Ольга Карпова
Модель реализации ООП посредством использования игровой технологии с детьми с разными образовательными потребностями
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время, в условиях модернизации российского образования особую актуальность приобретает проблема создания оптимальных условий для развития, воспитания, образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
Публикация «Модель реализации ООП посредством использования игровой технологии с детьми с разными образовательными потребностями» размещена в разделах
Группа детей с ОВЗ чрезвычайна неоднородна. Это достаточно большая категория воспитанников, страдающих соматическими и психическими заболеваниями. Дети с расстройствами аутистического спектра составляют среди них многочисленную группу.
Расстройства аутистического спектра (РАС) возникают в детском возрасте и характеризуются нарушением контакта с окружающими, эмоциональной холодностью, расстройствами речи и моторики, стереотипностью деятельности и поведения, приводящим к нарушениям социального взаимодействия.
Одной из главных особенностей в развитии детей с РАС является нарушение сенсорного восприятия. Как отмечают О. С. Никольская и ее коллеги, развитие восприятия ребенка с РАС сопровождается нарушением ориентировки в пространстве, искажением целостной картины реального предметного мира, а также изощренным вычленением отдельных ощущений собственного тела и звуков, красок или форм окружающих вещей.
Все сведения об окружающем мире и о себе самом человек получает в форме зрительных, слуховых, двигательных, кожных, вкусовых, обонятельных ощущений и восприятий. Восприятие информации, одновременно поступающей по нескольким чувственным каналам, и объединение этой информации в единое целое называется сенсорной интеграцией. Сенсорная интеграция является самой важной частью работы сенсорной системы. Процессы сенсорной интеграции непрерывно протекают в ЦНС и нарушения обработки и интеграции сенсорных сигналов влияют на такие важнейшие сферы жизни ребенка, как эмоции, игра, социальное взаимодействие, регуляция поведения, обучение, освоение двигательных навыков. Именно дисфункцией сенсорной интеграции объясняется «странное» поведение ребенка с расстройством аутистического спектра: стереотипии, ритуалы, самостимуляции, аутоагрессия, эхолалия. С помощью такой защиты, ребенок старается снизить болезненно-травмирующие ощущения, успокоить себя, почувствовать контроль над ситуацией и обрести безопасность в своем уникальном мире.
Т. к. для успешной инклюзии и образования детей с РАС необходимы специальные условия, то в нашем дошкольном учреждении была разработана Модель реализации общеобразовательной программы через использование игровой технологии с детьми с разными образовательными потребностями.
Цель Модели - создание условий для обогащения чувственного опыта ребенка с РАС, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и накопления сенсорного опыта в ходе предметно-игровой деятельности, при использовании различных игровых технологий.
Задачи:
1. Формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве, положении в пространстве и пр.).
2. Развивать высшие психические функции (внимание, мышление, память).
3. Расширять и обогащать словарь ребенка.
4. Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. д.).
5. Повышать уровень знаний родителей о сенсорном воспитании.
6. Обеспечение положительной социальной адаптации и развития детей с РАС.
Погружение “особого ребенка” в образовательную среду стало возможным при проведении особых структурных реорганизаций. Результатом стало следующее:
- помимо групп общеразвивающей направленности на базе нашего дошкольного учреждения функционирует структурное подразделение «Лекотека», посещение которого детьми с особыми образовательными потребностями стало первой ступенью на пути к социализации.
- открыты две «ресурсные группы» кратковременного пребывания для детей с РАС в возрасте от 2 до 6 лет, что стало второй ступенью по созданию Модели реализации общеобразовательной программы через использование игровой технологии с детьми с разными образовательными потребностями.
Образовательная деятельность в «Ресурсной группе» осуществляется с использованием педагогических технологий, обеспечивающих индивидуальное, личностно-ориентированное развитие ребенка на основе метода прикладного поведенческого анализа.
