Тамара Александровна Першина
Игра как средство сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Першина Т. А.
воспитатель зрительной группы
МБДОУ компенсирующего вида № 59
г. Апатиты, Мурманской области
Игра – это сама жизнь, это детская непосредственность, наивность, иногда лукавство, иногда удивительная серьезность. Для ребенка игра не всегда милая забава, часто это труд, преодоление себя. Словом игра – это целый мир. А руководство детской игрой – серьезная проблема для взрослых. Игру с успехом применяли для лечения психических заболеваний детей, дефектов речи, движения. Игра снимает физическую усталость, а положительные эмоции становятся просто лекарством. Игра – это сопровождение естественного развития ребенка.
Публикация «Игра как средство сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей с нарушением зрения» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Игры для детей
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2015
Ряд авторов, изучавших особенности физического развития детей с тяжелыми нарушениям зрения, отмечают, что дошкольники характеризуются меньшей подвижностью, по сравнению со зрячими сверстниками, нечеткостью координации движений, снижением темпа их выполнения, ловкости, ритмичности, точности. Дети испытывают трудности в ориентировке в пространстве, выполнении упражнений на равновесие. Слабовидящие дети чаще подвержены простудным заболеваниям. Преодоление недостатков физического развития детей с тяжелыми нарушениями зрения возможно при условии ранней диагностики и психолого – педагогической коррекции.
Настраиваясь в каждом учебном году на встречу с новыми детьми. Приоритет взаимодействия с малышами отдаю игре. Уверена, что только игра может обеспечить радостное интересное проживание дошкольного детства, психологическую и эмоциональную поддержку. Через игру идет плавное включение малышей в мир движений.
Наличие косоглазия и амблиопии весьма негативно сказывается на психике ребенка, на формировании его характера. И это очень отличает наших детей от здоровых. Они плаксивы, или наоборот, агрессивны, рассеяны, невнимательны, беспокойны.
Такие дети стремятся к уединению, отказываются учавствовать в играх со сверстниками, часто бесцельно бродят по группе, не находя себе занятия – все это говорит о том, что дети находятся в состоянии психоэмоционального напряжения.
И моя задача состоит в том, чтобы помочь малышам справится с этими недугами, не принося их здоровью вреда. И, конечно же, на помощь педагогу приходит игра.
К подбору и организации игр я отношусь очень тщательно. Стремлюсь, чтобы они пробуждали у детей чувство бодрости, служили для них источником «мышечной радости». Движение – ведущая функция всего живого. Подвижные игры создают благоприятные предпосылки для преодоления отклонений и предупреждения недостатков физического развития слабовидящих детей. И поэтому я убеждена, что подвижная игра в работе с детьми по эффективности воздействия на организм обладает наивысшим коэффициентом двигательной активности. Благодаря подвижным играм с правилами происходит нейтрализация нервозности ребенка. Коллективная игра положительно влияет на двигательную расторможенность. В играх с правилами двигательная активность контролируется ролью, что позволяет регулировать движения гипервозбудимых детей.
Особой популярностью у детей группы пользуются подвижные игры «Веселые зайчата», «Не боимся мы кота», «Золотые ворота», «Гори, гори ясно» и хороводные игры «Колпачок», «Как на горке снег, снег» и другие. Ведь хороводные игры и успокаивают и организуют, и помогают сочетать слово с действием, и создают хорошее настроение.
Театральные игры обогащают и развивают воображение, эмоциональность. В мини – сказках: «Совушка», «У медведя во бору», «Мишутка - сладкоежка» малыши накапливают выразительность движений и мимики.
Обращение к пальчиковым играм также не случайно, так как благодаря им у малышей исчезает скованность движений, они учатся управлять своим телом, чувствовать себя уверенно, что предотвращает возникновение неврозов. Эти игры помогают ощутить радость взаимопонимания без слов. Используемые пальчиковые игры превращаются нами в «театр руки» : бабочка, птичка, рыбка.
Для детей с проблемами психического развития необходим подбор специальных игр. К ним относятся психокоррекционные двигательные игры.
В их основе – психогимнастические этюды, элементы коррекционных гимнастик, ролевая гимнастика движения, ведь психогимнастика – это игра мышц, лица, эмоций. Общей задачей психокоррекционных игр является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей.
Опыт работы убеждает нас в том, что подвижные игры успешно выполняют реабилитационное назначение, если следовать принципу: ребенок играя, должен двигаться, а не двигаясь должен играть.
С целью обогащения двигательного опыта, постепенно усвоенные движения, подвижные игры объединяли в цепь игровых действий и придавали им сюжетную линию: «Приключения колобка», «Цирк зажигает огни», «Веселые медвежата». Приглашая в блоке совместной деятельности детей в путешествие, мы стремимся сделать двигательно – игровое действо интересным и физически развивающим. В сюжетно – игровую линию совместной деятельности этого блока работы нами «вписываются» элементы различных игровых заданий и упражнений: зрительная и пальчиковая гимнастика, «театр рук» со словами и без слов, двигательные импровизации образов и ролевой гимнастики. Последнее направлено на преодоление стереотипов и развитие двигательного творчества.
Изменить вариативнсть и продлить жизнь игры в группе помогают новые игровые атрибуты и организация развивающей предметно – пространственной среды. Поэтому мы старались пополнить и разнообразить двигательную среду оборудованием и спортивным инвентарем способствующим развитию игры и коррекции зрительной недостаточности. Это и мягкие модули, кубики, разноцветные пирамидки – мякиши, коррекционные дорожки, всевозможные тренажеры для глаз.
Магия игры в том, что она заставляет ребенка раскрываться независимо от его воли и желания. Входя в роль волка, лисы, зайца, кота малыш выполняя ее, радуется, наслаждается и не замечает, как он выглядит со стороны. В игре можно себя почувствовать свободным, раскованным, легким. С этой целью адаптируем в работе игры, предложенные А. С. Галановым «Игры, которые лечат», Н. С. Голицыной «Физкультурный калейдоскоп»М. Ю. Картушиной «Зеленый огонек здоровья», Н. Г. Павлова «300+ 1»,Л. В. Шапковой «Подвижные игры для детей с нарушением в развитии».
Чередуя игры малой и большой подвижности в течении дня, недели, месяца мы подбираем игры от мажорного лада до спокойного, минорного, что позволяет малышам контролировать свои эмоции, регулировать характер движений.
Наши малыши принимают игры, предложенные взрослыми, и учавствуют в них с удовольствием. Кроме того, дети любят повторения: знакомые игры воспринимаются им легче.
Многолетний опыт показывает, что только игра дает детям эмоциональный настрой, помогает найти друзей, учит сопереживать, радоваться, регулировать двигательную активность.
Мы убеждены, что хорошее настроение от игры – это ключ к гармоничному развитию ребенка. Игра решает задачи общепедагогической и коррекционной работы и делает пребывание малыша в детском саду интересным, радостным и полезным.