Елена Бояркина
Конспект занятия «Украшение одежды мордовским орнаментом»
▼ Скачать +Заказ
Программное содержание:
Познакомить детей с национальным народным мордовским костюмом. Закрепить элементы национального мордовского узора на изделиях. Уметь составлять узоры по мотивам народных росписей на листах бумаги. Развивать чувство цвета,композиционные умения. Совершенствовать навыки работы с акварелью,уметь рисовать концом кисти. Воспитывать аккуратность, умение доводить работу до конца.
Материал к занятию :
Публикация «Конспект занятия „Украшение одежды мордовским орнаментом“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мордовия
- Мордовский национальный костюм
- Одежда, обувь, головные уборы
- Одежда. Конспекты занятий
- Орнамент и узоры
- Темочки
1. Силуэты (рубахи, передников, косынок)
2. Гуашь (черная, красная, игрушки-матрешки, альбомы, предметы прикладного искусства.
Предварительная работа:
Рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства, рассматривание альбома с мордовским орнаментом, разучивание подвижных мордовских игр, прослушивание народной мордовской музыки, экскурсия в мини-музей д/с «Мордовская изба», заучивание стихов.
Методические приемы:
Беседы, рассказ, объяснения, вопросы, рассматривание, показ, чтение стихов.
Методика проведения занятия :
Мой край родной, мордовская земля
Люблю твои широкие поля,
Люблю твоих нарядов красоту,
Язык твой, и обрядов простоту.
-О каком крае говорится в этом стихотворении?
-В какой республике мы живем?
-В каком городе?
У мордовского народа есть свои обычаи, традиции, которые передаются из поколения в поколение. Мордовский народ трудолюбив и гостеприимен. Есть у нас свое народное творчество: это ювелирное искусство, узорное ткачество, вышивка, шитье бисером, работы по дереву.
И сегодня мы с вами поговорим о мордовской вышивке (мордовском орнаменте).
-Где и на каких предметах можно увидеть мордовский орнамент? (роспись посуды, игрушек, сувениров, вышивка на полотенце, скатерти, салфетках и на мордовском национальном костюме).
И сегодня к нам на занятие пришла гостья в национальном мордовском костюме, давайте ее встретим.
(Входит под музыку девушка в национальном мордовском костюме).
-Здравствуйте, дети, здравствуйте, гости!
Мордовские девчата
Усталости не знают,
На посиделках они
Прядут и вышивают.
Мордовская вышивка славилась всегда,
Посмотрите сюда!
-Это женская рубаха (показывает на себе) ,на мордовском языке называется «панар», ее носят с поясом или набедренном украшении, пояс- обязательный атрибут костюма. По-мордовски пояс «пулай». А это (показывает на себе,- передник, на мордовском языке он называется «руця». А это головной убор (показывает на себе,вышит и украшен блестками, его называют по-мордовски «панго».
-Какие элементы мордовского орнамента вы видите на моем костюме? (ответы детей)
-Какие цвета использовали мастерицы для вышивки мордовского узора? (ответы детей)
Мордовскую национальную одежду и изделия,вышитые мордовскими узорами шьют на фабрике «Мордовские узоры». На фабрике ежегодно разрабатываются новые модели одежды, в которых используются народные традиции декоративно-прикладного искусства.
Я принесла вам альбом. Здесь можно посмотреть какие красивые мордовские костюмы шьют на фабрике. Яркость красок, богатство орнаментальных мотивов – все это вызывает у нас большой интерес к народному костюму.
Ребята, действительно, костюм очень яркий, красочный, он передает настроение человека. Но для того, чтобы так искусно сделать вышивку потрудились и художники.
В начале художник задумал и нарисовал рисунок на бумаге, подобрав при этом нужный цвет и правильность чередования мордовского орнамента, а затем мастерицы сделали мордовскую вышивку на изделии.
И вот сегодня я вам предлагаю на время стать художниками и пройти в нашу творческую мастерскую.
Давайте, ребята, еще раз вспомним знакомые элементы мордовского узора (это «галочки», «крестики», «ступенька», «восьмиконечная звезда», «заборчик», «ромб», «квадрат с удлиненными сторонами»).
-Молодцы! Значит, сегодня мы будем рисовать мордовские узоры на рубахе и переднике.
Сейчас мы с вами закрепим рисование отдельных элементов в воздухе (дети вместе с воспитателем показывают изображения).
А для того, чтобы вам легче было работать, я предлагаю набросать орнамент карандашом, а затем, подобрав цвет и соблюдая последовательность выполнить работу красками (по ходу занятия воспитатель напоминает о закреплении технических навыков работы с кистью, красками).
По окончании занятия предлагается детям пройти посмотреть свои работы и товарищей. Сделать анализ.
-Гостья: Ребята, а вы оказывается,художники,все ваши изделия словно ожили.
Засияли на листах
Яркие как зори
Красивые, нарядные
Мордовские узоры.
-Я вами сегодня очень довольна, давайте улыбнемся друг другу и подарим наши улыбки всем гостям.
Занятие окончено.
Список используемой литературы:
1. Ануфриева, Н. А. Родиноведение / Н. А. Ануфриева- Саранск,2000
2. Данилина, Г. Н. Дошкольнику об истории и культуре России / Г. Н. Данилина –М. ,2003
3. С чего начинается Родина?/ пособие под ред. Кондрыкинской,Л. А. – М. ,2003
4. Сборник стихов о Мордовии – М. ,2004
5. Программа «Валдоня» - 2003