираете». Попробуем?
Дети играют в игру 2-3 раза.
- Молодцы! А теперь давайте представим себе ситуацию: вы сильно расшалились, и взрослые недовольны вашим поведением. В этом случае вы можете мысленно сказать себе «Замри!», остановиться и посмотреть вокруг себя, понаблюдать, что делают другие.
Можно также принять позу «выдержанного человека»: обхватить ладонями локти и сильно прижать руки к груди. Вот так.
Затем педагог приносит подготовленные игрушки и предлагает детям взять их. Одному из детей игрушка не досталась. Педагог подзывает его и спрашивает:
- Саша, что ты станешь делать? Ведь игрушки тебе не досталось? Что скажешь ребятам?
Ответ Саши.
- Совершенно верно. Ты вначале расскажешь о своих чувствах: ведь ты огорчен и тоже хочешь поиграть. Можно предложить ребятам играть по очереди; играть вместе; взять другую игрушку. Есть много вариантов поведения, как можно выйти из этой ситуации.
- Ребята, было ли у вас такое, что из-за игрушек возникала драка? А давайте вспомним, что после нее чувствовали все участники и окружающие люди (родители, воспитатели, другие ребята?
Ответы детей
- Конечно, обиду, испорченное настроение и даже злость. Скажите, что может случиться во время драки?
Ответы детей.
- Да, испортится одежда: порвется, испачкается; друг перестанет с вами играть, огорчится; мама расстроится. Скажите, как же можно избежать драки?
Ответы детей.
- Совершенно верно. Можно играть игрушкой по очереди или уступить, а самому поиграть в следующий раз. Дракой не решить все возникающие проблемы, а неприятностей будет много.
Педагог показывает иллюстрации с изображением детей с порванной одеждой, с травмами, с испорченным настроением, грустных.
- Как вы думаете, ребята, если игрушка досталась такой ценой, захочется ли ей играть? Получите ли вы от игры этой игрушкой удовольствие? Конечно, нет. Ведь отношения с другом будут испорчены, а все окружающие огорчены.
- Ребята, давайте вспомним, в кого мы превращались в самом начале нашего занятия? Да, мы изображали животных. А теперь давайте станем улиткой, которая в момент опасности, встречи с врагом прячется, «закручивается» в своем домике. Давайте по сигналу «Лягушка» вы будете закручиваться в спираль и стоять, замерев, не двигаясь. А по сигналу «Лягушка ускакала» - расцепите руки и пройдетесь по группе.
Дети берутся за талию впередистоящего сверстника и по сигналам педагога «закручиваются» в спираль и расходятся. Игра повторяется 2-3 раза.
ЭТЮД «Злюка»
Ребенок изображает злюку. Он сидит и смотрит на каждого из присутствующих со злостью и недовольством.
Выразительные движения; брови сдвинуты, верхняя губа закушена, колючий взгляд.
- Я думаю, злюке не нравится наше хорошее настроение. Видимо, она привыкла видеть вокруг себя людей только со злыми, грубыми чувствами. Так давайте ответим ей: грозной эмоцией и пойдем, посмотрим, так ли это на самом деле. А, что это делают наши мальчики? Но что у них произошло?
ЭТЮД «Драка»
Дима и Саша поссорились. Они никак не могут решить, кто первым начнет игру. Так рассердились друг на друга, что начали драться. У Димы насуплены брови, сморщен нос, он крепко сжал кулаки.
Саша машет руками, лоб нахмурен, брови сдвинуты. Мальчики наскакивают друг на друга - ну совсем как задиристые петухи.
(Дети встают парами: один из них Дима, другой - Саша. Затем меняются местами.)
А это девочка Зинка. Зинка-Злюка. Подойдем поближе и узнаем, что же случилось.
ЗИНКА-ЗЛЮКА
Я не знаю, что со мной. Разве лучше быть одной? Всех друзей обидела, плохое в них увидела. Посмотрите, вон у Герки не глаза, а просто зенки! (Нахмуриться, nоказать nальцем друг на друга) Вовка жадный! Сашка глупый! Ленка супом любит хлюпать!
(Рот перекошен, тычат друг в друга nальцем.)
Вместе мы с утра играли - не с кем поиграть сейчас. Нет, ребята, я не злая. Злинки мне попали в глаз!
(Наклонить голову набок, сдвинуть бровu, сморщuть нос, руки положuть на пояс, тоnать ногой)
По окончании проигрывания этюдов с детьми проводится обсуждение:
• Что вы чувствовали, когда изображали злость?
• Как билось ваше сердце?
• Как вы дышали?
• Что происходило с вашими мышцами (в каких частях тела поселяется злость?
• Что вам хотелось сделать, когда вы так себя чувствовали?
• Почему злых людей никто не любит?
• Вспомните ситуации, когда вы были раздражены и злились.
• Можете ли вы совсем не злиться? Почему?
• А что это за злинка попала в глаз Зинке?
- Теперь вы знаете, что может рассердить ваших товарищей. Надеюсь, что эта история поможет вам лучше понимать друг друга, быть внимательными и терпимыми.
- Смотрите, а вот и Злюка (пиктограмма). Она опять чем-то недовольна, снова хмурит брови и морщит нос. Неужели мы опять сделали что-что не так?
- Дорогие друзья, оказывается, Злюка настолько дорожит своей злостью и яростью, что не хочет, чтобы у Клокочущего вулкана хоть немного поубавилось бы злобы и гнева. Давайте не будем раздражать хозяйку вулкана Злюку, а просто оставим здесь плохое настроение.
Надуть волшебный шарик злостью
Дети передают друг другу воздушный шар красного цвета, касаясь им груди и головы: «Я не злюсь, я спокоен».
- Вся обида и гнев поместились в воздушный шар злости, и, чтобы от него не осталось и следа, мы его сейчас лопнем. Пусть вся злость и гнев остаются в шарике.
- Упражнение на дыхание «Певе».
- Мышечная релаксация по контрасту с напряжением «На полянке»
Проводится итог занятию, педагог выясняет у детей, что им понравилось делать на сегодняшнем занятии, что особенно запомнилось; желает детям доброго дня и хорошего настроения.