Наталья Курдина
Семейный клуб как форма коррекции детско-родительских отношений
▼ Скачать + Заказать документы
Семья – источник вдохновенья,
Где рядом взрослые и дети,
В семье от всех невзгод спасенье,
Здесь друг за друга все в ответе.
Да, воспитать детей не просто,
Но, вопреки всем испытаньям
Храните свой счастливый остров:
Семью – основу мирозданья!
О. В. Токмакова.
Детство является предметом внимания ученых и практиков как важный и ответственный период в жизни человека, как момент развития личности. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности, маленький человек активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. И именно в этот период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребенка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных, а также детско-родительских отношений.
Публикация «Семейный клуб как форма коррекции детско-родительских отношений» размещена в разделах
Исследования современных психологов доказали, что черты характера человека обусловлены не столько факторами наследственности, сколько особенностями воспитания, полученного им в первые, особенно ранние годы жизни. Дети чрезвычайно чувствительны к поведению взрослых по отношению к ним.
Ни для кого не секрет, что именно в семье, при общении со взрослыми дети усваивают социальные нормы и ценности, присваивают общественно-исторический опыт, отражающий конкретный уровень экономического, социокультурного развития общества и человека.
Детско-родительские отношения имеют для психического здоровья детей первостепенное значение.
Механизмы интеграции семьи, в частности взаимоотношения между ее членами, играют огромную роль в воспитательном процессе. Их нарушение влечет за собой значительные неблагоприятные последствия.
Тот факт, что многие родители не знают эмоциональных потребностей своих детей и не обладают необходимыми навыками для эффективного взаимодействия с детьми на эмоциональном уровне, пугает и тревожит. К сожалению, многие родители фактически не знакомы со своими детьми, потому что не хотят потратить время на то, чтобы быть с ними вместе, позволить им быть такими, какие они есть на самом деле.
Сокращение свободного времени родителей из-за необходимости поиска дополнительных источников дохода, психологические перегрузки, стрессы и наличие множества других факторов стимулирует развитие у родителей раздражительности, агрессивности, синдрома хронической усталости. Это не лучшим образом сказывается на психическом здоровье, установках в общении и поведении.
И тогда возникают проблемы, решить которые самостоятельно, без помощи психолога или психотерапевта практически невозможно.
Родители обращаются за помощью по различным причинам: из-за типичных детских проблем общения, эмоциональных трудностей, а также сложностей в детско-родительских отношениях.
В психологической помощи нуждаются не только дети, но и их родители. Им нужно помочь овладеть навыками, которые способствовали бы развитию позитивных детско-родительских отношений.
Предположение о том, что большинству родителей известны и сами эти навыки и способы их использования, ошибочно, поскольку в нашем обществе не принято обучать родителей эффективному взаимодействию со своими детьми.
Семья — это целостная система. Именно поэтому проблемы диады «родитель — ребенок» не могут быть решены благодаря психокоррекции только ребенка или только родителя. Параллельная работа позволяет увеличить эффективность занятий родительской группы. Специфическими эффектами работы в родительской группе являются повышение их сензитивности к ребенку, выработка более адекватного представления о детских возможностях и потребностях, ликвидация психолого-педагогической неграмотности, продуктивная реорганизация арсенала средств общения с ребенком.
К неспецифическим эффектам относится получение родителями информации о восприятии ребенком семейной ситуации своих родителей, о динамике его поведения в группе.
Работа выстроена таким образом, чтобы укрепить отношения между родителем и ребенком. В процессе занятий родители научаются относиться к своим детям безоценочно, с пониманием, создавая атмосферу принятия, в которой ребенок может чувствовать себя в достаточной безопасности.
Семинар-практикум для родителей "Мы и наши дети"
Цель: Способствовать формированию у родителей позитивных установок в общении с ребенком, умения принимать его таким, каков он есть.
Задачи:
установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком;
улучшение понимания родителями собственного ребенка, его особенностей и закономерностей развития.
Оборудование: музыкальный центр, диск с записью музыки, цветные карандаши, бумажные контуры лица, клубок ниток, мячик, карточки с вопросами.
Ход.
1. Обозначение темы встречи.
Актуальность.
2. Упражнение «Связующая нить»
Цель: создание работоспособности, позитивного настроения и сплочения группы.
