Ольга Чичулина
Декоративная роспись рубахи мордовским орнаментом в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Художественно-эстетическое развитие
Декоративная роспись рубахи мордовским орнаментом.
Программное содержание:
Выявить знания и умения детей по художественно-эстетическому творчеству.
Формировать интерес и технические навыки в декоративной росписи, как отдельных элементов мордовского орнамента, так и в построении отдельных композиций узора.
Публикация «Декоративная роспись рубахи мордовским орнаментом в старшей группе» размещена в разделах
Воспитывать патриотические чувства, прививать бережное отношение к истории и культуре мордовского народа, эстетическое восприятие.
Материал:
Мордовский народный костюм. Д\кукла в национальной одежде. Контурные изображения, бумажная кукла, кисти, салфетки, палитра с краской красного, черного, желтого цветов (на каждого ребенка).
Словарная работа:
Панар (рубаха, орнамент, элемент.
Методические приемы:
Беседа о мордовском народном костюме.
Сюрпризный момент (взрослый или ребенок в национальной одежде). Рассказ. Выбор силуэта для росписи. Роспись мордовской рубахи.
Показ способов декоративной росписи рубахи.
Самостоятельное и совместное творчество детей.
Индивидуальная помощь. Итог
Ход занятия
Воспитатель: Шумбратадо оят! (Здравствуйте, друзья)
С. м - К нам в гости пришли мордовочки. Посмотрите, какие они красивые, яркие. Такую одежду мордовские красавицы надевали на праздники. Что это за одежда? (ответы детей)-Рубаха – панар, Головной убор – панго. Пояс-каркс или пулай.
Воспитатель -Когда мордовочки шли по улице, про них в старину говорили :
Ребенок: «Мордовочку сначала слышали, а потом только видели…»
-Сегодня мы будем украшать одежду для подружек нашей мордовочки, но не простую, а праздничную.
-Как украшалась одежда? (предполагаемые ответы детей)
(Узорами, вышивкой мордовских мастеров).
В каких местах на рубахе вышивали мордовский орнамент?
(На вороте, рукавах, подоле)
Какие элементы (знаки) вышивали на мордовских рукавах?
(Кресты, галочки, полоски, ромбы)
-Какие цвета использовали мордовские мастерицы? (дети называют) -В мордовской вышивке выделяют три цвета: Желтый, черный, красный. Желтый цвет – цвет тепла и жизни на земле (зарождение). Черный цвет-- цвет земли, земледелия (хлебороба). Красный цвет-- цвет любви и жизнелюбия (согласия и мира, созидания) .
Воспитатель-В старые времена на подол рубахи пришивали узорные полосы, на которых вышивали элементы – знаки. Знаки были разные.
-Что они означали?
(Знак солнца, знак земли, знак воды, знак засеянного поля, кресты, галки).
Посмотрите, какие красивые узорные полосы были на мордовской народной одежде.
--Для чего изображались эти знаки? (они оберегали женщин).
Поэтому сегодня мы будем украшать рубаху мордовским орнаментом.
Продуктивная деятельность детей.
-Что у нас на столе? (У нас на столе лежат силуэты рубахи.)
-Каждый из вас будет мастерицей или мастером по декоративной росписи одежды.
-Что мы будем делать? (Мы будем «вышивать»)
Работа детей за мольбертом (Напомнить о методике)
(концом кисти, осторожно макая ворс кисти в краску, аккуратно проводим линии на вороте рубахи, сначала красной краской).
Показ способов рисования на мольберте (напомнить о цветовом решении)
Самостоятельное и совместное творчество детей.
-Узоры будем «вышивать» красным, желтым (зелеными) черным цветом, чтобы рубахи получились яркие, нарядные, праздничные.
-Украсим переднюю полоску новым элементом.
(В процессе выполнения работы воспитатель следит за последовательностью действий в нанесении мордовского узора, за его расположением на полосе, за техникой работы кистью, напоминает об аккуратности).
Итог:
Воспитатель: Теперь будем наряжать наших кукол – мордовочек в наши рубахи. И скажем дружно: Вай, кодамо мазы! Пек вадря!
Ребенок: Язык родной – как небо голубое.
Традиции, культура – родниковая вода
Работы наши это встреча с красотою.
Подарим же улыбки друг другу навсегда!
Литература:
1. Бурляева О. В., Щемерова Н. Н. «Мы в Мордовии живем». Примерный региональный модуль программы дошкольного образования. -Саранск 2011
2. «Валдоня» (Светлячок) : Программа и методические рекомендации для дошкольников образовательных учреждений Республики Мордовия; Министерство образования РМ. – Саранск «Красный октябрь», 2001.
3. Журнал. Дошкольное воспитание.
4. Исайкина А. И. Обучение детей мордовским (мокшанскому, эрзянскому) языкам в дошкольных образовательных учреждениях Республики Мордовия : Программа и методические рекомендации. Некоммерческая ассоциация «Поволжский центр культур финно-угорских народов»; МО Республики Мордовия, МРИО. – Саранск 2007
5. Материал из опыта работы.