Папки-передвижки

Игровой стретчинг как здоровьесберегающая технология в детском саду

Ирина Сотникова
Игровой стретчинг как здоровьесберегающая технология в детском саду

Игровой стретчинг как здоровьесберегающая технология в детском саду

Муниципальное казенное учреждение «Центр развития и поддержки системы образования Петровского района Ставропольского края»

Районные педагогические чтения

«Эффективная педагогическая практика - основа качества образования»

Тема выступления:

«Игровой стретчинг как здоровьесберегающая технология в детском саду»

Публикация «Игровой стретчинг как здоровьесберегающая технология в детском саду» размещена в разделах

Автор Сотникова Ирина

Викторовна

Воспитатель

МКДОУ ДС № 1 «Колобок»

г. Светлоград

г. Светлоград

2018г.

Введение

Индийские йоги говорят: «До тех пор, пока позвоночник гибкий – человек молод, но как только исчезнет гибкость – человек стареет».

Перед дошкольным образованием в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей. Федеральные государственные стандарты определяют как одну из важнейших задач: охрану и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого – педагогической, профилактической и оздоровительной работы. В соответствии с этим особую актуальность приобретает поиск новых средств и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях, создание оптимальных условий для всестороннего гармоничного развития личности ребёнка.

Основная проблема, с которой сталкивается образовательное учреждение - это слабое физическое развитие детей при поступлении в детский сад. Общая картина такова: дети испытывают "двигательный дефицит", задерживается возрастное развитие быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Дети имеют излишний вес, нарушения осанки, вследствие чего визуально у них наблюдается неуклюжесть, мешковатость, жестикуляция и мимика вялая, при ходьбе волочат за собой ноги, чувствуется скованность, неуверенность, голова опущена, нет гордости в осанки. Поэтому, я пришли к выводу, что многие дети нуждаются в особых технологиях физического развития.

Известно, что здоровье только на 7-8% зависит от здравоохранения и более чем на половину – от образа жизни человека. Заболеваемость с каждым годом растет и «молодеет». Уже среди воспитанников детских садов многие дети страдают хроническими заболеваниями, имеют патологическую осанку, нарушения опорно-двигательного аппарата.

Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, ведь именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья ребенка, его физического развития и культуры движений. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни, а также устойчивой потребности в регулярных занятиях

физическими упражнениями.

Основная часть

Необходимость использования здоровьесберегающих технологий подчёркивают исследования В. В. Колбановой, Л. Г. Татарниковой и В. П. Петленко, подтверждающих, что здоровье человека более чем на 60% зависит от его образа жизни. В работах В. Г. Алямовской, М. Л. Лазарева и Г. А. Баранчукова отмечается, что становление основ зож обусловлено прежде всего процессом воспитания, педагогическим взаимодействием взрослого и ребёнка, широким спектром педагогических средств и приёмов.

Одной из современных здоровьесберегающих технологии сохранения и стимулирования здоровья дошкольников является Стретчинг.

Суть стретчинга-реализация игровых возможностей в целях оздоровления и развития дошкольника.

Тема моей работы: «Игровой стрейчинг как здоровьесберегающая технология в детском саду». Далее я определила цели и задачи в работе по осуществлению оздоровительной деятельности с детьми.

Цель: Сохранение и укрепление здоровья воспитанников через технологии сохранения и стимулирования здоровья, в частности «игрового стретчинга

Задачи:

1.. Укрепление костно-мышечной системы, повышение функциональной деятельности органов и систем организма.

2. Создание условий для положительного психоэмоционального состояния детей, раскрепощённости и творчества в движении.

3. Развитие физических качеств: мышечной силы, ловкости, выносливо-сти, гибкости.

4. Развитие психических качеств: внимание, воображение, умственные способности.

