Анна Засыпкина
Коррекционно-развивающее сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Распространение в нашей стране процесса интеграции и инклюзии детей с ограниченными возможностями психического или физического здоровья в образовательных учреждениях является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с «Законом об образовании» Российской Федерации. Для осуществления инклюзивного воспитания и обучения необходимо формировать у дошкольников умение строить взаимодействия на основе сотрудничества и взаимопонимания. Основой жизненной позиции общества должна стать толерантность. Инклюзия помогает развивать у здоровых детей терпимость к физическим и психическим недостаткам сверстников, чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству. Инклюзия способствует формированию у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) положительного отношения к сверстникам и адекватного социального поведения, а также более полной реализации потенциала развития в обучении и воспитании. Инклюзивное обучение реализует обеспечение равного доступа к получению того или иного вида образования и создание необходимых условии для достижения успеха в образовании всеми детьми.
Публикация «Коррекционно-развивающее сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в детском саду» размещена в разделах
Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода, так как известно, что не все дети, имеющие нарушения в развитии, могут успешно интегрироваться в среду здоровых сверстников. Индивидуальный образовательный маршрут предполагает постепенное включение таких детей в коллектив сверстников с помощью взрослого, что требует от педагога новых психологических установок на формирование у детей с нарушениями развития, умения взаимодействовать в едином детском коллективе. Дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного процесса воспитания и обучения, удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития (Н. Н. Малофеев, О. И. Кукушкина, Е. Л. Гончарова, О. С. Никольская).
Впервые дети с ограниченными возможностями здоровья появились в детском саду в 1998 году. Детский сад стал работать как учреждение комбинированного вида для детей с нарушениями речи и задержкой психического развития. С каждым годом детей с особыми образовательными потребностями становится все больше. На данный момент в структурном подразделении 9 групп комбинированной направленности, которые посещают 62 ребенка с ОВЗ.
Коррекционно-развивающее сопровождение детей с особыми образовательными потребностями осуществляется в соответствии с перспективным планированием, которое составлено по программам дошкольного образования для детей с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития. Они отбираются с учетом индивидуально-типологических особенностей воспитанников и структуры дефекта, выявленной в ходе комплексной психолого-медико-педагогической диагностики. Достижение цели обеспечивается постановкой широкого круга образовательных, воспитательных, коррекционных и развивающих задач, решение которых осуществляется учителем-логопедом, учителем-дефектологом, педагогом-психологом, воспитателями, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре на индивидуальных и фронтальных организованных видах деятельности, а также созданием единого речевого режима в детском саду.
Работа с детьми осуществляется в соответствии с индивидуально-ориентированными психолого-педагогическими программами, разработанными специалистами СП. Непосредственно организованная деятельность строится в игровой форме, что повышает мотивационную готовность детей, активизирует их. Создается игровой сюжет, который помогает детям усваивать программный материал.
В СП функционирует психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк, что позволяет осуществлять комплексный подход в работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Педагогический процесс строится на основе интегрированного подхода специалистов СП в коррекции психических процессов и развитии речи воспитанников. Суть его заключается в реализации одной лексической темы во взаимодействии всех специалистов, работающих с детьми. Взаимосвязь специалистов и педагогов фиксируется в тетрадях. Специалистами разработан план совместной коррекционно-развивающей работы. В результате такого подхода у детей увеличивается активный словарь, улучшается связная речь и ее качественные стороны.
Педагогом-психологом осуществляется комплексное психодиагностическое обследование детей. По результатам диагностики проводится цикл организованной деятельности, направленной на развитие основных психических процессов и личностных качеств.
Эффективность коррекционно-развивающей работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса : учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, родителя и воспитателя.
Распределение коррекционно-развивающих занятий, проводимых в течение недели, осуществляется в соответствии с требованиями к максимальной образовательной нагрузке на ребёнка в детском саду, определёнными СанПиН № 2.4.3049-13.
Занятия по познавательному развитию и развитию речи проводятся воспитателем и учителем-логопедом (учителем - дефектологом) параллельно. Воспитатель организует работу с детьми с нормой (1 подгруппа, а специалист – с детьми с ОНР или ЗПР (2 подгруппа).
