МААМ-картинки

Занятие по знакомству с мордовским языком «Весна-тундо» (2 фото)

Ольга Чичулина
Занятие по знакомству с мордовским языком «Весна-тундо»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «ВЕСНА-ТУНДО"

Занятие по знакомству с мордовским языком «Весна-тундо»
Фото «Весна-тундо»

Программные задачи:

1. Обобщить знания детей о временах года, учить различать весенние месяцы.

2. Развивать речевую активность детей, умение называть слова на мор-довском (эрзя) языке.

3. Воспитывать бережное отношение к живой природе, приобщать к мордовской культуре.

Методические приемы:

Беседа.

Публикация «Занятие по знакомству с мордовским языком „Весна-тундо“» размещена в разделах

Сюрпризный момент.

Вопросы к детям.

Загадки.

Дидактические игры.

Физкультурная минутка.

Рассказ.

Подвижная мордовская игра.

Словарная работа: Тундо, лембе, чи, валдо, нармунь, чувто.

Речевые образцы: Мон вечкса тундонть,

Тундось лембе, валдо,

Састь нармунть.

Материал к занятию :

Атрибуты, карточки, картина, рисунки.

Предварительная работа.

Экскурсии. Проговаривание слов по теме весна на мордовском языке. Диалоги с детьми, игры, наблюдения. Продуктивная деятельность.

Ход занятия:

1. Беседа по мордовской народной сказке

«Мороз, солнце и ветер».

В. Дети, скажите кому поклонился старик в сказке

«Мороз, солнце и ветер»?

Д. Ветру.

В. Почему старик поклонился ветру?

Д. Потому что он самый сильный.

В. А мороз и солнце слабее без ветра?

Д. Да.

Рассказы детей.

2. Объяснение нового материала.

Сюрпризный момент

В. К нам в гости пришел дедушка Архип (атя) из сказки.

А. Шумбратадо, эйкакшт. (Здравствуйте, дети).

Монь лемем Архип атя. (Меня зовут Архип).

Д. Шумбрат, Архип атя. (Здравствуй, дедушка).

А. Ков мон сынь? (Куда я пришел)

Д. Эйкакш кужос. (В детский сад).

В. Дети давайте расскажем дедушке где мы живем.

Д. Мон эрян Саранск ошсо. (Я живу в городе Саранске).

А. Сюкпря. (Спасибо).

Тесэ лембе. Вадря. (Здесь тепло. Хорошо).

Д. Лембе.

В. Тепло, потому что пришла весна.

Зимой холодно (Тельня якшамо)

Весной тепло (Тунда лембе)

Дети повторяют.

В. Дедушка загадай нам загадки про весну.

А. Пуви лембе варма (Дует теплый ветер)

Чись валдо-валдо (Солнышко все ярче светит)

Ловось човиньгады (Снег худеет,

Раушкады ды солы. (Чернеет и тает).

Д. Весна – Тундо.

А. Виде. (Правда, правильно).

В. Молодцы дети.

А теперь отгадайте загадки про весенние месяцы.

Что за месяц кто узнает.

А. Бойкасто чуди леесь (Яростно река течет)

Порксызе эенть (И разламывает лед)

Нармунесь лембе масторсто (С теплого края скворец)

Эсензэ кудос велявтсь. (В домик свой вернулся).

Д. Март.

А. Пижелгадыть паксятне (Зеленеет даль полей)

Цековось моры (Запевает соловей)

Ашо килеенть прясо (Трогает листочки)

Лопатнень токши. (На беленькой березке).

Д. Апрель.

А. Зярдо пургине эрси (Когда грохочет гром)

Лембе пиземе пуркси (Теплым брызгает дождем)

Умаринатне цветить (Яблони стоят в цвету)

Мазы цецятне касыть. (Красивые цветы растут).

Д. Май.

В. Молодцы дети.

Физкультурная минутка.

Дидактическая игра «Какая весна» (с мячом)

В. Тундось сась? (Весна пришла)

Д. Сась. (Пришла).

В. Кодамо сон? (Какая она)

Д. Сон лембе. (Она теплая).

В. Кодамо сон? (Какая она)

Д. Сон валдо. (Она светлая).

- Сон паро. (Она хорошая).

- Сон мазы. (Она красивая).

В. Поиграем в игру «Четвертый лишний».

(работа с картинками)

В. Те нармунтне (это птицы)

Грач, скворец, жаворонок, снегирь.

Д. Снегирь – зимующая птица,

а грач, скворец, жаворонок – перелетные.