Проанализировав факты, я столкнулась с противоречием между необходимостью формирования осознанного отношения ребёнка к своему здоровью и формированием основ зож с раннего детства и отсутствием целостной системы разработанной для ДОУ, основанной на современных оздоровительных технологиях,посредствам нетрадиционных подходов к работе с детьми. Передо мной возникли вопросы. (вы можете посмотреть на экране) Как достичь в процессе занимательного дела сочетания оздоровительного и образовательного компонентов? Все мы знаем, как трудно заставить и себя и ребенка целенаправленно заниматься физическими упражнениями. И также хорошо мы знаем, что это необходимо, поскольку наши дети постоянно испытывают дефицит движений.

Поиск ответов на вопросы я начала с изучения методической литературы. Большую работу в этом направлении провели такие известные в сфере дошкольного образования ученые, как Л. Н. Волошина, Л. А. Парамонова, Т. И. Алиева, О. М. Дьяченко, Рунова, В. Г. Алямовская, М. Н. Кузнецова и многие другие.

В настоящее время появилось много новых методик проведения физкультурных занятий. Мое внимание привлекла методика игрового стретчинга. «Игровой стретчинг» – это методика комплексного физического развития и оздоровления дошкольников. Занятия физкультурой можно превратить в увлекательную игру-сказку, где дети становятся персонажами. Ведь игра — ведущий вид деятельности дошкольника.

Автор методики «Игрового стретчинга» А. Г. Назарова отмечает, что эта методика не имеет возрастных ограничений. Стретчингом очень важно заниматься именно с детьми дошкольного возраста, тем более что в дошкольных учреждениях дети обучаются упражнениям «стретчинга» в игровой форме. Упражнения, охватывающие все группы мышц, носят близкие и понятные детям названия животных или имитационных действий и выполняются по ходу сюжетно-ролевой игры, основанной на сценарии по сказочному сюжету.

За основу мной взято определение Назаровой Н. А. и Горбатенко О. Ф. В работе с дошкольниками я опираюсь на раздел программы по физической культуре «От рождения до школы», под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, которая направлена на развитие у детей жизненно необходимых двигательных умений и навыков, развитие таких физических качеств как сила, ловкость, выносливость, гибкость, быстрота.

Наряду с этой программой использую элементы авторские технологии :

Назаровой Анны Георгиевны «Игровой стретчинг».

Но занятия стретчингом не должны проводиться в ущерб образовательной программе дошкольного образования. Поэтому мною были найдены пути интеграции элементов стретчинга в режимных моментах. В физкультминутках, в комплексах бодрящей гимнастики, используются для развития физических качеств во время прогулки, и, конечно же, включаются в занятия физической культурой, в качестве спортивных развлечений, в совместной и самостоятельной двигательной деятельности детей.

Работу в данном направлении я выстроила в 3 этапа.

На первом этапе мне необходимо было выяснить, готовы ли дети и родители к возможным трудностям. Работу я начала с анкетирования родителей. Оказалось, что родители имеют недостаточные знания о том, как укрепить здоровье ребёнка с помощью физических упражнений, закаливания, подвижных игр. Они зачастую оберегают своих малышей от физических усилий ("не бегай, не прыгай, не лазай, а то упадёшь, посиди", даже от здорового соперничества в подвижных играх. Провела 3 диагностических теста с детьми на определение подвижности плечевого сустава, тазобедренного сустава и эластичности мышц ног. Результаты были очень низкими.

На втором этапе я:

- систематизировала знания, полученные из методической литературы и интернет ресурсов по данной проблеме

- принялась за разработку планирования занятий по игровому стретчингу

-подобрала музыкальное сопровождение к стретчинговым упражнениям;

- изготовила картотеку наглядного материала;

-разработала критерии оценки умений и навыков воспитанников в упражнениях игрового стретчинга;

- в настоящий момент разрабатываю картотеку сказок для малышей с использованием элементов игрового стретчинга.

- привлекла к своей работе родителей и педагогов.