В «Программе логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» под редакцией Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Тумановой Т. В. предусмотрено деление количества занятий по периодам обучения. В условиях неспециализированного детского сада при обучении детей в группах комбинированной направленности не целесообразно такое деление. Поэтому в учебном плане отражено следующее количество занятий с учителем-логопедом в неделю:
- в средней группе - 3;
- в старшей группе – 5;
- в подготовительной группе – 5.
В средней группе учитель-дефектолог с детьми с ЗПР проводит 3 занятия, в старшей – 5; а в подготовительной группе - 6 занятий.
Для оптимального осуществления интеграции на этапе дошкольного детства необходимо соблюдать специальные условия воспитания и обучения детей с ОВЗ, организовывать безбарьерную среду их жизнедеятельности. В процессе образовательной деятельности в детском саду важно гибко сочетать индивидуальный и дифференцированный подходы; это способствует тому, чтобы все дети принимали участие в жизни коллектива.
Дети с ОВЗ одновременно со всеми участвуют во всех мероприятиях детского сада : развлечениях, праздниках, конкурсах, экологических акциях, спортивных соревнованиях. Они комфортно чувствуют себя в коллективе сверстников, стараются не отставать от них, занимают призовые места в разнообразных конкурсах и спортивных соревнованиях, с удовольствием участвуют в защите проектов.
Дети с ОВЗ имеют возможность в нашем детском саду посещать студии : «Веселые нотки», «Кораблик» (хореография, «Мастерилка» (изобразительная деятельность, «Юный строитель», «Умник и умница», «Волшебный мир рукоделия»;
клубы: «Юный эколог», «Шашки»;
спортивные секции: «Футбол», «Дзюдо», «Успевайка» (акробатика).
Дополнительное образование способствует коррекции психических процессов и речи, развитию социально-коммуникативных навыков. Дети учатся взаимодействию со взрослыми и сверстниками, взаимопомощи и самостоятельности.
Одним из условий повышения эффективности коррекционно-педагогической работы является создание адекватной возможностям ребенка охранительно-педагогической и предметно-развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребенка (Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева).
Непосредственно в рамках образовательного процесса создана атмосфера эмоционального комфорта, формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого, формирование у детей позитивной, социально-направленной учебной мотивации. Педагоги применяют адекватные возможностям и потребностям воспитанников современные технологии, методы, приемы, формы организации деятельности. Имеются программы, методические разработки, наглядный материал, пособия для работы с детьми с ОВЗ. Большое разнообразие игр и игрушек способствует всестороннему развитию. Педагоги все чаще используют в своей работе электронные образовательные ресурсы. И воспитатели, и специалисты при организации образовательной деятельности и индивидуальной работы пользуются интерактивными досками и ноутбуками. Презентации, электронные игры, мультфильмы помогают привлечь внимание детей с ОВЗ, повысить мотивацию к познанию окружающего мира, развивать высшие психические функции и речь.
В детском саду оборудована темная сенсорная комната, в которой дети наблюдают за миганием огоньков, выполняют игровые упражнения со светящимися игрушками, рисуют песком на световом столе. Игры в темной сенсорной комнате вызывают множество эмоций, способствуют расслаблению мышечной системы, развивают социально-коммуникативные навыки.
С дошкольниками с особыми образовательными потребностями работают квалифицированные специалисты, имеющие высшее специальное образование. Специалисты и воспитатели систематически проходят курсовую подготовку по коррекционно-развивающему направлению, участвуют в работе семинаров, вебинаров, работают над самообразованием. Это дает возможность вносить изменения в сложившуюся систему работы.
В нашем детском саду созданы необходимые условия для коррекционно-развивающего сопровождения детей с особыми образовательными потребностями. Система работы с детьми с ОВЗ способствует полноценному развитию всех видов детской деятельности, коррекции отклонений высших психических функций и становлению личности ребенка. К выпуску из детского сада у всех дошкольников снимается заключение, и они продолжают обучение в школе по массовой программе.