Екатерина Дерунова
Здоровьесберегающая технология — пальчиковая гимнастика
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровьесберегающая технология
Введение.
Движение пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. Использование пальчиковых игр и упражнений помогают детям:
1. Сделать рывок в развитии речи - улучшить произношение и обогатить лексику;
2. Развивать внимание, терпение, умение концентрироваться на выполняемых действиях;
Публикация «Здоровьесберегающая технология — пальчиковая гимнастика» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Темочки
3. Развивать фантазию и проявлять творческие способности;
4. Играя, освоить начала геометрии, как на плоскости, так и в пространстве;
5. Развивать память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений;
6. Ощутить радость взаимопонимания без слов, понять возможности несловесного общения;
7. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем овладение навыком письма.
Поэтому развивать общую и мелкую моторику ребёнка необходимо с самого раннего возраста. В этом помогают пальчиковые игры.
При проведении пальчиковой гимнастики необходимо помнить три важных правила:
Первое: пальцы правой и левой рук следует нагружать равномерно;
Второе: после каждого упражнения нужно расслаблять пальцы (например, потрясти кистями рук);
Третье: поскольку пальчиковая гимнастика оказывает комплексное воздействие, она должна использоваться на всех образовательных деятельностях в ДОУ.
Правила выполнения упражнений:
1. Перед игрой с ребенком можно обсудить ее содержание. Это не только позволит подготовить его к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
2. Перед началом упражнений дети разогревают ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.
3. Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.
4. Выполняйте упражнение вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой.
5. При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.
6. Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.
7. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость.
8. Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, четко, без лишних слов. При необходимости ребенку оказывается помощь.
9. В идеале каждое занятие имеет свое название, длится несколько минут и повторяется в течение дня 2-3 раза.
10. При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
11. Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию ребенка.
12. Не ставьте перед ребенком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
13. Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру.
Картотека пальчиковой гимнастики для старшей группы
Сентябрь
Мебель
Мебель я начну считать:
Кресло, стол, диван, кровать,
Полка, тумбочка, буфет,
Шкаф, комод и табурет.
Много мебели назвал -
Десять пальчиков зажал!
Пальцы обеих рук поочередно зажимают в кулачки.
Поднимают зажатые кулачки вверх.
Посуда
Девочка Иринка порядок наводила.
Девочка Иринка кукле говорила:
«Салфетки должны быть в салфетнице,
Масло должно быть в масленке,
Хлебушек должен быть в хлебнице, А соль? Ну, конечно, в солонке!»
Показывают большой палец.
Поочередно соединяют
большой палец с остальными.
Портняжки
Привет, Николка!
Бери скорей иголку.
Будем шить Кате
Новое платье.
Руки сжаты в кулачки. На каждое слово поочередно разжимают пальцы, начиная с мизинца левой руки.
Октябрь
«ДОЖДИК»
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел дождик погулять.
Шел неспешно, по привычке,
А куда ему спешить?
Вдруг читает на табличке:
«По газону не ходить!»
Дождь вздохнул тихонько:
— Ох!
И ушел.
Газон засох.
Удары по столу пальчиками. (Левая начинает с мизинца, правая —с большого пальца.)
Беспорядочные удары по столу пальчиками обеих рук.)
«Шагают» средним и указательным пальчиками обеих рук по столу.
Ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу.
(Часто и ритмично бьют в ладоши.)
(Один хлопок.)
(Ритмичные хлопки по столу.)
«ОВОЩИ»
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла
Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свеклу.
Ох.
Вот овощи спор завели на столе —
Кто лучше, вкусней и нужней на земле,
Картошка? Капуста? Морковка?
Горох? Петрушка иль свекла?
Ох!
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала
Картошку, Капусту, Морковку,
Горох, Петрушку и свеклу.
Ох!
Накрытые крышкой, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке
Картошка, Капуста, Морковка,
Горох, Петрушка и свекла.
Ох!
И суп овощной оказался не плох!
(«Шагают» пальчиками по столу.)
(Загибают по одному пальчику.)
(Хлопок.)
(Попеременные удары кулачками и ладонями.)
(Загибают пальчики.)
(Хлопок.)
(Стучат ребром ладони по столу.)
Загибают по одному пальчику.)
(Хлопок.)
(Ладони складывают крест-накрест на столе.)
(Загибают по одному пальчику.)
(Хлопок.)
(Показывают большой палец.)
Ноябрь
«ДОМИК»
Под грибом - шалашик-домик,
Там живет веселый гномик.
