МАРИНА КРУТИКОВА
«Организация сотрудничества детей со взрослыми и сверстниками» выступление на родительском собрании
▼ Скачать + Заказать документы
Мы не можем и не стремимся научить ребенка учиться (учить себя сначала с помощью взрослого, а потом и без этой помощи). Далеко не всякое образование ведет к этой цели. Например, те стабильные программы, по которым до сих пор занимается большинство отечественных школ, ведут, скорее, в другую сторону: не учат, а разучивают ребенка быть любопытным, задавать вопросы, высказывать догадки, спорить, иметь собственное мнение. Основные принципы обучения заложены в программы, разработанные психологами и педагогами, получающие сейчас все большее распространение в нашей стране.
Публикация «„Организация сотрудничества детей со взрослыми и сверстниками“ выступление на родительском собрании» размещена в разделах
Эти программы видят в ребенке, прежде всего, существо разумное. Поиск отсутствующих или отсутствующего у ребенка знаний или способа действия может происходить только там, где взрослый не дает готовых образцов и определений. Следовательно, при обучении разумным действиям основная форма сотрудничества – не имитационное, не симметричное воздействие, где ребенок знает не то же самое, что взрослый.
Но что же знает ребенок, когда он, поощряемый учителем, ищет новые знания и новые способы действий (то есть, учит сам себя? Дошкольник осуществляет лишь первую часть разумного действия: в новой ситуации он останавливается, отказывается от неразумных проб и ошибок. И … обращается к взрослому с жалобой : «У меня не получается. Помоги».
Выделяются три характеристики сотрудничества ребенка со взрослым :
1. ребенок не имитирует взрослого;
2. познавательная инициатива принадлежит ребенку, указывающему взрослому ближайшую цель их совместных усилий;
3. обращение ко взрослому не с жалобой на свои трудности, а с конкретным запросом на новое знание.
Мы хотим приучить детей к самостоятельности суждений, сформировать умение спорить, отстаивать свое мнение, задавать вопросы, быть инициативным в получении новых знаний. Психологи доказали, что «инкубатором» самостоятельного мышления, познавательной инициативы ребенка является не индивидуальная работа под руководством сколь угодно чуткого взрослого, а деятельность в группе совместно работающих детей. Условием рождения первых познавательных вопросов является спор между детьми, предлагающими разные способы решения общей задачи. Но чтобы детский спор был содержательным, не превращался в склоку и взаимообвинения, собеседники должны уметь, по крайней мере, следующее:
1) формировать свою точку зрения;
2) выяснить точки зрения своих партнеров
3) обнаруживать разницу точек зрения;
4) пытаться разрешить разногласия с помощью логических аргументов, не переводя логическое противоречие в плоскость личностных отношений.
Доступна ли такая сложная форма взаимодействия для детей 6-7 лет? И да, и нет. Известно, что способность встать на точку зрения другого и координировать разные точки зрения доступна даже тем детям, которые еще путают согласованность мнений и личную приязнь. Поэтому организация совместных действий группы детей из 4-6 человек не требует длительного обучения.
Начальная согласованность действий достигается на первых порах за счет ведения соответствующего «этикета», правил вежливого спора.