Татьяна Гаврилова
Занятия для коррекции отношений со сверстниками у агрессивных детей
▼ Скачать + Заказать документы
Занятия для коррекции отношений со сверстниками у агрессивных детей.
Разработан Гавриловой Т. М. педагогом-психологом
«Детского сада общеразвивающего вида «Дельфин»
гАлдан, РС (Якутия).
Публикация «Занятия для коррекции отношений со сверстниками у агрессивных детей» размещена в разделах
- Агрессия, детская агрессивность
- Агрессия. Конспекты занятий по коррекции агрессивности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Темочки
Цель: Формирование у агрессивных детей устойчивых поведенческих реакций, обеспечивающих эмоциональную адекватность в контактах с окружающим миром.
Задачи:
-снизить уровень эмоционального напряжения и тревожности; -обучать способам регуляции эмоциональных состояний; -обучать анализу своего внутреннего состояния и состояния других детей; -обучать детей умению конструктивного общения и выхода из конфликтных ситуаций. -обучать социально приемлемым способам выражения гнева и агрессивности.
Условия: занятия рассчитаны на детей 5-7 лет, занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью по 25-30 мин, во вторую половину дня. Группа имеет смешанный состав (не только агрессивные дети) и состоит из 5-6 детей.
Занятие 1.
Цель:Снижение эмоционального напряжения, тревожности. Формирование позитивного отношения к своему «я»
1. Приветствие. «Я дарю улыбку.» (стоящему справа). 2. Настроение: показать настроение –руки сжатые пальцы в кулак – напряжение, руки разведены в стороны - радостное настроение, руки на коленях (опущены) – спокойное настроение.
3. Игра «Моё имя». Нравиться или нет, Какое нравится? Как называют ласково? Как может вырасти имя? Эмоциональный словарь: рассматривание карточек с различными эмоциями. Мы испытываем разные эмоции, бывает, что одна сменяет другую. Вспомните, ситуацию, когда грусть сменилась радостью (ответы детей) и наоборот, страх - смехом, радость -злостью. Проигрывание ситуаций по желанию детей. Зависит ли наше настроение от других, тех, кто рядом? Настроение других от нас? Почему говорят, что добро и зло живут в одной душе и борются друг с другом? А у вас было такое? Как разрешилась ситуация? 4. Брыкание. Дети ложатся на спину на ковер, ноги свободно раскинуты, начинают брыкаться, касаясь пола всей ногой, ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличивается сила и скорость брыкания. На каждый удар ногой, ребенок говорит «нет».
5. Рисование «Настроение». 6. Прощание. «Башенка».
Занятие 2
Цель:обучать социально приемлемым способам выражения гнева и агрессивности.
Ход:
1. Приветствие. «Я дарю улыбку.» (стоящему справа). 2. Настроение: показать настроение –руки сжатые пальцы в кулак – напряжение, руки разведены в стороны - радостное настроение, руки на коленях (опущены) – спокойное настроение.
3. Притча «Два волка». Как вы думаете, это правда или дедушка пошутил? Вспомните, было ли так с вами, когда в вас два волка белый и черный (зло и добро) боролись? Чьей победы вам бы хотелось? С чем можно ещё сравнить добро и зло? (солнце и тьма, цветок и колючка и т. д.). Но это даётся нелегко.
4. Правила. Существуют правила, которые могут остановить злость, колючку, тьму. Если хочется ударить, толкнуть или обидеть кого-то: 1.-скажи себе «стоп!»и дотронься до кармана, где лежит этот знак; 2.-глубоко вздохни и посчитай до 10; 3. - сжимай и разжимай кулаки и считай про себя; 4.- скажи «во мне злость, «злость уходи!» (упражнения).
5. Сосулька». Прислушайтесь к себе, когда злились, какими были ваши руки, лицо, тело? (напряжение). Сегодня мы научимся расслабляться, Представьте что вы- сосулька, она замерзла, ледяной, крепкой – напряжение всех мышц, но припекает солнце, что с ней происходит? (тает) напряжение снимается. (проигрывание упражнения 2-3 раз).
5. Маленькое привидение. Сейчас мы будем играть роль маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного «похулиганить» и слегка напугать друг друга. При громких хлопках - вы будете громко произносить «у», подняв руки и растопырив пальцы, если я буду хлопать тихо, вы будете произносить звук «у» тихо. Молодцы! Пошутили и достаточно. Давайте снова превратимся в детей. 6. Рисование «Моё настроение» 7. Прощание. «Башенка». .
Занятие 3.
Ход: 1. Приветствие. «Я дарю улыбку.» (стоящему справа). 2. Настроение: показать настроение –руки сжатые пальцы в кулак – напряжение, руки разведены в стороны - радостное настроение, руки на коленях (опущены) – спокойное настроение. 3. Клеевой дождик. Дети встают друг за другом и держатся за плечи, впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия, например:- подняться и сойти со стула; проползти под столом; обогнуть «широкое озеро», пробраться через «дремучий лес»; спрятаться от диких животных. Дети не должны отцепляться от своего партнера. 4. «Волшебные шарики». Дети сидят в кругу с закрытыми глазами и ладошками «лодочкой», каждому ребенку даётся стеклянный шарик «болик». Возьмите шарик и согрейте, сложив ладошки вместе, покатайте его. Погрейте своим дыханием, отдайте ему часть своего тепла и ласки. Откройте глаза, посмотрите на шарик и теперь по очереди расскажите, что вы думали, чувствовали. 5. Рисование «Неприятная ситуация». Обсуждение «Каким способом возможно её разрешить? 6. Прощание. «Башенка»
Занятие 4.
Цель: Учить взаимодействию со сверстниками, способствовать сплочению детского коллектива, обучать социально приемлемым способам выражения гнева и агрессивности
Ход:
1. Приветствие (зан 1) 2. Настроение (зан 1). 3. Сороконожка.. Дети встают друг за другом, руки на талии впередистоящего. По команде ведущего сороконожка начинает вначале просто двигаться, затем выполнять команды: приседает, прыгает на одной ножке, проползает между препятствиями и т. д, стараясь сохранить целостность сороконожки. 4. Обзывалки. Ребята. Сейчас, передавая мяч мы будем обзываться! Нашими «обзывалками» будут овощи (фрукты, мебель, игрушки, ит. д.) Мы будем говорить «А ты …морковка! Это игра и мы не будем обижаться друг на друга. Последний круг - сказать соседу приятное слово. 5. Разговор через стекло. Ребенку индивидуально предложить - Покажи, что ты, не можешь пойти гулять, потому, что заболел, остальные дети должны угадать, что хотел сказать ребенок. Придумать и показать ситуации самостоятельно для отгадывания другими детьми. 6. Прощание. «Башенка».
Занятие 5
. Цель: предоставление возможности выплеснуть гнев, снять эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию в нужное русло.
Ход: 1. Приветствие (зан 1) 2. Настроение (зан 1). 3. Связующая нить. Формирование чувства близости с другими людьми, принятию друг друга, чувство ценности других и самоценности. Дети передают по кругу клубок с высказыванием о том, что они чувствуют, что хотят для себя и что хотят пожелать для других. Когда клубок вернется к ведущему, дети натягивают нить, нужно представить, что все они одно целое. 4. Два барана. Дети разбиваются по парам. При чтении текста «Рано-рано два барана повстречались на мосту» дети, широко расставив ноги, упираются ладонями и лбами друг в друга. Необходимо не сдвигаться с места, как можно дольше. 5. Разыгрывание ситуаций:
• Ты вышел во двор и увидел, что там дерутся два незнакомых мальчика. Разними их.
• Тебе очень хочется поиграть с такой же игрушкой, как у одного из ребят вашей группы. Попроси её.
6. Рисование «Волшебные зеркала» (нарисовать себя сердитым и добрым). 7. Прощание. «Башенка». Клубок с нитками.
Литература:
Агрессия в структуре межличностных отношений дошкольников : диагностика и коррекция. Г. Р. Хузеева. Психолог в детском саду. №3 2007г.
Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. Под ред. Л. М. Шипициной., изд Речь. С-Пб, 2003г.
Преодоление поведенческих нарушений у детей дошкольного возраста. Г. М. Алексеева. Психолог в детском саду. №2 2007г