Мы тихонько постучим,
В колокольчик позвоним.
Двери нам откроет гномик,
Станет звать в шалашик-домик.
В домике дощатый пол,
А на нем - дубовый стол.
Рядом - стул с высокой спинкой
На столе - тарелка с вилкой.
И блины горой стоят –
Угощенье для ребят.
(Ладони шалашиком)
(Постучать кулаком одной руки о ладонь другой руки)
(«Звоним в колокольчик»)
(Ладони ребром прижаты друг к другу)
(Показываем стол)
(Показываем стул)
(Ладонь левой руки направлена
вверх (тарелка, правая рука (вилка) : ладонь направлена вниз, четыре пальца выпрямлены и слегка разведены в стороны, а большой прижат к ладони)
«ДОМ»
Я хочу построить дом,
Чтоб окошко было в нём,
Чтоб у дома дверь была,
Рядом чтоб сосна росла,
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял.
Солнце было,
Дождик шёл,
И тюльпан в саду расцвёл.
(Руки над головой "домиком")
(Руки перед глазами "окошко»)
(Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты)
(Пальцы растопырены, руки тянем вверх)
(Руки перед собой кольцом)
(Одна рука "пёс")
(Скрестить кисти рук, пальцы растопырены)
("Стряхивающие" движения)
(Пальцы-лепестки смотрят вверх)
Декабрь
«НА ЁЛКЕ»
Мы на елке веселились,
И плясали, и резвились,
После добрый Дед Мороз
Нам подарки преподнес.
Дал большущие пакеты,
В них же — вкусные предметы:
Конфеты в бумажках синих,
Орешки рядом с ними,
Груша, Яблоко, один
Золотистый мандарин.
(Ритмичные хлопки в ладоши.)
(Ритмичные удары кулачками.)
(Дети «шагают» средним и указательным пальцами обеих рук по столу.)
(«Рисуют» руками большой круг.)
(Делают ритмичные хлопки.)
(Загибают на обеих руках пальчики, начиная с большого.)
«ЗИМА»
Пришла зима,
Принесла мороз.
Пришла зима,
Замерзает нос.
Снег,
Сугробы,
Гололед.
Все на улицу — вперед!
Теплые штаны наденем, шапку, шубу, валенки.
Руки в варежках согреем
И завяжем шарфики.
Зимний месяц называй! Декабрь, Январь, Февраль.
трем ладошки друг о друга
пальцами массажируем плечи, предплечья
трем ладошки друг о друга
ладошкой массажируем кончик носа
плавные движения ладонями
кулаки стучат по коленям попеременно
ладони шоркают по коленям разнонаправлено
одна рука на колени ладонью, вторая рука согнута в локте, кулак (меняем)
ладонями проводим по ногам
ладонями проводим по голове, по рукам, топаем ногами
круговые движения ладонями одной руки вокруг другой ладони
ладони прикладываем друг на друга к основанию шеи
ладони стучат по коленям
кулак, ребро, ладонь
«ЗИМА»
"Греем наши ручки"
"Проверяем кончик носа"
"Сделаем носик тоненьким" "Примазываем ушки, чтоб не отклеились"
"Сдуем снежинку с ладони"
Январь
«КОТЯТА»
У кошечки нашей есть десять котят,
Сейчас все котята по парам стоят:
Два толстых,
Два ловких.
Два длинных,
Два хитрых,
Два маленьких самых
И самых красивых.
(Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу)
(Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга от большого к мизинцу)
«ПИРОГ»
Падал снег на порог.
Кот слепил себе пирог.
А пока лепил и пек,
Ручейком пирог утек.
Пирожки себе пеки
Не из снега — из муки.
(Дети два раза медленно опускают ладони на стол.)
(Показывают, как лепят пирог)
(«Бегут» пальчиками обеих рук по столу)
(Опять показывают, как пекут пирог)
Февраль
«ТРАНСПОРТ»
Будем пальчики сгибать -
Будем транспорт называть:
Автомобиль и вертолет,
Трамвай, метро и самолет.
Пять пальцев мы в кулак зажали,
Пять видов транспорта назвали.
(Сжимают и разжимают пальчики)
(Поочередно разжимают пальчики, начиная с мизинца)
(Сжимают пальцы в кулачок, начиная с большого)
«ПОСЧИТАЕМ»
Раз, два, три, четыре, пять -
Буду транспорт я считать.
Автобус, лодка и мопед,
Мотоцикл, велосипед,
Автомобиль и самолет,
Корабль, поезд, вертолет.
(Сжимают и разжимают пальчики)
(Поочередно сжимают пальчики обеих рук в кулачки, начиная с мизинца левой руки)
«КНИГИ»
Много книжек есть на свете,
Читать их очень любят дети.
Если книги мы прочтем,
То узнаем обо всем:
Про моря и океаны,
Удивительные страны.
Про животных прочитаем
И про космос мы узнаем.
(Ладошки соединяют вместе «книжкой». Раскрывают и закрывают «книгу»)
(Поочередно соединяют одноименные пальцы обеих рук, начиная с мизинцев)
«НАША АРМИЯ»
Аты-баты, аты-баты!
На парад идут солдаты!
Вот идут танкисты,
Потом артиллеристы,
А потом пехота -
Рота за ротой!
(Поочередно «шагают» указательным и средним пальцами правой и левой руки)
Март
«ЦВЕТЫ»
Наши алые цветки распускают лепестки. Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет. Наши алые цветки закрывают лепестки,
Головой качают,
Тихо засыпают
(Медленно разгибать пальцы из кулаков.)
(Покачивать кистями рук вправо-влево, медленно сжимать пальцы в кулаки.)
(Покачивать кулаки вперед-назад.)
«ЦВЕТОК ПРОСНУЛСЯ»
Утром рано он закрыт,
но к полудню ближе
Раскрывает лепестки,
красоту их вижу.
К вечеру цветок опять закрывает венчик.
И теперь он будет спать,
До утра как птенчик.
(Кисти рук –бутоны, соединены у основания рук.)
(Плавно распускаются.)
(Закрываются затем под щеку.)
(Имитация сна.)
«МАМИНЫ ПОМОЩНИКИ»
Раз, два, три, четыре,
Мы посуду перемыли:
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварешку.
Мы посуду перемыли.
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился.
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали.
Пока маме помогали.
(Попеременно ритмично ударяют кулачок об кулачок и хлопают в ладоши.)
(Одна ладонь скользит по другой.)
(Загибают пальчики, по одному, на каждое название посуды.)
(Одна ладонь скользит по другой.)
(Загибают пальчики.)
Апрель
«ЛУНОХОД»
Посмотрите, луноход
По Луне легко идет.
Он шагает очень важно,
В нем сидит герой отважный.
(Дети ставят на стол подушечки пальцев обеих рук, переносят на руки часть веса, а затем как бы шагают по очереди правой и левой рукой. Повторяют четверостишие несколько раз.)
«КОСМОНАВТЫ»
Космонавтом хочешь стать? Сильным быть и ловким? Нужно обладать сноровкой. Научитесь понемножку поиграть в быстрые ладошки.
Надо пару подобрать да лицом друг к другу встать.
Если чистые ладошки значит, можно начинать.
Важно строго по порядку все быстрее, без оглядки. Так в ладошки ударять!
(Дети встают парами, кладут ладошки на ладошки друг другу, ударяют по ладошкам, кто сверху, затем меняются.)
«ПОСЕВ ПШЕНИЦЫ»
Будем сеять мы пшеницу
В землю зернышки бросать.
И не пустим мы синицу
Наши всходы пеклевать.
Кыш-кыш.
(Пальцами делать движения - крошим крошки, пальцы в щепоть - синица, наклонять кисть клюет, махать руками –кыш-кыш.)
Май
Пальчиковая гимнастика
«ВЕСЕЛАЯ ВСТРЕЧА»
Здравствуй, котенок!
Здравствуй, козленок!
Здравствуй, щенок!
И здравствуй, утенок!
Здравствуй, веселый, смешной
поросенок!
(Разгибают пальцы, начиная с мизинца, пошевеливают каждым пальцем, приветствуя животных.)
«КАКИЕ БЫВАЮТ РЫБЫ?»
Мы в подводном мире, друг,
Рыбы плавают вокруг:
Рыба-меч, рыба-молот
и рыба-пила,
Рыба-удильщик и рыба-игла.
(Выполняют движения руками, как будто плывут.)
(Делают поочередные волнообразные движения то правой, то левой ладошкой.)
(Поочередно сгибают пальцы, начиная с мизинца.)
«НАСЕКОМЫЕ»
Дружно пальчики считаем -
Насекомых называем.
Бабочка, кузнечик, муха,
Это жук с зеленым брюхом.
Это кто же тут звенит?
Ой, сюда комар летит!
Прячьтесь!
(Сжимают и разжимают пальцы.)
(Поочередно сгибают пальцы в кулачок, начиная с большого.)
(Вращают мизинцем.)
(Прячут руки за спину.)