Евгения Миронова
Конспект занятия «Опыты с воздухом» для детей старшей группы с использованием ИКТ
▼ Скачать + Заказать документы
Отдел по образованию Новополоцкого горисполкома
Государственное учреждение образования
«Ясли - сад № 34»
Опыты с воздухом
для детей старшей группы
(с использованием ИКТ)
Подготовила: Клецкова Ольга Леонидовна,
воспитатель дошкольного образования,
2 квалификационной категории
Новополоцк, 2019
Опыты с воздухом для детей старшей группы (с использованием ИКТ)
Публикация «Конспект занятия „Опыты с воздухом“ для детей старшей группы с использованием ИКТ» размещена в разделах
Программное содержание: формировать целостное восприятие окружающего мира,
развивать интерес к исследовательской и познавательной деятельности детей. Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений; развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы. Способствовать развитию сообразительности, внимания, любознательности. Активизировать речь и обогатить словарь детей (воздух сжимается и расширяется). Совершенствовать опыт использования нетрадиционной техникой рисования воздухом — кляксографией. Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
Оборудование: целлофановые пакеты(10, острые карандаши(10, одноразовые стаканы с водой и коктельные трубочки (10, кусок резины, резиновая игрушка, большая ёмкость с водой, зелёные карточки и красные (10, воздушные шары (10, краска по количеству детей, мультимедийная презентация, листы бумаги формата А4(10, непроливайки (10, 2 бутылки, 2 шарика, 2 ёмкости с холодной и тёплой водой.
Предварительная работа: чтение сказки Носова «Приключение Незнайки и его друзей», глава «Путешествие на воздушном шаре», «Как Знайка придумал воздушный шар», «Над облаками». Рассматривание иллюстраций, картин «Дела ветра», «Об охране чистоты воздуха». Беседа «Как воздух нужно охранять, «О роли воздуха в жизни растений, животных, человека». Наблюдение за температурой воздуха, экспериментирование по выявлению наличия и свойств воздуха. Игры с ветром. Рисование с использованием нетрадиционной техники – кляксографии, заготовка желаний для шариков.
Ход занятия:
Дети заходят в зал и приветствуют гостей.
Воспитатель: давайте теперь встанем в круг и поздороваемся друг с другом.
Игра на общение:
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся —
Утро доброе начнётся.
— ДОБРОЕ УТРО!
Воспитатель: ребята, скажите, что нас с вами окружает? (дома, деревья, птицы, животные)
Воспитатель: правильно! А что необходимо, для жизни и человеку, и растениям, и животным? (пища, вода, воздух, земля)
Воспитатель: молодцы! Для чего нам нужен воздух? (Дышать) Сделайте глубокий вдох, выдох.
Воспитатель: вы знаете, сколько человек может прожить без еды? А без воды? (несколько дней) А без воздуха? (не больше 5 минут).
Воспитатель: сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется? Лаборатория.
Воспитатель: в лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно. Давайте повторим, как себя нужно вести в лаборатории? Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию.
Воспитатель: давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты (шагают по кругу, затем идут до столов - звучит музыка)
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество — внимательность,
А поможет всё узнать
Наша наблюдательность.
Воспитатель: вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории.
Воздух.
Ты думаешь, невидимки бывают только в сказках? Посмотри-ка на небо. Облака плывут. Кто их несёт? Невидимка. Когда он проходит по лесу, деревья наклоняют головы. Сегодня он во дворе бельё сбросил с верёвки, шапку у девочки сорвал с головы, в комнате газету со стола унёс и на пол бросил. Сколько у него бывает приключений, когда он странствует по степям, по лесам, по морским просторам! Это он приносит нам холод с севера и жару с юга, дождь с моря и пыль – из пустыни. Теперь ты, конечно, догадался кто этот невидимка. Это – ветер, воздух, который движется над землёй.
Мы опыты начинаем
Интересно здесь бывает
Постарайтесь все понять
Много нужно здесь узнать
Воспитатель: итак, начнем наши опыты :
Воспитатель: ребята, вы знаете, как можно поймать воздух? Подумайте (ответы детей)
Эксперимент № 1 «Как поймать воздух?»(каждый опыт находится на отдельном столе, приборы прикрыты салфетками, чтобы не отвлекало внимание детей)
Воспитатель: возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух – надуть пакет. Для этого нужно хорошо раскрыть пакет, вдохнуть в него воздух и закрутить его. Что произошло с пакетами? (они надулись) Что в них находится? (воздух) Вы его видите? (нет)
Воспитатель: хорошо! Давайте проверим. Возьмите острый карандаш и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?
