Татьяна Губанова
Здоровьесберегающая технология в ДОУ для детей «Игровой самомассаж»
▼ Скачать + Заказать документы
Заболеваемость детей растет с каждым годом, несмотря на все достижения медицины. Уже среди воспитанников детских садов многие страдают хроническими заболеваниями.
Вырастить ребёнка сильным, крепким, здоровым – это одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением. В период дошкольного детства, ребенок проживает уникальный, неповторимый путь развития, который является фундаментальным для становления психического и физического здоровья. В этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Состояние здоровья детей – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.
Публикация «Здоровьесберегающая технология в ДОУ для детей „Игровой самомассаж“» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
Педагогами дошкольных организаций активно используются различные технологии для формирования, сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Поэтому внедрение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс всегда остается актуальным вопросом.
Эффективным и универсальным средством здоровьесберегающих технологий является самомассаж, который проводится в игровой форме или другими словами игровой самомассаж. Игровой самомассаж – это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, которые расположены по всему телу, в следствии этого активизируется работа, как головного мозга, так и внутренних органов всего организма.
Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком. При его проведении улучшается кровообращение, он помогает нормализовать работу всего организма в целом. Для детей самомассаж - это и профилактика простудных заболеваний. Он благотворно влияет на психоэмоциональную сферу, благоприятствует эмоциональной устойчивости к физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга, как ребенка, так и взрослого человека известно очень давно, так же самомассаж влияет на развитие речи ребенка, а также мгновенно переключают его внимание с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают его.
Главная ценность самомассажа заключается в том, что он, прежде всего, влияет на нервную систему малыша, помогает ребенку снять общую усталость, помогает всем органам и системам работать бесперебойно и эффективно. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка. Надо всегда помнить заповедь Гиппократа «Не навреди!».
Приемы самомассажа проводят в такой последовательности:
• поглаживание,
• растирание,
• разминание
• вибрация (потряхивание).
Продолжительность самомассажа для детей 5-7 минут, в зависимости от поставленной задачи.
Задачи самомассажа :
• Воспитывать интерес к оздоровительному массажу.
• Обучать элементам массажа.
• Закреплять технику выполнения различных видов игровых массажей.
• Повышать сопротивляемость организма к простудным заболеваниям.
• Предотвращать простудные заболевания путем воздействия на активные точки.
• Развивать интеллектуальные функции.
• Развивать двигательную память.
• Воспитывать бережное отношение к своему телу.
• Развивать коммуникативные навыки и тактильное восприятие.
Виды самомассажа :
• Игровой самомассаж - нетрадиционный вид упражнений, помогающий естественно развиваться организму ребенка, функционально совершенствоваться его отдельным органам и системам. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления. «Игровой самомассаж» является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, с музыкальным сопровождением, дети получают радость и хорошее настроение.
• Самомассаж Су-Джок шарами или массажными мячами. Дети знакомы с ним под названием «Ежик» - симпатичный шарик или мячик с шипами, лёгкий и гигиеничный, простой в обращении и доступный в любой момент. Его остроконечные выступы воздействуют на биологически активные точки, неизменно вызывая улучшение самочувствия, снимая стресс, усталость и болевые ощущения, повышая общий тонус организма. С помощью шаров – «ежиков» детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи. Главными достоинствами Су-Джок терапии является высокая эффективность, абсолютная безопасность применения, доступность метода.
• Самомассаж ушных раковин «Поиграем ушками». Самомассаж ушных раковин для детей групп раннего возраста и младших групп. Комплекс состоит из 4 простых упражнений:
1. «Загибаем ушки» : Загнуть вперед ушные раковины,прижать их к голове. Отпустить, ощущая хлопок (4-6 раз).
2. «Потянем ушки» : Потянуть мочки ушей вниз (4-6 раз).
3. «Подавим ушки» : Массаж козелка: подавить козелок, отпустить (до 10 раз)
4. «По дорожке» : Поставить пальчик на «дорожку» по краю ушек, водить вверх – вниз (4-6 раз). Сначала дети выполняют его с помощью взрослых, а потом - самостоятельно. К 3 годам дети выполняют упражнения достаточно уверенно и качественно. Улучшение гибкости ушных раковин способствует общему укреплению здоровья, потягивание ушной мочки полезно при закаливании горла и полости рта (на ней расположены рефлексогенные зоны миндалин и полости рта).
• Массаж «Пять маленьких лекарей». Это самомассаж пальчиков. На зонах пальцев есть представительство всего организма: массаж большого пальца способом растирания или разминания повышает деятельность головного мозга, указательного – деятельность желудка, среднего – положительно влияет на работу кишечника, безымянного – нормализует функцию печени, мизинца – стимулирует работу сердца.
• Точечный массаж.
На лице любого человека расположены массажные зоны, связанные с регуляцией иммунитета и закаливанием организма (А. А. Уманская). Локальное воздействие на эти зоны мы называем точечным массажем. Точечный массаж введен со средней группы. Он включает в себя пять основных зон: на лбу (середина лба, у внутренних концов бровей (параллельно, у крыльев носа (параллельно, у уголков рта (параллельно) и между большим и указательным пальцами (сначала на одной руке, затем на другой). Эти точки доступны детям с 4-5 –летнего возраста.
Точечный самомассаж для детей выполняется путем нажимания подушечками пальцев на кожу и мышцы в местах расположения биологически активных точек. Этот вид массажа может служить расслабляющим или же возбуждающим средством, при использовании в комплексе оказывает на организм ребенка положительный эффект. Используется он в основном для нормализации нервных процессов и чаще всего это самомассаж стоп и пальцев ног, кистей рук, головы, ушей и лица. Точечный массаж детям очень полезен для поднятия иммунитета, особенно в осенне-зимний период, во время массовых заболеваний. При возникновении первых симптомов простуды или после контакта с заболевшим человеком его нужно делать каждый день на протяжении недели. Если выполнять все манипуляции правильно, то можно достичь потрясающих результатов и значительно улучшить состояние здоровья ребенка.
Непременным условием является постоянное наблюдение за самочувствием и индивидуальной реакцией детей. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка. Игровой самомассаж может быть использован в индивидуальной работе виде отдельного 5-минутного занятия ежедневно, как часть занятия по познавательному развитию в виде динамической паузы, пальчиковой гимнастики, а также в режимных моментах и самостоятельной деятельности детей. При проведении массажа рекомендуется обучать детей не надавливать с силой на указанные точки, а массировать их мягкими круговыми движениями пальцев. Перед проведением занятия педагогу следует выполнить все упражнения самому, опробовать на себе и ощутить массажное влияние проводимых упражнений. В этом случае дети легко и с неподдельным интересом исполнят по показу все, что вы им покажите. Очень большое значение для сохранения внимания и интереса детей имеет подбор музыкального, стихотворного сопровождения, а также интонационное разнообразие речи педагога. Нужно суметь и музыкой, и речью, и мимикой создать сказочную, волшебную атмосферу. И вы сами убедитесь в эффективности выполняемого самомассажа и увидите, каким восторгом загорятся глаза ваших подопечных.