Надежда Дерябина
Опыт работы по теме «Воспитание доброжелательных отношений со взрослыми и сверстниками» (практическая часть)
▼ Скачать + Заказать документы
5. Система работы по воспитанию доброжелательных отношений со взрослыми и сверстниками.
Основой данной системы стал перспективный план по освоению задач разделов программы «Детство» : «Ребенок и взрослые», «Ребенок и сверстники», в котором определены задачи и формы и методы работы по развитию у детей взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в младшей, средней, старшей, подготовительной группе.
Публикация «Опыт работы по теме „Воспитание доброжелательных отношений со взрослыми и сверстниками“ (практическая часть)» размещена в разделах
Игровые и практические ситуации мы широко используем в своей практике при формировании детского опыта культуры общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками. В каждой ситуации педагогу необходимо: заинтересовать проблемой; вызвать активное сопереживание участникам ситуаций и понимание их трудностей; побудить к поиску возможных вариантов и способов разрешения ситуации; включить детей в конкретное практическое действие : проявить заботу, утешить, выразить сочувствие, помочь разрешить конфликт и т. п. ; помочь пережить чувство удовлетворения от успешно разрешенной проблемы, понять, как изменилось эмоциональное состояние участников ситуации, и порадоваться вместе с ними.
В работе можно использовать игровые и реальные ситуации, не требующие особой подготовки. Игровые ситуации разыгрываются с помощью игрушек, чаще с детьми младшего и среднего дошкольного возраста: «Почему Маша загрустила?», «У котенка и щенка нет домика», «Зайчик и обезьянка потерялись» и т. д.
Реальные (практические) ситуации создаем, обычно, для детей старшего дошкольного возраста: «Наша забота нужна всем» - показать, что результаты совместных усилий приносят пользу и радость окружающим; ситуации гуманистического выбора - ребенок ставится в ситуацию выбора: откликнуться на проблемы других детей или предпочесть личные интересы и проявить безразличие; ситуации проблемного характера типа «Как быть? Что делать?»
В нашей группе есть и свои традиции: «Помогаем малышам» - старшие дети ходят к младшим для того, чтобы помочь им одеться на прогулку, подклеить книги, расчистить дорожки и т. д. ; «Концерт для малышей» - дети показывают малышам концерты, разыгрывают сказки; «Мы дружим со школьниками» - совместные мероприятия детей старшего дошкольного возраста и первоклассников; «Научи своего друга тому, что умеешь сам» - дети проявляют внимание друг к другу, сотрудничают.
Игровые и практические ситуации, традиции группы обогащают эмоциональный мир дошкольников, открывают новые возможности для самовыражения и взаимодействия.
Кроме педагогических ситуаций широко используем игры (дидактические, сюжетно-ролевые, коммуникативные); чтение художественной литературы; беседы; экскурсии; наблюдения; этюды; драматизации.
Мы знаем, что ребенок развивается в игре, из нее он получает новые впечатления, в ней - приобретают социальный опыт. Поэтому для формирования доброжелательных отношений мы используем систему игр, предложенную Еленой Смирновой. Данная система состоит из шести этапов. Необходимо отметить, что в играх первых трех этапов в качестве средств общения используются, в основном, лишь условные сигналы, выразительные движения, мимика. Начиная с 4 этапа, используются и вербальные, и невербальные средства общения в процессе игр:
1 этап. Внимание друг к другу - формирование способности видеть сверстника, обращать на него внимание и уподобляться ему;
2 этап. Согласованность движений - научить ребенка согласовывать собственное поведение с поведением других детей;
3 этап. Общие переживания - детей объединяют не только одинаковые движения, но и общее настроение, общий игровой образ. Особенно остро переживается чувство опасности и страха перед воображаемым врагом. Именно эти переживания создаются во многих играх этого этапа.
4 этап. На данном этапе вводятся ролевые игры, в которых дети оказывают друг другу помощь и поддержку в «трудных» игровых ситуациях. Цель: создание благоприятной атмосферы свободного общения в процессе игры; способствовать проявлению сопереживания и сорадования.
5 этап. Общим правилом для игр предыдущих этапов было запрещение разговоров, задача 5этапа — научить детей видеть и словесно подчеркивать положительные качества и достоинства других детей.
6 этап. На данном, заключительном этапе проводятся игры-занятия, где дети должны делиться со сверстником, помогать ему в процессе совместной деятельности. Такие формы совместной деятельности способствуют развитию взаимопомощи, способности принимать планы и замыслы другого и радоваться его успеху.
В процессе организации сюжетно-ролевой игры также стараемся обращать внимание на взаимоотношения детей, специально создаем активизирующие ситуации общения, которые развивают коммуникативные умения, формируют творческие способности и воображение в процессе: воспитатель берет на себя роль бабушки и входит в автобус или воспитатель выступает в роли ребенка, который постоянно капризничает и т. д. Совместно с детьми продумываем атрибуты для игр, которые помогают войти в предметный мир и учат ориентироваться в его многообразии.
Дидактические игры расширяют и формируют знания об окружающем мире, о различных эмоциональных состояниях. Много дидактических игр мы сделали и совместно с детьми: домино со схематичным изображением добрых поступков; лото «Что такое хорошо, что такое плохо»; игры по типу «гусек» со станциями, на которых изображены те или иные ситуации взаимоотношения людей; «Что-то здесь не так» и др.
Этюды, упражнения, психогимнастики, игры-драматизации, учат понимать эмоциональные состояния, дают представления о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слово, совершенствуют способность управлять эмоциями и чувствами. С помощью этого дети приобретают навыки, умения и опыт, необходимые для адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности и подготовки его к жизни.
Художественная литература помогает детям познать окружающий мир, обогатить представления о добре и зле, пробудить и развить социальные чувства, углубить жизненный опыт, сформировать задатки мировоззрения и первоначальных основ социальной активности. Например, произведения Д. Габе «Мама» и «Работа», В. Осеевой «Просто старушка», К. Ушинского «Лекарство» и др. заставляют ребенка прочувствовать и задуматься о необходимости быть добрым и заботиться о самых близких людях. В произведениях Е. Серовой «Нехорошая история», Я. Тайц «По грибы», Д. Лукич «Четыре девочки» и др. осуждаются отрицательные проявления (эгоизм, лень, жадность, жестокость, обман).
Образовательное пространство группы спроектировано и создано как среда социализации посредством интеграции локальных мини-сред, стимулирующих детей к активному взаимодействию с окружающим и презентации себя в сообществе других.
Уголок «Здравствуй, Я пришёл!», используется следующим образом: приходя в детский сад, ребёнок выбирает соответствующий его настроению кружок и вставляет в кармашек под своей фотографией.
Уголок «Мое настроение» - помогает детям обратить внимание не только на свои проблемы, но и на огорчения других, порадоваться вместе с товарищами и своим, и чужим успехом.
Портфолио ребенка – позволяет детям не только представить себя, свои достижения, но и способствует развитию у детей такого чувства, как гордость за другого человека.
«Подушка-думка» служит для самостоятельного анализа детьми своих действий, контроля своего поведения в различных видах деятельности. А пособие «Коврик дружбы», «Мирилки» для развития навыков разрешения конфликтов. Тексты к мирилкам мы сочиняем вместе с детьми.
«Мы поссорились немножко «Мирись, мирись,
Грустно смотрим мы в окошко. Больше не дерись.
А давай мириться – Мирись, мирись,
Будем веселиться». Крепко за руки держись».
Все перечисленные методы и приёмы помогают обогатить содержание работы с детьми, развивать способности адекватно ориентироваться в доступном социальном окружении, осознавать ценность собственной личности, других людей и выражать свое отношение к миру в соответствии с культурными традициями.
Профессиональная деятельность педагога может быть по-настоящему результативной лишь в том случае, если родители являются его активными помощниками и единомышленниками. Преемственность воспитания и обучения в детском саду и семье является непременным условием социально-эмоционального развития ребёнка. Воспитательные усилия должны быть согласованными. Это не означает, что дома и в детском саду должны быть созданы равные условия, так как то, что возможно дома, может быть не разрешено в детском саду и наоборот. Общая тёплая атмосфера и хорошие контакты между взрослыми особенно важны в случаях возникновения проблем у ребёнка. Чтобы заинтересовать родителей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать своими союзниками используются как традиционные, так и новые формы работы.
Одной из эффективных форм работы с родителями является проведение тренингов, которые направлены на оптимизацию детско-родительских отношений, на развитие коммуникативных способностей ребёнка и родителей.
Существующая в группе традиция по обмену опытом семейного воспитания позволяет родителям делиться информацией, приводить примеры взаимодействия со своим ребёнком в какой-либо деятельности, рассказывать об интересных ситуациях, о своих успехах и трудностях в воспитании.
Для развития доброжелательных отношений родителей и детей был проведен конкурс «Наш веселый выходной». Семьи изготавливали презентации своего выходного дня, рассказывали о своей семье.
На информационном стенде для ознакомления родителей предлагаются памятки на данную тему.
Взаимодействие с родителями воспитанников позволяет лучше узнать индивидуальные особенности каждого ребёнка, помогает взрослым глубже узнать желания и переживания детей.
6. Результаты обследования детей старшего дошкольного возраста (2012 – 2013 учебный год).
После проведённой нами работы мы провели повторное обследование детей.
Цель: определить эффективность работы.
Результаты диагностики представлены на диаграмме.
Выводы: Анализируя результаты, мы сделали вывод что, проводя систематическую работу по воспитанию доброжелательных отношений со сверстниками и взрослыми, используя различные формы, методы и приёмы работы, привлекая родителей, мы убедились, что она эффективно помогает воспитывать у дошкольников качества, необходимые для успешной социализации ребенка. Главным результатом, на который очень хотелось бы надеяться, является усвоение ребёнком всего самого хорошего, доброго, что есть в отношениях между людьми и использование этих навыков в своей дальнейшей жизни.