Ирина МАЛИНОВСКАЯ
Занятие в старшей группе «Пересказ рассказа Е. А. Пермяка «Торопливый ножик» к Дню филолога
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие в старшей группе по образовательной области «развитие речи и культура речевого общения» по теме «Пересказ рассказа Е. А. Пермяка «Торопливый ножик» к Дню филолога
Задачи: закреплять умение использовать в речи слова, противоположные по смыслу (антонимы, названия инструментов для труда, понимать доступные пословицы, образные выражения в рассказе; согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде, числе и падеже; побуждать использовать в речи различные типы предложений в соответствии с содержанием высказывания, объяснительную речь; закреплять умение связно и последовательно пересказывать литературное произведение. Воспитывать уважение к труду.
Публикация «Занятие в старшей группе „Пересказ рассказа Е, А, Пермяка „Торопливый ножик“ к Дню филолога» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Пермяк Е.А.
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2024
Материал: портрет Е. Пермяка, рабочая тетрадь,
иллюстрация к рассказу,
книга Е. А. Пермяка «Торопливый ножик», карандаши.
Начало занятия:
1. Игра-приветствие «Посмотрите вы на нас!»
Цель: активизировать мыслительную деятельность детей, мотивировать на предстоящую деятельность.
Дети стоят в рассыпную и выполняют движения в соответствии с текстом:
Посмотрите вы на нас! (разводят руки в стороны)
Мы – ребята, суперкласс! (выставляют большой палец вверх)
Дружные и смелые,
А еще – умелые! (обнимаются друг с другом, руки кладут на плечи)
Можем много мы делать, (шагают на месте)
Клеить, резать, шить, плести, (имитируют движения в соответствии со словами)
Хорошо себя вести! (обнимают себя за плечи)
Посмотрите вы на нас! (разводят руки в стороны)
Мы – ребята, суперкласс! (выставляют большой палец вверх)
Ход занятия:
1. Блиц-опрос
Цель: активизировать мыслительную деятельность детей.
Воспитатель задает вопросы:
- Нравятся ли вам рассказы?
- Какие рассказы вы знаете?
- О ком эти рассказы?
2. Чтение рассказа Е. А. Пермяка «Торопливый ножик»
Цель: развивать интерес к произведениям художественной литературы.
Воспитатель: Послушайте рассказ, который называется «Торопливый ножик».
Воспитатель выставляет на мольберт книгу.
Воспитатель: Написал этот рассказ Евгений Пермяк.
Выставляется портрет писателя.
3. Беседа по содержанию произведения
Цель: закреплять умение понимать эмоционально-образное содержание литературного произведения.
Вопросы к детям:
- Понравился ли вам рассказ?
- Как называется рассказ?
- Кто написал рассказ?
- О ком вы узнали из рассказа?
- Что случилось с мальчиком Митей?
- Почему такое произошло?
- Как папа помог сыну?
- Что сделал Митя после советов отца?
- Кого Митя учил терпению?
- Как он строгал палочку?
- Чтобы вы посоветовали бы Мите?
- Чему учит этот рассказ?
4. Игровое задание «Что каким стало?»
Цель: упражнять в подборе слов с противоположным значением.
Воспитатель: Давайте вспомним, что каким стало. Палочка была нервная, некрасивая, а стала какой? (ответы детей) Ножик был торопливым, а стал каким? (ответы детей)
5. Словесная игра «Объясни пословицу»
Цель: закрепить умение понимать доступные пословицы, образные выражения.
Воспитатель предлагает объяснить выражения:
«Поспешишь – людей насмешишь». (не торопись)
«Без терпения нет умения». (чтобы много уметь, надо много учиться)
«Какие труды, такие и плоды». (если будешь стараться, то все получиться, а если не постараешься, то ничего не получиться)
6. Физкультминутка «Профессии»
Цель: обеспечить смену видов деятельности и оптимальный двигательный режим.
Дети стоят врассыпную и выполняют движения:
Повар варит кашу. (имитация с вращением кистей рук)
Плащ портниха шьет. (машут руками)
Доктор лечит Машу. (открывают и закрывают рот, стучат кулаками по коленям)
Сталь кузнец кует. (хлопают в ладоши)
Дровосеки рубят. (соединяют ладони вверху, имитируют рубку дров с наклонами)
Строят мастера. (прыгают)
Что же делать будет,
Наша детвора? (поднимают плечи)
7. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ
Цель: развивать умение эмоционально, последовательно, сохраняя логику, пересказывать прозаическое литературное произведение.
Воспитатель: Послушайте еще раз рассказ. Мы будем его пересказывать. Пересказать содержание рассказа вам поможет картина.
Воспитатель выставляет иллюстрацию к рассказу.
Дети пересказывают рассказ. Вызываются 4 -5 ребят.
8. Игра с мячом «Скажи наоборот»
Цель: упражнять в подборе слов с противоположным значением.
Воспитатель произносит слова и выражения и бросает мяч, а ребенок произносит его наоборот и бросает мяч воспитателю:
короткая палочка…
тупой ножик…
кривая палочка…
трудолюбивый… и т. д.
9. Игровое задание «Кому что нужно для работы?»
Цель: закрепить названия инструментов для труда.
Воспитатель предлагает выполнить задания в рабочих тетрадях.
Воспитатель: Рассмотрите картинки. Кому что нужно для работы? (ответы детей) Соедините соответствующие картинки.
Дети выполняют задание.
10. Словесное упражнение «Кто что собирается делать?»
Цель: побуждать использовать в речи различные типы предложений в соответствии с содержанием высказывания.
Дети составляют предложения. Например: «Папе и мальчику нужен молоток, потому что…
11. Игровое задание «Какие инструменты спрятались в картинке?»
Цель: расширить активный словарь детей словами названиями инструментов для труда.
Дети рассматривают картинки, называют инструменты, которые в ней «спрятались».
12. Графическое задание «Раскрась инструменты»
Цель: совершенствовать графические навыки, упражнять в подборе инструментов, названия которых начинаются со звуков [л], [л’].
Дети раскрашивают те инструменты, названия которых начинаются со звуков [л], [л’] («лопата», «лейка»).
Окончание занятия:
1. Игра с мячом «Что вам понравилось на занятии?»
Цель: упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать объяснительную речь.
Дети стоят в кругу и передают мяч друг другу со словами: «На занятии мне понравилось, а что понравилось тебе?».