Функционирование «Ресурсной группы» предусматривает:
-организацию специального пространства для воспитанников с РАС;
-организацию специального режима пребывания воспитанника в образовательной организации;
- организацию специальной развивающей предметно – пространственной среды для воспитанников с РАС;
- организацию рабочего места воспитателя;
На каждого ребенка был разработан индивидуальный маршрут коррекции сенсомоторного развития, который реализуется не только в ДОО, но и дома.
Т. к. развитие ребенка осуществляется только в игре, то перед нами встала задача создания развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС, которая способствует обогащению сенсорных впечатлений детей с РАС и положительной социализации. В ДОО создана мульти - сенсорная интерактивная среда, которая включает в себя все образовательное пространство ДОО.
В «ресурсной группе» созданы мини-центры сенсорных эталонов, зрительно-моторной координации, мелкой моторики пальцев рук, строительных и конструктивных игрушек, центр слухового восприятия, двигательной активности.
В музыкальном зале созданы условия для организации музыкально-ритмической деятельности, занятий, праздников и досугов, а также для осуществления индивидуальной работы по развитию музыкальных способностей детей, их эмоционально-волевой сферы. Наличие музыкальных инструментов для детского оркестра способствуют развитию чувства ритма, такта и слухового восприятия.
Физкультурный зал оснащен спортивным оборудованием и инвентарем. В нем проводятся: утренняя гимнастика, занятия, индивидуальная и подгрупповая работа. Здесь решаются такие задачи, как: укрепление здоровья детей, приобщение к здоровому образу жизни, развитие способностей к восприятию и передаче движений.
Предметная среда интерактивного развивающего комплекса организована по зонированно–модульному принципу. Деятельность интерактивного развивающего комплекса основана на сенсомоторном развитии дошкольника. Мы подобрали оборудование для всех видов деятельности ребенка, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования. Деятельность комплекса ориентирована на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей с обязательным сопровождением педагога-психолога и при необходимости учителя-логопеда.
В кабинете учителя-логопеда, в котором также имеются необходимые диагностические материалы и оборудование, осуществляется коррекционно-образовательная работа.
Изостудия оснащена необходимым инструментарием для групповой и индивидуальной деятельности с детьми, демонстрационным и раздаточным материалом. Здесь осуществляется художественно эстетическое, познавательное и речевое развитие дошкольников.
Сенсорная комната оснащена следующим оборудованием: аккустическая тактильная панель, установка для ароматерапии «Эфа», световой стол для рисования песком, сенсорная тропа, дидактический модуль «Пертра», различные дидактические игры, конструкторы, мягкие модули. В зоне психологической разгрузки расположены фибероптические панели, потолок «Звездное небо», каскадирующий фонтан.
Совместная деятельность с детьми в сенсорной комнате осуществляется в соответствии с методом сенсорной интеграции, который основан американским трудотерапевтом Джин Айрес. Этот метод направлен на стимуляцию работы органов чувств в условиях координации различных сенсорных систем. Специфическое оборудование сенсорной комнаты позволяет в привычном для детей пространстве выполнять разнообразные предметно-практические и игровые действия, сочетая двигательную и речевую активность.
Этому способствуют определенные модули и стимуляторы, которые имеют привлекательный, красочный вид с затейливой подсветкой и формой. В сенсорной комнате происходит воздействие на три основных канала восприятия человеком окружающего мира — кинестетический, аудиальный и визуальный (тактильными ощущениями, звуком и цветом). Занятия в сенсорной комнате проводятся в индивидуальной и подгрупповой формах.
Таким образом, основная общеобразовательная программа дошкольного образования реализуется по следующим направлениям: группы общеразвивающей направленности, Лекотека для детей с ОВЗ, «ресурсная группа» для детей с РАС. Модель реализации общеобразовательной программы через использование игровой технологии со всеми участниками образовательного процесса строится следующим образом :
1. Мы поддерживаем идею единой темы планирования во всех возрастных группах. Это удобно, поскольку планирование охватывает всю деятельность Организации, позволяет проследить преемственность работы с детьми от младших до старших групп, организовать совместные межгрупповые мероприятия в контексте темы недели.