Участники становятся в круг. Ведущий, держа в руках клубок, здоровается со всеми, называет цель своего пребывания и передает клубок своему соседу. Тот к кому попал клубок, приветствует всех, также проговаривает свою цель и передает его следующему участнику, оставляя ниточку у себя. И так по кругу. Когда клубочек возвращается к ведущему, все оказываются «связаны» одной нитью. Предлагается всем участникам игры слегка натянуть ниточку и почувствовать, что – мы единое целое в этом мире. У всех собравшихся здесь есть что-то общее.
Всех нас объединяет любовь к детям, и собрались мы здесь для того, чтобы лучше узнать себя и своих детей.
3. Очень важно понимать себя и своего ребенка. В этом нам поможет следующее упражнение. «Насколько хорошо вы знаете своего ребенка?»
Родителям предлагаются карточки с вопросами (3 вопроса). Нужно ответить за себя, за своего ребенка, (как думает взрослый). И затем сравнить полученный результат, спросив самого ребенка (домашнее задание).
(Вопросы можно подбирать любые другие)
Вопросы Ответ взрослого Ответ за ребенка Ответ ребенка
Любимая сказка Вашего ребенка?
Любимый цвет Вашего Ребенка?
Любимое блюдо Вашего ребенка?
4. Нам, взрослым, конечно же, хочется, чтобы дети нас слушались, и конфликтов не возникало. Но бывают такие ситуации, когда ребенок начинает шалить.
Ваши действия в подобных ситуациях: что говорите, какие принимаете действия?
Родители по очереди высказывают свое мнение.
Рекомендация:
Радость легко мыслия. О каждой ситуации можно думать по-разному. Если ребенок шалит, разбрасывает игрушки и т. д.
Представьте, что это происходит в день его рождения. Ведь, обычно в такой день ребенку позволяют больше, чем в обычный будний день. Вашему малышу и Вам просто повезло. «К сожаленью, день рожденья только раз в году». Почему бы Вам не продлить очарование радостного легкого и бережного отношения к его настроению и к своему собственному? Вспомните, как Вы ведете себя в такой ситуации праздника? Вы улыбаетесь ребенку, смеетесь вместе с ним. Вам приятно, что праздник принес столько радости. Вы улыбаетесь? Какие ощущения испытываете? Легкость, спокойствие?
Теперь, «захватив» это состояние, с тем же выражением лица, с тем же комментарием, с теми же радостными образами Вашего воображения – посмотрите на нынешнюю ситуацию. Какое место в ней занимают разбросанные игрушки или громкий голос Вашего ребенка? Что Вы сейчас сделаете? Ведь, Вы уже прекрасно себе представляете. Как, каким голосом, какими словами и с каким выражением лица Вы объясните ребенку важность получения радости и от порядка в его комнате. Может быть, Вы расскажете ему какую-то сказку, или просто поможете ему представить результат? Может быть, ребенок сам подскажет Вам – почему, как и зачем он может выполнить Вашу просьбу? Возможно, одной любви и благодарности Вам за то, что Вы разделяете с ним хорошее настроение, будет достаточно.
5. Игра «Баржа»
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Представьте себе, что нам нужно собрать груз на баржу. Баржа – грузовое судно. А мы на баржу возьмем те качества, которые помогают лучше понимать наших детей и устанавливать контакт с ними.
Участники называют по одному качеству. Например, доброта, терпение, чувство юмора, доброжелательность, любовь, интерес.
6. Рисование настроения.
Вспомните выражение своего лица, когда Ваш ребенок чем-то Вас огорчил. Вы расстроены, рассержены. Изобразите схематично свое настроение на контуре лица.
А сейчас вспомните выражение своего лица, когда ребенок Вас чем-то порадовал. Переверните и нарисуйте свое настроение.
Заберите с собой эти портреты и поместите дома на видном месте. И когда, в очередной раз Вам захочется поругать ребенка, посмотрите на ваш рисунок, улыбнитесь, сосчитайте до десяти. И уже тогда, скажите то, что хотели.
Удачи Вам и терпения!
7. Рефлексия занятия.
Участникам предлагается ответить на вопросы:
Что понравилось в занятии?
Что не понравилось?