Гавриш Марина Алексеевна
Здоровьесберегающая среда для детей дошкольного возраста с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
Комплексные исследования показывают [5, 8], что в настоящее время наблюдается устойчивая тенденция к увеличению числа детей с признаками отклонения здоровья. В этой связи наиболее актуальны вопросы по формированию здорового образа жизни, сохранению и укреплению здоровья детского населения. Особо значимо решение данного вопроса для детей имеющих отклонения в морфофункциональном и/или психологическом развитии, в частности, детей с нарушениями речи. Согласно данным ряда авторов [3, 4] развитие детей с нарушениями речевого развития детей зачастую протекает по закономерностям дизонтогенеза, имеет сочетанную патологию соматических заболеваний и функциональных нарушений организма, что приводит к появлению признаков психической патологии, дисфункции, нерезких нарушений социальной адаптированности. Поэтому своевременное формирование компетенции здоровьсбережения выступает необходимым условием сохранения и укрепления здоровья, а также фактором успешной социализации и психофизиологической адаптации детей [1, 2, 7].
Публикация «Здоровьесберегающая среда для детей дошкольного возраста с нарушениями речи» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Оформление детских садов
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Как известно [3] уровень сформированности речи детей дошкольного возраста выступает в качестве важного показателя готовности детей к школьному обучению, т. к. для успешного усвоения знаний и развития логического мышления, творческих способностей и других сторон психической деятельности необходим достаточный уровень сформированности связной речи.
По мнению Р. Е. Левина под нарушением речи понимается отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны они проявляются как в особенностях работы дыхательной системы (нарушение дыхания, голосообразования, артикуляционных движений, локомоторных дисфункциях (нарушения общей и мелкой моторики; расторможенность и заторможенность мышечного напряжения; задержка в развитии основных физических качеств: силы, скорости, ловкости; нарушение темпо ритмической организации движений, психофизиологических показателей (повышенная утомляемость; неустойчивость внимания; расстройство памяти (особенно слуховой); несформированность мышления; задержка развития воображения) и др. [3].
В связи с вышеизложенным, здоровьесберегающая среда у дошкольников с речевыми нарушениями ориентирована на применение оздоровительно-корректирующих мероприятий, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, песочная терапия, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления, физкультминутки, упражнения для профилактики зрения, логоритмику, проблемно-игровые (игротренинги и игротерапия) и коммуникативные игры, занятия из серии «Здоровье», самомассаж, технологии воздействия цветом; технологии коррекции поведения, сказкотерапия и т. п. А так же другие здоровьесберегающие технологий, таких как, технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду [4, 6].
Использование вышеперечисленных здоровьесберегающих технологий при проведении коррекционно-логопедической работы (способствующие развитию объема легких, формированию груднобрюшного типа дыхания с последующим развитием речевого дыхания, развитие «ручной умелости», развитию слухового внимания, зрительной памяти, формированию слоговой структуры слова, стимулирующим работоспособность коры головного мозга и развитие мышления ребенка, а также создание наиболее разнообразной, интересной для ребёнка речевой среды способствует решению задач гармоничного развития дошкольников более результативно, формируют личность ребёнка в целом, снижают заболеваемость и приобщают их к здоровому образу жизни.
Список использованной литературы
1. Белоусова Н. А. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся // в кн. Подготовка учителей и студентов к инновационным процессам в реализации Федеральных государственных образовательных стандартов. – Москва, 2015. – С. 113-126.
2. Белоусова Н. А., Трофимов И. С. Проектирование здоровьесберегающего пространства для подростков с нарушением осанки // Эклогическая безопасность, здоровье и образование : сб. науч. тр. VIII Всерос. науч. -практ. конф. – М., Челябинск, 2015. – С. 25-28.
3. Белякова Л. П., Засорина Л. Н., Макарова Н. Ш. Учим ребенка говорить: здоровьесберегающие технологии. 2009
4. Ковылова Е. В. Коррекция коммуникативного развития как условие здоровьесбережения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) // Сибирский педагогический журнал. 2010. №6 С. 249-256.
5. Мальцев В. П., Шибков А. А. Немедикаментозная профилактика экологообусловленных заболеваний подростков Челябинской области // Медико-физиологические проблемы экологии человека: материалы IV Всерос. конф. с междун. участием. – Ульяновск: УлГУ, 2011. – С. 155-157.
6. Радченко И. И., Белоусова Н. А Развитие навыков здорового образа жизни в младшем школьном возрасте // Экологическая безопасность, здоровье и образование : сборник научных трудов IX Всерос. научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов. 2016. С. 226-230.
7. Шибкова Д. З., Байгужин П. А., Фомин Н. А. Комплексные основы здоровьесбережения школьников в современной системе образования // Адаптация биологических систем к естественным и экстремальным факторам среды : материалы III Mеждун. науч. -практ. конф. – Челябинск: ЧГПУ, 2010. – С. 201-205.
8. Шибкова Д. З., Мальцев В. П. Оценка морфофункционального статуса учащихся в процессе адаптации к обучению в школе// Современные подходы к построению и реализации системы непрерывного образования: материалы Междунар. науч. -практ. конф., 18-19 октября 2007 г. – Челябинск: ООО «Изд-во РЕКПОЛ», 2007. – С. 210-213.
ЗАЯВКА