В. Те чувтотне (эти деревья)

Дуб, береза, клен, сосна.

Д. Сосна – хвойное дерево,

Дуб, береза, клен – лиственные.

В. Дедушке понравилось, как мы говорим по мордовски. Он хочет поиграть с нами в мордовскую игру «Раю-раю».

- Раю-раю пропускаю,

А последних пропускаю.

Сама мать пройдет

И детей проведет.

Одного оставим

По мордовски говорить заставим.

3. Закрепление пройденного материала

Речевые образцы:

Сась тундо, сон лембе, чись валдо, чись лембе, те нармунь, те чувто, ве-ете чувтот, колмо ковт и т. д.

А. Сюкпря, эйкакшт. (Спасибо, дети.)

Мельспаро монень теиде. (Радость мне доставили).

Архип угощает детей выпечкой (в форме птиц).

А. Уледе шумбрат (Будте здоровы).

Д. Шумбрачи (Здоровья).

В. Вастовомазонок (До новых встеч).

4. Итог

В. Молодцы!

Сегодня мы поговорили о весне на мордовском языке.

Возьмемся за руки и скажем: Мон вечкса тундонть! Сон лембе. Эрядо вадрясто Мордовиясо!

(Я люблю весну. Она теплая. Жить хорошо в Мордовии)

Литература:

1. Валдоня (Светлячок) : Программа и методические рекомендации для дошкольников образовательных учреждений Республики Мордо-вия; Министерство образования РМ. – Саранск «Красный октябрь», 2001.

2. Вахрушев А. А., Кочемасова Е. Е. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников: Методические рекомендации. – Москва «Балас», 2003.

3. Журнал. Дошкольное воспитание № 7, 2007.

4. Исайкина А. И. Обучение детей мордовским (мокшанскому, эрзян-скому) языкам в дошкольных образовательных учреждениях Рес-публики Мордовия : Программа и методические рекомендации. Не-коммерческая ассоциация «Поволжский центр культур финно-угорских народов»; МО Республики Мордовия, МРИО. – Саранск 2007

5. Материал из опыта работы.

Публикации по теме:

Декоративная роспись рубахи мордовским орнаментом в старшей группе Художественно-эстетическое развитие в старшей группе Декоративная роспись рубахи мордовским орнаментом. Программное содержание: Выявить.

Игровое физкультурное занятие «Весна, весна на улице» (младшая группа) ИГРОВОЕ ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ЗАНЯТИЕ «Весна, весна на улице» Младшая группа Воспитатели: Шишкина Е. З. Деревенец Н. В. Задачи: обогащение.

Занятие по знакомству детей старшего дошкольного возраста с творчеством А. С. Пушкина Используемые технологии: коррекционные технологии (сказкотерапия, музыкальная терапия, технология развивающего обучения, здоровьесберегающая.

НООД в подготовительной группе «Украшение салфетки мордовским орнаментом» Тема: «Украшение салфетки мордовским орнаментом» Образовательные области: Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое.

Содержание работы по овладению русским языком у иноязычных детей дошкольного возраста Сейчас, в детских садах очень много детей разной национальности (украинцы, армяне, азербайджанцы, таджики, узбеки, цыгане). Основная задача.

Конспект занятия «Украшение одежды мордовским орнаментом» Программное содержание: Познакомить детей с национальным народным мордовским костюмом. Закрепить элементы национального мордовского узора.

Занятие по знакомству с народным декоративно-прикладным искусством Конспект совместной деятельности по художественному творчеству с детьми средней группы. «Знакомство с народным декоративно-прикладным искусство».

Занятие по знакомству с приметами осени посредством разучивания стихотворенияЗанятие по знакомству с приметами осени посредством разучивания стихотворения Настали осенние деньки. Капает дождь,краснеют, желтеют и опадают листья. Деревья и кустарники теряют свой наряд каждый день. Люди одеваются.

Занятие по знакомству с русской народной сказкой «Гуси-лебеди» Занятие по ознакомлению с художественной литературой в средней группе. Тема: Сказка «Гуси-лебеди». Цель: Ознакомление с русской народной.

Занятие по знакомству с творчеством поэтов-земляков А. Афоньшиным и Н. Маравиным в мини-музее детского сада Программное содержание 1. Воспитывать у детей чувство радости за своих земляков, эмоционально – ценностное отношение к родному краю. 2.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по знакомству с мордовским языком «Весна-тундо»
Опубликовано: 7 марта 2016 в 11:36
+37Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занятие по знакомству с мордовским языком «Весна-тундо»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Чичулина (УИ 205253) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 24.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД