Галина Иванцова
Занятие с педагогами «Позитивное восприятие педагогами дошкольников с особыми образовательными потребностями»
▼ Скачать + Заказать документы
Практическое занятие с педагогами на тему:
«Позитивное восприятие педагогами дошкольников с особыми образовательными потребностями в контексте инклюзивной практики»
ЦЕЛЬ: сформировать у педагогов позитивное восприятие детей с особенностями поведения.
Задачи:1. осознание участниками негативных реакций, возникающих при общении с детьми с эмоциональными и поведенческими нарушениями
2. поиск и раскрытие внутренних ресурсов, осознание их через формулировку, творческое самовыражение
Планируемый результат:
Публикация «Занятие с педагогами „Позитивное восприятие педагогами дошкольников с особыми образовательными потребностями“» размещена в разделах
сформированное позитивное отношение к детям с особыми образовательными потребностями в контексте инклюзивной практики
Ход занятия. Включается запись шума вокзала, объявления по громкоговорителю об отходящих поездах.
«Мы находимся с вами на центральном вокзале города Тольятти. У каждого из нас вокзал вызывает свои ассоциации: кто-то вспоминает неприятное ощущение расставания с близкими, у кого-то захватывает дух от предчувствия новых открытий, новых знакомств. Сегодня, мы отправимся в весьма необычное путешествие по дорогам нашего детства. Поезд ждет отправления, билеты вы можете приобрести у нас, но для того, чтобы получить билет вы должны предоставить паспорт».
1. Упражнение «Паспорт». (приложение 1)
Участникам выдается заготовка паспортов (картонки форматом А-5, сложенные пополам, на которых в течение 5 минут они должны в шуточной форме представить себя, семейное положение, род занятий, возможно возраст и уровень материального благополучия.
Каждый презентует свой паспорт и получает билет на поезд (билет остается на память участникам, поэтому должен быть выполнен в красочной форме).
Включается звук отъезжающего поезда, гудок.
Ведущий: Пока поезд продолжает путь, я хотела бы Вам рассказать одну историю.
Давным-давно на окраине огромного темного леса у широкой полноводной реки жили Бревна. Это были хорошо отесанные Бревна, сваленные в удивительном беспорядке – вперемешку большие и маленькие, короткие и длинные, широкие и узкие. Такая у них была игра: они любили наскакивать друг на друга, переворачиваться, кувыркаться и с шумом вновь раскатываться в разные стороны.
Среди ровных и стройных Бревен выделялась одна странная, неуклюжая Коряга, вызывая своим причудливым видом насмешки. Никто ее не обтесывал - она была такой, какой уродилась здесь, на берегу реки. Она хотела поиграть с Бревнами, но была настолько неповоротлива, что своими вкривь и вкось торчащими сучьями делала больно другим. Все вокруг стали отгонять Корягу, не желая иметь с ней дела, и даже задумывались: не проучить ли ее? Не обломать ли ей все сучки да подровнять задоринки?
Особенно тяжело было Коряге как-то вечером, когда она лежала в одиночестве и до нее доносились веселые голоса Бревен. А ей было так грустно думать, что никому она не нужна, что она совсем не такая, как остальные. Уставшая от печальных мыслей, от чувства безысходности, она, наконец, уснула. А наутро пришел Дровосек. Сначала Бревна перепугались, а потом, когда Дровосек стал подтягивать их одно к другому, поняли, что он хочет соорудить плот и отправиться в путешествие. Бревна стали помогать ему и через некоторое время улеглись в один ряд. Но вот беда: не оказалось у Дровосека ничего, что могло бы скрепить их между собой. Взгляд его случайно упал на Корягу, даже и не мечтавшую оказаться полезной. Дровосек с трудом уложил Корягу поперек всех Бревен плота. Кривые сучья, принесшие столько бед Коряге, словно пальцы, охватили Бревна, тесно прижали их друг к другу и закрепили плот. А на длинный сук, гордо торчавший вверх, Дровосек привязал маленький флажок. И плот отправился в далекое путешествие, в новые неизведанные земли.
Ведущий: В каждом из нас находится внутренний маленький мальчик или девочка. Когда вы ведете себя или чувствуете подобно тому, как это было с вами в детстве, вы находитесь в состоянии «Я - Ребенка».
Люди вспоминают свое детство по-разному. Одни довольно легко вспоминают большую часть событий, другие находят трудным вспоминать хоть что-нибудь.
2. Упражнение «Детская обида»
Участникам выдаются бланки для упражнения «Детская обида» (лист бумаги, разделенный на три графы: «Обидные слова», «Эмоции, чувства», «Последствия».
Примечание: Упражнение выполняется каждым участником на отдельным листках бумаги. Ведущий заранее оговаривает, что написанное не будет предано огласке без желания участника. Однако после выполнения упражнения предлагает высказаться всем желающим.
Ведущий: Детские эмоции отличаются от наших, взрослых: они более сильные, яркие, бурные. Все события, которые мы пережили когда-то, оставляют следы в нашей психике и в нашем теле.
В жизни каждого человека бывают обиды. Предлагаем Вам вспомнить Вашу детскую обиду, ту ситуацию, в которой она возникла. Возьмите лист бумаги, разделенный на три графы: в первой напишите слова, которые ранили Вашу душу, показались Вам обидными, во второй – укажите, какие эмоции и чувства вызвали в Вас эти слова, в третьей - отметьте, какой отпечаток они наложили на Ваше развитие и дальнейшую жизнь.
3. Упражнение «Модификация игры Ручеек»
Участникам игры предлагается встать в две шеренги, каждый человек из первой говорит приятные, хорошие слова, каждый из второй - ярлыки, обидные слова, которые он слышал в детстве. Каждый участник по очереди проходит через своеобразный туннель, сталкиваясь с противоречивыми мнениями, затем шеренги меняются местами и процедура повторяется.
По окончанию игры происходит обсуждение чувств, исходя из трех представленных позиций.
4. Упражнение «Словарь отрицательных оценок»
Ведущий: Предлагаем Вам вспомнить слова и выражения педагогов, которые содержат отрицательную оценку деятельности воспитанников и написать каждую фразу на отдельном листочке. Бланки не подписываются. Сейчас мы создадим один большой словарь отрицательных оценок.
Участники с помощью клея-карандаша наклеивают свои листочки на лист ватмана «Словарь отрицательных оценок». Например: «Угрозы в адрес ребенка», «Отказ в утешении, когда ребенок испуган или плачет», «Отождествление ребенка с конфликтующими родителем», «Некорректное высказывание о внешнем виде дошкольника» и т. д.
5. Групповая работа «Техника обратной связи»
Ведущий: Возникает вопрос, можно ли педагогам избежать отрицательных оценок в повседневной практике? Ведь оценка – первый элемент психического воздействия на дошкольника. Это основа для формирования самооценки ребенка.
Иногда эмоции, вызванные поступком ребенка, настолько сильны, что мешают педагогу адекватно реагировать и дать взвешенную и объективную оценку случившемуся. В такой ситуации типичная ошибка воспитателя – прямая, чаще всего негативная оценка личности ребенка в целом, а не его поступка. Именно здесь и пролегает граница между профессиональным и непрофессиональным общением, или психологически грамотным или безграмотным взаимодействием.
Существуют 2 формы сообщения в общении с ребенком «Я – сообщение», «Ты – сообщение». Цель «Я сообщения» не заставить кого-то что-то сделать, а сообщить свое мнение, чувство, потребность. В такой форме ребенок услышит и поймет гораздо быстрее.
Осуждая, порицая, критикуя ребенка, мы чаще всего задеваем его личностные качества и тем самым не способствуем развитию у него ответственности за конкретные поступки, а также формируем неадекватную самооценку. Давая обратную связь в виде «Я-сообщения», мы демонстрируем воспитаннику наше отношение к его поведению, предоставляем ему выбор изменить свое поведение.
Участникам предлагается рассмотреть таблицу и заполнить колонки 3 «Чувство» и 4 «Я – сообщение» (работа в группах)
Обратная связь педагогов относительно поведения воспитанников
Ситуация Оценка Чувства «Я-сообщение»
Играя, девочка пытается оторвать кукле ногу «А если бы тебе пытались оторвать ножку, было бы приятно? Сострадание Мне очень жаль, что дети так обращаются с куклами, и если так будет дальше продолжаться, то кукол в группе не останется. И мне придется их спрятать.
«Что ты делаешь? Ей же больно?» Огорчение «Мне очень жаль, что дети ломают игрушки, потому что нам не с чем будет играть»
Двое мальчиков бегают друг за другом в группе и громко кричат «Ну сколько можно повторять: в группе нельзя бегать и громко кричать»
«Что за табун несется?»
После выполнения задания происходит обсуждение.
Вопросы для обсуждения:
• Чем отличаются между собой высказывания в колонках «Оценка» и «Я-сообщение»?
• Легко ли было сформулировать «Я-сообщение» в каждой ситуации.
6. Упражнение «Вездеход»
Ведущий: Наш поезд сделал остановку, и я предлагаю немного размяться. Мы будет передвигаться довольно в быстром темпе, внимательно прислушиваясь к заданиям ведущего. Каждый, услышав новую информацию, в кратчайший срок анализирует ее и меняет свои действия в зависимости от условий игры, изображая то, о чем идет речь. Итак, готовы? Начали!
Идем через лес. Птицы щебечут, бабочки порхают, высокая трава на опушке…Крапива больно стегает по голым ногам. Комары заели. А все потому, что попали в болото. Топко. Страшно. Противно. Сумерки сгущаются…
Снежное поле, пронизывающий зимний вечер. И пули свистят над головой. Еще и еще! Где бы укрыться? В окоп! Нет, это не окоп, это пруд с приятной и освежающей и очень чистой водой… Но очень холодной. Выбираемся на берег и попадаем в окружение пауков… Паутина липнет к лицу, цепляется к волосам… Ею наполнено пространство… Нет, показалось!
Идем через цитрусовый сад. На деревьях зреют фрукты. Сорвем один… Вдохнем чудо-аромат упругой кожицы, возьмем в рот освежающую дольку. Скулы свело – ух, как кисло! Вперед, через наполненный пузырьками лимонада искристый и пузырящийся сад! Берег моря, закат, идем по кромке воды…»
Участники изображают все, о чем говорит ведущий.
7. Упражнение «Кухня ресурсов»
(Звучит фоновая музыка)
Ведущий: Мы после всех передряг наконец-то выбрались на чудесное место. Представьте во всех красках, что это за место? Оно необыкновенное, будто Вы попали в сказку или перенеслись во времени. Представьте себя великими волшебниками. А волшебники, как известно, могут приготовить любое волшебное средство от всех болезней и проблем. Перед Вами целый арсенал посуды, приправ, ингредиентов. Как будет выглядеть Ваше собственное волшебное средство – это только Ваш рецепт. Используйте все, что только может Вам пригодиться. Ваша задача: изобрести такое средство, которое станет Вашим ресурсом, помогающим лично Вам в работе с детьми с эмоциональными и поведенческими нарушениями.
Выбирая предметы для своей работы, старайтесь вкладывать в них особый смысл, чтобы потом рассказать, почему Вы выбрали именно этот предмет, чем он Вам поможет, в чем его ресурсная функция».
После выполнения задания участники по кругу рассказывают о своих изделиях: что они обозначают, чем помогают
Ведущий: Каждое путешествие когда-то заканчивается, вот и наш поезд берет курс на обратный путь. По дороге домой мы вспоминаем наше приключение, анализируем, делаем определенные выводы. У нас как и в любом другом поезде есть книга отзывов и предложений. Мы раздали вам листочки из этой книги и просим вас написать небольшой отзыв о путешествии: что Вам понравилось, что запомнилось, вынесли ли Вы для себя что-то новое из нашего путешествия, как изменилось Ваше эмоциональное состояние? Что хотите пожелать или сказать участникам?
Участники зачитывают свои отзывы. Психологи акцентируют внимание на создавшейся атмосфере доверия и поддержки, принятия друг друга, благодарят всех за приятное путешествие. Выключается запись стука колес.
Комментарии. В заключительной части занятия участникам предлагается заполнение анкет обратной связи.
Литература:
1. Справочник педагога-психолога №1 2013г
2. Практика сказкотерапии / Под ред. Н. А. Сакович. — СПб. : Речь, 2004.— 224 с.
3. Гиппенрейтер, Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю. Б. Гиппенрейтер. — М. : АСТ: Астрель, 2010.- 238с. - ил.
Приложение 1
ПАСПОРТ
-Представить себя
-Семейное положение
-Род занятий
-Возраст
-Уровень материального благополучия
(в шутливой форме)