Для ознакомления родителей с новой оздоровительной методикой провела консультацию: «Влияние игрового стретчинга на физическое развитие детей», подготовила презентацию «Игровой стрейтчинг», открытое занятие с детьми «В гостях у феи Прямоспинки», провела мастер класс, где родители с удовольствием выполняли несложные стрейтчинговые подражания, оформила папку-передвижку с картотекой упражнений. Согласно закона «Об образовании в РФ» : Главными воспитателями ребенка являются родители. И от того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, должен находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляться, или не находить, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для ребенка, поэтому очень важно здесь вовлечение родителей (законных представителей) в совместную деятельность в течение года.

А для того, чтобы педагоги ДОУ могли включить стретчинговые упражнения, я провожу для них консультации, мастер- классы.

Практическую деятельность я строю на основе педагогических принципов: (можно ознакомиться на экране)

Стретчингом я увлекаюсь давно, но с детьми начала заниматься два года назад, когда моими воспитанниками были дети старшей группы. К 5 годам у ребенка формируется наглядно-образное мышление, что позволяет с наибольшей эффективностью выполнять имитационные движения, наиболее точно и эмоционально выразительно. Ребенок способен контролировать свои действия по словесному указанию взрослого. Я видела, что ребятам нравиться и решила продолжить свою работу по использованию методики игрового стретчинга и в дальнейшей своей работе.

В этом году я работаю с детьми 3-х лет, но считаю, что уже с этого возраста можно заниматься стретчингом. Я ввожу элементы игрового стретчинга на утренней гимнастике, физкультурных занятиях, а так же в моменты динамической паузы на интеллектуальных занятиях и в свободной деятельности. И могу дать коллегам некоторые рекомендации по организации игрового стрейчинга.

Приведу пример из своей практике перед началом утренней гимнастики я предлагаю детям отправиться в цирк, принять участие в цирковом представлению. Дети с радостью принимают предложение, у них улучшается настроение, эмоциональный фон. Разминка- это «парад алле»

Я подобрала соответствующую музыку. Предлагаю пройти с высоким подниманием колена, называем эту ходьбу «Лошадка», ходьба на носках это «Балерина» или «Гимнастка», включаем фантазию! Так же тянемся, как кошечки, напрягаем мышцы и наклоняемся вперед, как куклы; едем на велосипеде, как медведи.

Детям очень нравится происходящее действие. Они живо включаются в игру, начинают предлагать свои варианты и названия к ним. Упражнения могут быть одни и те же, но приобретают новизну из - за новой игровой ситуации, названия, подачи. Уходит агрессия, улучшается настроение, развивается воображение, помогает в развитии абстрактно-логического мышления у дошкольников.

Подбирая названия упражнениям дети учатся сопоставлять, искать аналогии; вспоминать персонажи сказок, поводки животных и птиц.

Физминутка - это то же стретчинг! Проговаривая короткие стихотворения, то тянемся вверх, напрягаем мышцы, то опускаемся вниз, расслабляя мышцы.

Золотое правило стрейчинга – регулярность занятий.

3 этап моей работы – подведение итога.

Анализ результатов проведенной диагностики позволяет сделать вывод, что использование в работе игрового стретчинга (посмотрите на экран, эффективно влияют на общее состояние здоровья, уровень физического развития и развития физических качеств у детей дошкольного возраста.

Занятия игровым стретчингом с детьми показывают стабильно высокие результаты: дети гораздо меньше болеют, развивается эластичность мышц, координация движений, воспитываются выносливость и старательность. А понятные детям образы сказочного мира позволяют легко выполнять непростые физические упражнения.

В дальнейшем я планирую продолжать работу в этом направлении и закончить разработку картотеки сказок с использованием игрового стрейтчинга. А так же разработать программу кружка для детей старшего дошкольного возраста.

Заключение (выводы).

