Наталья Курдюмова
Мастер-класс «Дыхательная гимнастика — здоровьесберегающая технология в системе музыкально-оздоровительной работы»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс «Дыхательная гимнастика – здоровьесберегающая технология в системе музыкально-оздоровительной работы».
Курдюмова Н. В., музыкальный руководитель
МАДОУ «Детский сад «Василек»
Тамбовская область.
Публикация «Мастер-класс „Дыхательная гимнастика — здоровьесберегающая технология в системе музыкально-оздоровительной работы“» размещена в разделах
- Дыхательная гимнастика и упражнения
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
Оздоровление детей, создание эмоционального комфорта - важнейшая задача всех дошкольных образовательных учреждений. Современные методы здоровьесбережения должны присутствовать во всех видах педагогической деятельности.
Привычные виды музыкальной деятельности, развивающие творческие способности и музыкальность детей можно разнообразить с пользой для здоровья. Для восстановления речевого дыхания при организации организованной музыкальной деятельности включаю упражнения дыхательной гимнастики Б. Толкачёвой и А. Н. Стрельниковой. Они помогают формировать музыкальные способности и творческий потенциал каждого малыша.
От дыхания во многом зависят здоровье ребенка, его физическая и умственная деятельность. Так частота дыхания и дыхание попеременно через левую и правую ноздри влияют на функции мозга. При правильной организации дыхательная гимнастика решается целый ряд проблем:
- улучшает кислородный обмен в организме;
- стимулирует работу сердечно - сосудистой и пищеварительной систем;
- помогает маленькому человечку овладеть элементарными навыками саморегуляции: ребенок учится расслабляться, успокаиваться, если он взволнован или раздражен чем-то.
Гимнастикой можно заниматься как индивидуально, так и с группой детей, используя время разных режимных моментов, исключая 20 минут до еды и один час после. Комплексы можно использовать в работе с детьми разного возраста, но начинать необходимо с упрощенной формы выполнения.
Тренированность дыхательной мускулатуры повышает сопротивляемость организма простудным и другим заболеваниям. Чтобы правильно дышать, нужно научиться управлять дыхательными мышцами, тренировать их.
Особенностью работы над дыханием является постепенное и индивидуальное увеличение нагрузки. При выполнении упражнений необходимо соблюдать определё нные правила:
1. Вдох - громкий, короткий, активный.
2. Выдох - абсолютно пассивный, уходит через нос или через рот (как кому удобно, о выдохе думать запрещено. Воздух должен сам уходить после каждого вдоха.
3. Каждое упражнение разучивается с детьми до автоматизма в течение месяца.
Как правильно выполнять упражнения, чтобы они были действительно полезными?
вдох производится через нос;
плечи ребенка остаются в спокойном состоянии (не поднимаются);
выдыхать воздух следует плавно и длительно;
щечки ребенка не должны раздуваться (можно контролировать их при помощи рук на этапе разучивания упражнений).
Немедленно прекращайте выполнять упражнения, если ребенок:
дышит слишком часто;
резко побледнел или покраснел;
жалуется, что у него онемели ручки или ножки;
начали дрожать кисти его рук.
Возможно, произошла гипервентиляция легких. В этом случае попросите ребенка сложить ладошки «лодочкой», «окунуть» в нее лицо и глубоко вдохнуть, и выдохнуть в ладони несколько раз (2-3 обычно достаточно).
Выполним правильно несколько дыхательных упражнений, которые используются мной в работе с детьми среднего дошкольного возраста.
«Гномики и великаны»
Стоя прямо, на вдохе встаем на цыпочки, тянемся вверх руками, показывая, какой великан. Зафиксируем это положение на несколько секунд. На выдохе опустим руки вниз, затем присядем, обхватив руками колени и одновременно произнеся "ух", спрячем голову за коленями - показывая, какой маленький гномик.
«Цапелька»
Стоя прямо, дети разводят руки в стороны, а одну ногу, согнув в колене, выносят вперед. Фиксируют положение на несколько секунд, держат равновесие. На выдохе опускают ногу и руки, тихо произнося "ш-ш-ш-ш". Повторяют шесть -семь раз.
