Татьяна Павлова
Формирование дружеских взаимоотношений детей со сверстниками в старшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
в ФГОС подчеркнуто, что выпускник детского сада-это ребенок, овладевший средствами общения и способами взаимодействия со сверстниками. Он адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со сверстником в зависимости от ситуации.
Публикация «Формирование дружеских взаимоотношений детей со сверстниками в старшем дошкольном возрасте» размещена в разделах
В старшем дошкольном возрасте открываются новые возможности для развития дружеских взаимоотношений детей со сверстниками. Формируются отношения широкой дружбы-общее, доброжелательное, заинтересованное отношение детей друг ко другу в группе детского сада.
Одновременно появляются между отдельными детьми устойчивые отношения избирательной дружбы, основанные на личной взаимной симпатии, общих интересах, чувстве привязанности.
Избирательная дружба возникает чаще между детьми одного пола, реже-между детьми разного пола. Обычно такие отношения устанавливаются между 2-3 детьми. Они постоянно играют вместе, общаются, оказывают явное предпочтение своим друзьям, остро переживают, если в отношениях возникают недоразумения, ссоры. Споры и проблемы возникают в основном в связи с тем, "кто с кем дружит". Ребенок может серьезно переживать отсутствие взаимности в таких отношениях.
Дружеские взаимоотношения необходимы как при избирательном общении одного ребенка с другим, так и для отношений между всеми детьми в группе. Они имеют важнейшее значение для складывания детского коллектива и социального развития старших дошкольников.
Дружба становится прекрасным средством и индикатором степени социализации ребенка. Именно в дружеских отношениях ребенок учится полноценному общению на равных, что невозможно, например, в детско-родительских отношениях. М. Монтессори в своих заповедях писала, что детей учит то, что их окружает, если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным-он учится находить в этом мире любовь. А это самое главное в жизни любого человека.
При наличии дружеских взаимоотношений у детей возникает чувство "единой семьи", устанавливаются доброжелательные, дружелюбные отношения. появляется стремление к участию в общих играх и разнообразной деятельности.
К личным качествам, значимым для дружеских взаимоотношений, относим:
-Искренность, открытость;
-сочувствие;
-умение выслушать;
-интерес к делам и переживаниям другого;
-желание прийти на помощь, поддержать в трудную минуту;
-готовность прощать;
-умение признавать свои ошибки;
-умение принимать советы;
-умение хранить секреты.
Задача воспитателя-постоянно укреплять широкие дружеские, доброжелательные взаимоотношения в детском коллективе, обогащать опыт сотрудничества старших дошкольников со сверстниками, не допускать изолированности отдельных детей в группе детского сада, поддерживать дружбу между отдельными детьми, создавать атмосферу эмоционального комфорта, интереса и внимания детей друг ко другу.
Чтение художественной литературы, обсуждение событий в группе, совместное решение проблемных ситуаций, затрагивающих вопросы детских взаимоотношений, умение педагога вызвать интерес и эмоциональные переживания в связи с теми или иными поступками способствуют формированию правильных ориентаций дошкольников и общении и становлению дружеских взаимоотношений.
Для установления дружеских взаимоотношений детей необходимо :
-Наличие интереса к личности сверстника и взаимных симпатий;
-проявление интереса к деятельности сверстника, стремление играть вместе;
-наличие сопереживания и эмоциональной отзывчивости по отношению к сверстнику;
проявление стремления приспосабливаться друг ко другу, находить общие подходы к решению задач;
-наличие необходимого для совместных действий уровня игровых и деятельностных умений.
Большую роль в образовательном процессе играют беседы о нравственных качествах людей, о дружбе, честности, справедливости, необходимо обсуждать с детьми различные случаи из их жизни, ситуации, поступки и действия литературных героев.
Важно, что бы такие формы работы проходили без жесткого морализирования, а помогали детям прежде всего эмоционально откликнуться, сопереживать и понять необходимость дружеского, заботливого и справедливого отношения к другим.