Таким образом, у методики игровой стретчинг – есть преимущество перед другими видами физической активности, ведь игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Следовательно, можно утверждать, что оздоровительная методика «Игровой стрейчинг» способствует воспитанию основ здоровьесбережения, а так же устойчивой потребности в двигательной активности.

Таким образом игровой стретчинг - воспитывает понимание здоровьесбережения - важного условия физического воспитания дошкольников и формирования их умений самостоятельного овладения физической культуры, отношения к здоровому образу жизни, потребности двигательной активности.

(выбрать какой убрать пункт в заключении какой оставить)

Использованная литература.

1. А. Г. Назарова «Игровойстретчинг» ОФТ, Спб 2005

2. Назарова А. Г. «Игровой стретчинг» методика работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Санкт-Петербург

3. Практика сказкотерапии (под редакцией Н. А. Сакович). – СПб: Речь, 2007.

4. Е. В. Сулим «Занятия по физкультуре в детском саду : Игровой стретчинг» ТЦ «Сфера», М 2010

5. О. А. Волков, Е. А. Волкова «Веселая йога: специально для детей» «Феникс», Ростов 2008

6. А. А. Липель «Детская оздоровительная гимнастика «Спб. 2009

7. Интернет ресурс: Чайковская Е. А. Использование игрового стретчинга для развития гибкости у детей седьмого года жизни // Молодой ученый. — 2017. — №13. — С. 622-625. — URL https://moluch.ru/archive/147/41383

Публикации по теме:

Дыхательная гимнастика как здоровьесберегающая технологияДыхательная гимнастика как здоровьесберегающая технология «Дыхательная гимнастика как здоровьесберегающая технология» Когда человек дышит ртом, слизистая рта быстро пересыхает, часто появляется.

Мастер-класс «Песочная терапия как здоровьесберегающая технология в ДОУ»Мастер-класс «Песочная терапия как здоровьесберегающая технология в ДОУ» - Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я предлагаю вашему вниманию мастер – класс «Песочная терапия как здоровьесберегающая технология в ДОУ».

Сказкотерапия как здоровьесберегающая технология в дошкольном образовании Консультация для педагогов Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие.

Консультация «Стретчинг, как технология сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста» Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Какой бы совершенной не была медицина, она не может избавить.

«Стретчинг-сказка» как инновационная здоровьесберегающая технология в деятельности воспитателя«Стретчинг-сказка» как инновационная здоровьесберегающая технология в деятельности воспитателя Добрый день, уважаемые коллеги! Хочу сегодня познакомить вас с такой здоровьесберегающей технологией как "Стретчинг-сказка". Здоровье ребенка,.

Элементы кинезиологических упражнений как здоровьесберегающая технология работы с детьми Одной из основных задач, стоящих перед ДОУ – развитии речи детей. Речь – это не прирожденный дар. Все начинается с детства. Хорошо развитая.

Гимнастика для глаз, как здоровьесберегающая технология Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто. Сократ В век информационных технологий организм детей и взрослых подвергается большому.

Мастер-класс «Дыхательная гимнастика как здоровьесберегающая технология для детей дошкольного возраста» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №10» города Сим Ашинского района Челябинской.

Презентация «Стретчинг-сказка» как инновационная технология в деятельности воспитателя» Проблема здоровья подрастающего поколения дошкольников — одна из важнейших в жизни современного общества, полагаю это уже неоспоримый факт.

Проект «Арт-терапия» как здоровьесберегающая технология в экологическом образовании дошкольника Проект «Атр – терапия, как здоровьесберегающая технология в экологическом образовании дошкольника» Тип проекта: информационно – творческий.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровой стретчинг как здоровьесберегающая технология в детском саду
Опубликовано: 8 ноября 2018 в 21:48
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 мая. День беседы об СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.

20 мая. Всемирный день пчел. Передвижка «Опасные насекомые»

Опасные насекомые могут подстерегать нас повсюду – на даче, в лесу или даже дома. Расскажите детям, как надо вести себя, чтобы не быть ужаленными ими.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД