Наумова Лариса Эдуардовна
Зрительная гимнастика — здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья детей младшего школьного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Профилактика зрительных нарушений является важной частью в педагогической деятельности и в образовательном процессе младших школьников. Если не помочь глазам в борьбе с накопившейся усталостью, постепенно зрение будет ухудшаться.
Как показали современные исследования, «гимнастика для глаз» улучшает кровоснабжение глазных яблок, нормализует тонус глазодвигательных мышц, способствует быстрому снятию зрительного утомления.
Как классный руководитель, ставлю перед собой такие цели:
Публикация «Зрительная гимнастика — здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья детей младшего школьного возраста» размещена в разделах
- Гимнастика для глаз. Зрительная гимнастика
- Здоровье. Мероприятия по теме здоровья для школьников
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Физкультура, уроки по физической культуре
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
• снизить уровень зрительных нарушений;
• способствовать оздоровительному эффекту.
Основными задачами достижения этих целей являются:
• предупредить зрительное утомление младших школьников;
• сохранить работоспособность на уроке;
• сформировать навыки для создания здорового образа жизни.
Ребёнок, поступив учиться в школу, чувствует резкое увеличение нагрузок, и, конечно же, сильно утомляются глаза, руки, спина. Поэтому для устранения напряжения глазных, спинных и других мышц активно используются физкультминутки.
В своей работе я широко использую и зрительную гимнастику. Гимнастика для глаз включает в себя 4-5 упражнений глазами, также растирание и массирование глазных яблок. Я провожу упражнения под спокойную мелодию в течение 3-5 минут. Особенно зрительные упражнения нужны на уроках математики и русского языка.
При проведении гимнастики для глаз нужно соблюдать такие правила:
• кто носит очки – снять их;
• сидеть или стоять прямо, плечи расслаблены;
• дыхание равномерное, глубокое;
• всё внимание сосредоточено на глазах;
• после выполненных упражнений потянуться, зевнуть и часто-часто поморгать.
Зрительная гимнастика
Раз – налево, два – направо,
Три – наверх, четыре — вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцы глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмем немного,
А теперь нажмем немного
Точки возле своих глаз.
Сил дадим им много-много,
Чтоб усилить в тысячу раз!
(Дети выполняют движения в соответствии с текстом)
Ах, как долго мы писали,
Глазки у ребят устали.
(Поморгать глазами)
Посмотрите все в окно
(посмотреть вправо-влево)
Ах, как солнце высоко
(посмотреть вверх)
Мы глаза сейчас закроем,
(закрыть глаза ладошками)
В классе радугу построим
Вверх по радуге пойдём,
(посмотреть по дуге вверх - влево и вверх - вправо)
Вправо-влево повернём,
А потом скатимся вниз,
(посмотреть вниз)
Жмурься сильно, но держись
(зажмурить глаза. Открыть и поморгать ими).
Самомассаж
1. Потереть ладони. Закрыть глаза, положить ладони на глаза, пальцы вместе. Держать 2 секунды. Ладони положить на стол. Открыть глаза.
2. Закрыть глаза и делать легкие круговые движения подушечками 2-х пальцев, поглаживая надбровные дуги 20 с. Отдых 10 с. Открыть глаза.
Комплекс упражнений «На море»
(под звуки природы «Шум моря»)
1. «Горизонт» – рисуем кончиком пальца правой руки (как карандашом) линию горизонта на море, слева – направо, глаза сопровождают движение, голова прямо; затем – справа-налево.
2. «Лодочка»
– рисуем «лодочку» (дуга книзу слева – направо, глаза повторяют движение, голова прямо; затем – дуга справа-налево.
3. «Радуга»
–рисуем радугу (дуга кверху слева – направо, глаза сопровождают движение, голова прямо
– повторяем рисунок в другую сторону
4. «Солнышко»
– рисуем солнышко – круг вправо, лучи; глаза повторяют движение, голова прямо. Затем в другую сторону.
5. «Пловец плывёт к берегу»
–правую руку поставить вперёд, смотреть на кончик пальца
– медленно приблизить кончик пальца правой руки к носу, а левую руку поставить вперёд.
Повторить упражнение с левой руки.
6. «Яркое солнышко»
– зажмуриться - «солнце ослепило», закрыть глаза ладонями, затем поморгать глазами.
Очень популярны упражнения для глаз по методу Г. А. Шичко. Например, пальминг. Этот метод некоторые предпочитают называть погружением. Сам основатель теории говорил, что полного расслабления всех структур глаза удается добиться лишь в темноте. Другие занятия ограничены по времени – много их делать нельзя, особенно на начальном этапе. А вот пальминг выполнять можно на протяжении любого периода, так как он не нагружает мышцы.
Итак, центр ладони должен быть над центром глазного яблока.
Основание мизинца (и правой, и левой руки.) — на переносице, как мостик очков. Ладошки на глазах должны лежать так, чтобы ни единой дырочки не было, чтобы глаза находились в кромешной тьме. Локти поставить на стол, сесть поудобнее. Спина прямая, голову не наклонять. Под ладошками темно. Можно представить себе приятную картину. В какое-то мгновение начнет казаться, что кто-то вас раскачивает, значит, пальминг можно заканчивать.
Перемещать глаза можно и по другой траектории. Например, можно воспользоваться такой памяткой:
Или же рисование носом. Детям нужно посмотреть на табличку и запомнить слово или букву. Затем закрыть глаза. Представить себе, что нос стал таким длинным, что достает до таблички. Нужно написать своим носом выбранный элемент. Открыть глаза, посмотреть на табличку. (Учитель может конкретизировать задание в соответствии с темой урока). Также очень интересна игра «Дрессированная муха». Наша дрессированная муха Зеленуха умеет выполнять команды. Посмотрим?
1. Глазками передвигаем муху из одного домика в другой: вверх, вправо, влево, влево, вниз. Где, в каком домике наша муха?
2. Закрыли глаза и мысленно двигаемся следом за мухой.
3. Управляем мухой молча. (Направление задает учитель движениями рук)
Ученикам ещё нравится упражнение «Буратино» : закрыть глаза и посмотреть на кончик своего носа. Учитель медленно начинает считать от 1 до 8. Дети должны представить, что их носик начинает расти, они продолжают с закрытыми глазами следить за кончиком носа. Затем, не открывая глаз, с обратным счетом от 8 до 1, ребята следят за уменьшением носика.
Это лишь малая часть упражнений, которые провожу на уроке. Дети именно эти задания очень любят, знают наизусть и выполняют с удовольствием. За 2 года моей работы в этом классе пока ещё никто не стал носить очки. Это означает, что на уроках необходимо продолжать проводить зрительную гимнастику для укрепления и сохранения здоровья младших школьников.
Использованная литература:
1. Коваленко, В. И. Здоровьесберегающие технологии/ В. И. Коваленко -М. ,2004.
2. Коваленко, В. И. Школа физкультминуток/ В. И. Коваленко - М. : Вако,2016.
3. Исаева, С. А. Физкультурные минутки в начальной школе : Практическое пособие. М. : Айрис-пресс,2004.