Елена Зорина
Конспект занятия по экспериментированию с воздухом в старшей группе «Богатство нашей планеты»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формировать целостность восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.
Программное содержание: способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха; развивать у детей способности устанавливать причинно – следственные связи на основе элементарного экспериментирования и делать выводы; воспитывать интерес к исследовательской деятельности. Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом – кляксографией.
Публикация «Конспект занятия по экспериментированию с воздухом в старшей группе „Богатство нашей планеты“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Планета Земля - наш дом
- Планета Земля. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Предварительная работа: Беседа: «Живая и неживая природа», рассматривание иллюстраций в энциклопедии; наблюдения на прогулке за ветром.
Материал: воздушные шары (разных цветов, полиэтиленовые пакеты на каждого ребенка, трубочки, пластмассовые стаканчики, 2 баночки с плотными крышками, краски, бумага, резиновая игрушка, горячая вода в термосе, 2 пустые бутылки, технические средства обучения (компьютер, мультфильм «Фиксики»).
Словарная работа: кляксография.
Ход занятия:
Воспитатель: ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. (Приветствие детей).
Воспитатель: а сейчас давайте пройдем на ковер встанем в круг, и поздороваемся друг с другом (игра на общение) коммуникация.
Встанем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнется –
Утро доброе начнется.
- Доброе утро!
Посмотрите, какие красивые шары я принесла: красный, зеленый, ой, а что это случилось с синим шариком? Он стал какой – то грустный маленький (ответы).
- а что нужно сделать, чтобы шарик стал круглым и упругим?
Дети: - Надо его посильнее надуть
Воспитатель: - Правда? Сейчас я его надую. Вот какой он красивый получился! Интересно, а что у него внутри, давайте я вам загадаю загадку:
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать
С нами рядом каждый час,
Но невиден он для нас!
Дети: Воздух
Воспитатель: Ребята, а скажите, для чего нам нужен воздух? (ответы детей).
Правильно, воздух всегда вокруг нас, мы дышим воздухом, и не только мы, но и все живые существа – всем нужен воздух, чтобы дышать. Сделайте все глубокий вдох. Раз, два, три! Наберите побольше воздуха и держите его пока я сосчитаю до пяти. Дети задерживают дыхание.
Трудно вам было без воздуха? (ответы детей). Конечно да, сразу хочется вдохнуть воздух! Человек не может жить без воздуха – если нет воздуха, он может задохнуться. Воздух есть вокруг нас, мы его не видим, но его можно почувствовать.
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые – исследователи. Ученые работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется? Лаборатория.
Воспитатель: В лаборатории нужно соблюдать особые правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно. Сегодня для вас я организовала небольшую лабораторию. Давайте отправимся туда, проводить опыты (шагают по кругу, затем идут до столов).
Чтоб природе другом стать,
Тайны все ее узнать,
Все загадки разгадать
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество – внимательность,
А поможет все узнать
Наша наблюдательность.
Воспитатель: Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории. Садитесь за столы.
И так начнем опыты
Эксперимент № 1 «Как поймать воздух?»
Воспитатель: - Ребята, чтобы увидеть воздух нужно его поймать. Я придумала, нам можно его поймать и посмотреть какой он.
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нем?
Дети: (он пуст).
Воспитатель: Да, он пустой, его можно сложить в несколько раз. Смотрите какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Что произошло с пакетом? (ответы детей). Действительно пакет изменил форму он полон воздуха. Ребята, а как вы думаете можно почувствовать воздух (ответы детей).
Воспитатель: Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете? Вывод: воздух можно почувствовать.
Эксперимент № 2 «Видим воздух при помощи трубочки и емкости с водой».
Воспитатель: - Да ребята, вы правы воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его нужно поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочек, а потом выпустили. Значит воздух есть вокруг нас. А вот интересно, есть ли воздух внутри нас как вы думаете? (ответы детей).
Воспитатель: - А давайте проверим! Ребята давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдет?
Воспитатель: - Ой, ребята, что происходит с водой?
Дети: выходят пузырьки
Воспитатель: Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была? (ответы детей) Я поняла, пузырьки – это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
Вывод: Когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше, выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и емкости с водой увидели воздух. А почему пузырьки поднимаются на поверхность? (ответы детей) Потому что воздух легче воды.
Эксперимент № 3 «Имеет ли воздух вес?»
Воспитатель: это мы сейчас проверим. На столе сложены предметы: резиновая игрушка, кусок резины. Возьмем кусочек резины и отпустим его в воду, он утонул. А теперь в воду опустим резиновую игрушку. Она не утонет. Почему? Ведь игрушка тяжелее резины? Что внутри игрушки? (ответ детей) Воздух.
Вывод: Правильно. Потому что воздух легче воды.
Физминутка. «Мыльные пузыри». У меня для вас есть небольшой сюрприз. (Достаю мыльные пузыри) Что это? Как думаете, что находится внутри пузырей? Давайте немножко поиграем. Я буду надувать пузыри, а вы ловите.
Воспитатель: - А теперь пройдем в нашу лабораторию. Нас ждут новые открытия. Можно ли услышать воздух? Как его можно услышать (ответы детей).
Эксперимент № 4 «Слышим воздух».
Воспитатель: Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера, из – под баночек, или сдуть сдуть шарик.
Воспитатель: Возьмите по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? (ответ детей) Звук воздуха.
Воспитатель: А еще у нас на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? (ответы детей) Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? (ответ детей) Писк воздуха.
Вывод: С помощью чего мы услышали воздух (нам помогли баночки, бутылочки шарик). Воздух можно услышать разными способами. А еще когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой.)
Воспитатель: А можно почувствовать запах воздуха? Как? (ответы детей).
Эксперимент № 5 «Узнай по запаху».
Воспитатель: Что это? Наверное волшебные баночки.
- Посмотрите, а в них что – ни будь есть? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, воздух, а как он вкусно пахнет, понюхайте, чем пахнет?
- Действительно пахнет апельсином.
- Ребята, а давайте проверим, что же лежит во второй баночке?
- Чем пахнет в этой баночке? (ответы детей) – ничем.
- Как вы думаете, почему обе баночки пусты, а пахнут по – разному (ответы детей).
- Получается, что собственного запаха у воздуха нет. Чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались.
- Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, переносимому из кухни, мы догадываемся, какое блюдо нам приготовила мама.
Вывод: Воздух не имеет запах.
Воспитатель: Ребята скажите, а что является причиной загрязнения воздуха (ответ детей).
Воспитатель: А какие могут быть последствия, если воздух буде полностью загрязнен (ответы детей).
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что воздухом можно рисовать? (ответы детей). Эта техника называется КЛЯКСОГРАФИЯ.
Хотите попробовать?
Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать. ( показать технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны). (дети пробуют рисовать).
Воспитатель: Итак, мы сегодня провели множество опытов, скажите вам понравилось (ответы детей)
А сейчас я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Волшебный шарик». Мы все встанем в круг, будем передавать шарик друг другу и рассказывать все, что сегодня узнали о воздухе. (поиграли)
Воспитатель: какой опыт вам показался больше всего?
Что вы сегодня узнали нового?
Как называется техника рисования воздухом?
Наше занятие подошло к концу, вы все были очень внимательны и активны. Спасибо.