Вывод: воздух можно почувствовать.
Воспитатель: а вы знаете, как можно увидеть воздух? (ответы детей)
Эксперимент № 2 «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой»
Воспитатель: Вы знаете, что воздух иногда можно увидеть. Я сейчас постараюсь его показать. Для этого понадобится баночка с соломинкой. (Один конец соломинки берёт в рот, другой опускает в воду и дует). Что вы видите в воде? (пузырьки воздуха) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему?
Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.
В научный лаборатории перерыв. Давайте разомнёмся (звучит музыка)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Мы вдохнули глубоко,
Дышим мы легко-легко.
Плавно руки вверх подняли
И кистями помахали.
Руки мы к плечам прижали
И локтями повращали.
Сделали по пять прыжков.
И к работе все готовы!
А сейчас продолжим работу.
Эксперимент № 3 «Имеет ли воздух вес?»
Воспитатель: это мы сейчас проверим. На столе разложены предметы: резиновая игрушка, кусок резины. Возьмем кусочек резины и опустим его в воду. Яна возьми и опусти. Что с ней стало? (Она утонула). А теперь опустим в воду резиновую игрушку. Лёша опусти. Что с ней стало? Она не тонет.
Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины? Что внутри игрушки? (воздух)
Вывод: воздух имеет вес, но он легче, чем вода (повторим все вместе).
Эксперимент № 4 «Расширение-сжатие воздуха»
Воспитатель: надевает на горлышко пустой пластмассовой бутылки воздушный шарик, затем ставит ее в миску с горячей водой.
Воспитатель: Что происходит с шаром?
Дети: Он надувается.
Воспитатель: Почему так происходит? Как вы думаете? (Ответы детей.) Воздух при нагревании расширяется, ему становится тесно в бутылке, и он перемещается в шарик.
Воспитатель ставит бутылку в таз со льдом (или холодной водой, снегом). Воспитатель: Что происходит с шаром сейчас?
Дети: Шар сдувается.
Воспитатель: Почему сдулся шар? (ответы детей)
Воспитатель: Воздух в бутылке охлаждается и сжимается и весь воздух, который был в шарике, возвращается обратно в бутылку, и шарик сдувается. Почему так происходит? (Ответы детей.)
Воспитатель: Воздух как любое вещество или предмет состоит из множества маленьких частичек. Представьте, что это маленькие человечки, т. к. воздух – это газ, то человечки очень подвижны, любят бегать прыгать и не держатся за руки.
Игра «Зелёный, красный»
Воспитатель: давайте ещё раз закрепим, что мы знаем о воздухе. Я предлагаю взять 2 карточки - одна красная, другая зелёная. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будете показывать цветные карточки. Если вы со мной согласны, поднимите карточку зелёного цвета, если не согласны, то красного цвета, но будьте внимательны!
Воздух окружает нас со всех сторон.
Воздух прозрачный
Воздух тяжелее воды.
Человек не может жить без воздуха.
Способ обнаружения воздуха «поймать» его в оболочку.
Воздух можно увидеть с помощью воды и трубочки, если в неё подуть?
Когда ставишь бутылку с шариком в тёплую воду, шарик надувается, воздух расширяется!
Воспитатель: ребята, а вы знаете, что воздухом можно рисовать? (ответы детей) Как называется эта техника? (кляксография)
Воспитатель: сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать (капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны (дети пробуют рисовать - играет музыка).
Воспитатель: итак, мы сегодня провели множество опытов. А скажите, вам понравилось проводить опыты? (ответы детей)
Воспитатель: какая работа в лаборатории вам показалась самой интересной?
Воспитатель: что вы сегодня узнали нового? Как называется техника рисования воздухом?
Наше занятие подошло к концу, Лёша был самый активный, а Яна самая внимательная вся и т. д. Для каждого ребёнка оценка даётся объективная. А вот воздуху тоже понравилось, с вами экспериментировать и он вам принёс поощрение, воздушные шары (стоят в вазе). Но внутри секрет. Помните, мы с вами писали пожелания друг другу, вот они находятся внутри шаров, и вы сможете узнать только тогда, какие пожелания там написаны, когда воздух выйдет из шара. Дети берут шары и вместе с воспитателем выходят из зала.