«Рубим дрова»
Дети становятся прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе складывают руки топориком и поднимают их вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опускают вниз, корпус наклоняют, позволяя рукам "прорубить" пространство между ногами. Произносят "бах". Повторяют шесть-восемь раз.
«Мельница»
Встаньте: ноги вместе, руки вверх. Медленно вращаем прямыми руками, произнося на выдохе "ж-р-р". Когда движения ускоряются, звуки становятся громче. Повторите семь-восемь раз.
«Гуси – лебеди полетели»
Дети плавно ходят по комнате, взмахивая руками, словно крыльями. Руки на вдохе поднимают, на выдохе опускают, произнося "г-у-у". Повторить восемь-десять раз.
«Хомячок»
Хомячок несет зерно в норку: малыш проходит 10-15 шагов, надув щеки. Складывает зернышки в кладовочку: ребенок хлопает себя по щекам, выпуская воздух. Снова идет за зернышками: проходит несколько шагов, дыша носом.
«В лесу»
Дети представляют, что заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на выдохе произносят "ау". Меняют интонацию и громкость и поворачивают то влево, то вправо. Повторяют пять - шесть раз.
«Веселая пчелка»
Дети делают свободный вдох, на выдохе произносят «з-з-з»; представляют, что пчелка села на руку, ногу, нос.
«Часики»
Стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так».
«Насос»
Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Вдох, затем наклон туловища в сторону - выдох, руки скользят вдоль туловища, при этом громко произносить «с-с-с-с-с», «с-с-с-с». Повторить 6 - 8 наклонов в каждую сторону.
«Лошадки»
Дети делятся на пары. Один ребенок - «лошадка», другой - «кучер», который запрягает «лошадку». «Кучер» может приговаривать «но-но», а «лошадка» - «иго-го». Проговаривание помогает равномерному дыханию.
«Снег и ветер».
Из маленьких кусочков ваты скатываются небольшие шарики - «снег» - и выкладываются на столе. Предлагаю вам дуть на «снег», как холодный зимний ветер. При этом «комья снега» должны медленно передвигаться к противоположному краю стола.
«Снегопад»
Тот же атрибут - снежинки из ваты (рыхлые комочки). Положим несколько «снежинок» на ладонь и устроим снегопад, сдувая их с ладони.
«Воздушный шарик».
Воспитатель предлагает детям представить себя воздушными шариками; на счет 1,2,3,4 сделать четыре глубоких вдоха и задержать дыхание. Затем на счет 1-5 медленно выдохнуть.
«Достань яблочко».
Встать прямо, поднять руки вверх, чтобы достать яблоки, - вдох (пауза 3 сек.). Опустить руки, наклонить корпус вперед и вниз - выдох. Повторить 3-4 раза.
«Боевой клич индейцев»
Предложите ребенку имитировать боевой клич индейцев: негромко кричать, быстро прикрывая и открывая рот ладошкой. Это занятный для детей элемент, который легко повторить. Взрослый может «руководить громкостью», показывая попеременно рукой «тише - громче».
«Мыльные пузыри»
Эта забава известна всем. Научите малыша пускать мыльные пузыри: вдох - носом, а выдох через сложенные в трубочку губы, длинный и мягкий, тогда пузырь получится большой и красивый.
«Сова»
День - ребёнок стоит и медленно поворачивает голову вправо и влево, ночь - смотрит вперёд и взмахивает руками-крыльями, опуская их вниз, произносит «у – у - ффф». Игра также развивает внимательность и способность сосредотачиваться.
«Осенний листопад»
Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листики, с какого дерева упали.
«Ветерок подул»
Для выполнения упражнения используются игрушки – мобили. Нужно подвесить их на нитках и предложить ребенку подуть на них так, чтобы детали полетели (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).
Важно привить воспитанникам чувства ответственности за свое здоровье, уверенности в том, что они сами могут помочь себе улучшить свое самочувствие. Огромную роль играет дыхательная гимнастика в закаливании и оздоровлении детей и как важно подходить к решению этой задачи обдуманно и ответственно.