Елена Гурова
Здоровьесберегающие технологии как средство укрепления физического и психического здоровья детей старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
3. Ряд философов (Дж. Локк, А. Смит, М. В. Ломоносов, и др., психологов (Л. С. Выготский, В. М. Бехтерев и др., ученых-медиков (Н. М. Амосов, В. П. Казначеев, Ю. П. Лисицын и др., педагогов (Л. Г. Татарникова, В. К. Зайцев и др.) пытались решить проблему здоровья и формирования здорового образа жизни у детей.
Проблема формирования основ здорового образа жизни является актуальной в педагогической теории и практике дошкольных образовательных учреждений.
Публикация «Здоровьесберегающие технологии как средство укрепления физического и психического здоровья детей старших дошкольников» размещена в разделах
Анализ современных исследований (Н. А. Андреева, В. А. Деркунская, С. А. Козлова, Л. Г. Касьянова, О. А. Князева и др.) свидетельствует, что уже в дошкольном возрасте у ребенка появляется устойчивый интерес к своему здоровью, бережное отношение к своему организму (жизни, здоровью) как ценности, желание вести основы здорового образа жизни.
4. Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей.
Известно, что здоровье только на 7-8% зависит от здравоохранения и более чем на половину - от образа жизни человека.
В ФГОС ДО, одной из первых задач стоит: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Педагоги должны не только давать качественные знания своим воспитанникам, но и формировать у них сознательную установку на здоровый образ жизни, научить жить в гармонии с собой и окружающим миром. Забота о здоровом образе жизни - это основа физического и нравственного здоровья, а обеспечить укрепление здоровья можно только путем комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов.
Каждый педагог должен понимать, что ребенок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать свое здоровье.
5. Цель работы:
Внедрение системы работы по применению здоровьесберегающих технологий для укрепления физического и психического здоровья детей с учётом индивидуальных возможностей и способностей
Определены основные задачи:
Осуществить выбор здоровьесберегающих технологий с учетом особенностей ДОУ
Создать условия для внедрения системы здоровьесберегающих технологий в ДОУ
Внедрить в практику работы современные технологии обучения здоровому образу жизни, способствующие укреплению физического и психического здоровья детей путем развития навыков и умений, формирования привычки думать и заботиться о своем здоровье
Реализовать системный подход в использовании здоровьесберегающих технологий в работе для своевременного развития жизненно важных двигательных навыков и способностей детей
Оказывать всестороннюю помощь семье в обеспечении здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни
6. Ведущая педагогическая идея опыта состоит в создании эффективных педагогических условий для укрепления физического и психического здоровья детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении, обеспечивающих накопление практического опыта по здоровьесбережению и самостоятельному использованию средств и методов закаливания в повседневной жизни ребенка.
7. Внедрение здоровьесберегающих технологий в воспитательно – образовательный процесс реализовывалось по следующим этапам:
1 этап Вводный - Подготовительный
Ознакомление с теоретическими основами методики, технологии
Определение оздоровительной направленности и значимости для детей
Изучение мнения родителей и получение согласия на внедрение технологий
2 этап Основной - практический
Создание условий и оформление необходимого материала
Включение методики в педагогический процесс
3 этап Заключительный - аналитический
Анализ результатов использования методик и технологий
Выводы и предложения
Презентация результатов работы
8. Для реализации поставленных задач мною была подобрана и изучена методическая литература, представленная на слайде.
9. Для достижения поставленной цели необходима организация развивающей предметно – пространственной среды, способствующая укреплению физического и психического здоровья детей. В связи с этим, для данного проекта в ДОУ созданы как макро - так и микросреда в группе.
10. Для укрепления физического и психического здоровья детей использовались следующие формы работы с детьми:
Утренняя гимнастика
Бодрящая гимнастика
Самомассаж
Лечебная физкультура
НОД Физическая культура
Корригирующая гимнастика
Релаксация
Гимнастика для глаз
Дыхательная гимнастика
Пальчиковая гимнастика
Закаливающие мероприятия
Оздоровительные игры
Психогимнастика
Динамические паузы
Спортивные и подвижные игры
Активный отдых
11. Большая работа проводилась по вовлечению родителей в совместную работу. Были организованы:
Консультация «Советы для родителей и их подвижного ребенка»
Семинар – практикум «Как правильно использовать летний отдых»
Круглый стол «Зарядка, которую хочется делать»
Анкетирование «Что Вы знаете о здоровом образе жизни»
Родительское собрание «Растим детей здоровыми»
Дни открытых дверей, открытые просмотры оздоровительных мероприятия в режиме дня
Оформление папок, ширм: «Здоровье детей в наших руках», «Здоровье детей»
Оформление информационного стенда «Здоровый ребенок - в здоровой семье»
Оформление фото – стенда «Здоровые дети – счастливые дети»
12.
Соревнования «Малые спортивные игры»
Конкурс стенгазет «Зимняя олимпиада Сочи-2014»
Развлечение «День здоровья»
Спортивное развлечение «Ловкие, сильные, смелые»
13. Результатами работы можно считать следующее:
Созданы условия для внедрения системы здоровьесберегающих технологий в ДОУ
В практике работы используются современные здоровьесберегающие технологии, способствующие укреплению физического и психического здоровья детей
Улучшение показателей физического развития, эмоционального состояния детей
Наблюдается благоприятная динамика в состоянии здоровья дошкольников (снижение числа случаев заболеваний в течение года)
У детей сформированы жизненно важные двигательные навыки и способности,
У родителей сформировано понимание значимости здоровьесберегающих технологий в охране и укреплении физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия
У детей появилось желание заботится о своем здоровье, бережно относится к своему организму
14. Заключительным этапом работы можно считать следющее:
Участие детей группы в городском турнире по мини – футболу
Участие в районном конкурсе «Малышиада»
Оздоровительное мероприятие с родителями «Поиграем вместе»
15. Таким образом, применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе способствует укреплению физического и психического здоровья детей с учётом индивидуальных возможностей и способностей
Сотрудничество педагогов и родителей в этом направлении, их сознательная деятельность к преобразованию здоровьесозидающего пространства и использованию здоровьесозидающих практик позволяют ребенку укрепить свои внутренние позиции и действовать в соответствии с критериями ведения здорового образа жизни.
Важно, чтобы каждая из применяемых технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
16. С целью трансляции практических достижений профессиональной деятельности принимала участие в педагогическом совете МАДОУ детский сад № 1 «Ласточка», разместила электронное портфолио на Международном образовательном портале «мааам. ру», где опубликованы методические разработки и конспекты.
17. На перспективу планируется:
Приобретение современных программ по внедрению здоровьесберегающих технологий и внедрение их в практическую деятельность
Улучшение качества работы интегрированной медико-психолого-педагогической службы сопровождения
Пополнение развивающей предметно - пространственной среды по использованию здоровьесберегающих технологий