2. В планировании прослеживаются двухуровневые задачи, что обусловлено особыми образовательными потребностями детей.
3. Комплексно-тематический план расписан по неделям, обозначена тематика недель;
4. Цикличность тем способствует углублению знаний детей по темам в каждой возрастной группе от простого материала к более развернутому;
5. Выведено примерное содержание деятельности по всем возрастным группам; подбор тем осуществлен с учетом принципа природосообразности. Разработана модель планирования, которая носит смешанный характер, когда лексические темы, сочетаются с новыми событиями и праздниками по принципам событийности и креативности (по выбору педагогов).
6. Классифицированы игровые технологии в зависимости от вида группы.
Использование игровых технологий в мульти - сенсорной интерактивной среде ДОО осуществляется в различных формах совместной деятельности с детьми :
1. В процессе специальных дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию
2. В ходе игр и упражнений, направленных на развитие у ребенка социального восприятия
3. В продуктивной деятельности: играх с водой, песком, крупой, конструировании, рисовании, лепке.
4. Использование в занятиях различных утяжелителей, игольчатых мячей, массажных рукавичек, губок и других материалов с различной текстурой.
5. В повседневной жизни в процессе непосредственного общения с ребенком.
6. На занятиях по развитию речи, по музыкальному воспитанию, в ходе физического и моторно-двигательного развития.
Игровая деятельность организуется в форме игрового сеанса.
Во время игрового сеанса у детей с РАС возникают разнообразные ощущения :
– зрительные (например, ребенок видит яркие цвета, их перетекание друг в друга, смешивание);
– слуховые (ребенок слышит разнообразные звуки, от шуршанья опавших листьев до звучания музыкальных инструментов, учится их различать);
– тактильные (то, что ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания: это и различные по фактуре материалы, от мягкого махрового полотенца до прохладной гладкой поверхности стекла; и различные по величине и форме предметы – большой мяч и крохотные бусинки, различные шарики и кубики; и соприкосновения, объятия с другим человеком.
Инклюзия в группы общеразвивающей направленности происходит в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом воспитаника.
Однако большую часть времени ребенок проводит в семье. Поэтому необходимо научить родителей видеть малейшие изменения и сдвиги в поведении и развитии ребенка, фиксировать их, обсуждать и двигаться дальше вперед. Разработанная Модель реализации общеобразовательной программы через использование игровой технологии с детьми с разными образовательными потребностями в мульти - сенсорной интерактивной среде ДОО» предполагает различные формы сотрудничества с семьей по формированию психолого-педагогической компетенции относительно развития сенсорного восприятия детей с РАС:
- информативные (индивидуальные беседы, консультации, родительские собрания, папки-передвижки, информационные стенды,
- обучающие (семинары-практикумы,
- исследовательские (анкетирование, тестирование)
Не остаются без внимания совместные праздники и проекты.
Основываясь на результатах проделанной работы, можно сделать вывод о том, что благодаря интеграции различных видов деятельности, использованию различных игровых технологий достигается высокий уровень в работе по сенсорному воспитанию, организации и построению познавательного процесса, формированию коммуникативной и эмоциональной сферы детей, их позитивной социализации.
Данная Модель имеет практическую значимость и является актуальной в решении современных воспитательно - образовательных задач для детей с РАС, обеспечивает равные возможности для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования.
Список литературы:
1. Айрес Э. Джин «Ребенок и сенсорная интеграция». Изд. «Теревинф» Москва 2012г.
2. Колос Г. Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации. – 3-у изд. – М. : АРКТИ, 2008. – 80 с.
3. Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей. Пособие для учителей спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова - М. : Просвещение, 2009
4. Роберт Шрам «Детский аутизм и АВА» Изд. «Рама Паблишинг» Екатеринбург 2013
5. Титарь А. И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате: Практическое пособие для ДОУ. – 2-е изд. – М. : АРКТИ, 2009. – 88 с.
6. Янушко Е. «Игры с аутичным ребенком» М., Теревинф, 2004