Зоя Головашина
Конспект комплексного занятия «Богатство нашей планеты Земля — воздух»
Тема: «Конспект открытого занятия «Богатство нашей планеты Земля- воздух» (эксперимент с воздухом).
Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.
Публикация «Конспект комплексного занятия „Богатство нашей планеты Земля — воздух“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Планета Земля - наш дом
- Планета Земля. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Программное содержание: способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений; развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; воспитывать интерес к исследовательской деятельности. Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом — кляксографией.
Предварительная работа: Беседа: «Живая и неживая природа», рассматривание иллюстраций, наблюдения на прогулке за ветром.
Оборудование: воздушный шар, полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка, трубочки, пластмассовые стаканчики, краски, бумага, кисточки, кусок резины, тряпочки, резиновая игрушка.
Словарная работа: кляксография.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. (Приветствие детей)
В: Давайте теперь встанем в круг и поздороваемся друг с другом.
(Игра на общение)
Станем рядышком по кругу
Скажем «здравствуйте! Друг другу
Нам здороваться ни лень
Всем «привет» и «добрый день»
Если каждый улыбнется
Утро доброе начнется
В: Ребята! Скажите, что нас с вами окружает? (дома, деревья, птицы, животные)
В: Правильно! А что необходимо для жизни человеку, растениям и животным? (пища, вода, воздух)
В: Молодцы! Для чего нам нужен воздух? (Дышать) Сделайте глубокий вдох, выдох.
В: Вы знаете, сколько человек может прожить без еды? А без воды? (несколько дней) А без воздуха? (не больше 5 минут).
В: Сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется? Лаборатория.
В: В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно. Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию в группе.
В: Давайте отправимся в нашу лабораторию проводить опыты (шагают по кругу, затем идут до столов)
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество — внимательность,
А поможет всё узнать
Наша наблюдательность.
В: Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории. Садитесь за столы.
В: Мы опыты начинаем
Интересно здесь бывает
Постарайтесь все понять
Много нужно здесь узнать
В: Итак, начнем наши опыты:
В: Ребята, вы знаете, как можно поймать воздух? Подумайте. (ответы детей)
Эксперимент № 1 «Как поймать воздух?»
В: Возьмите целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.
Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите? (ответы детей)
В: Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?
Вывод: воздух можно почувствовать.
В: А вы знаете, как можно увидеть воздух? (ответы детей)
Эксперимент № 2 «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой»
В: Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть.
Что вы увидели? (Пузырьки воздуха) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему?
Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.
В: Можно ли услышать воздух? Как его можно услышать? (ответы детей)
В: А теперь давайте немного отдохнём и сделаем физкультминутку! Встаём со своих мест и идё м за мной по кругу:
Мы по кругу друг за другом
вслед идем.
Наклонились, распрямились,
покружились-покружились,
а теперь похлопали,
ножками потопали.
В: Можно ли услышать воздух? Как его можно услышать? (ответы детей)
Эксперимент № 3 «Слышим воздух»
В: Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера, из-под баночек, или сдуть шарик.
В: Возьми те по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух.
В: А ещё у нас на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух.
С помощью чего мы услышали воздух? (Нам помогли баночки, бутылочки и шарик).
Вывод: воздух можно услышать разными способами. А еще когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой)
В: А можно почувствовать запах воздуха? Как? (ответы детей)
Эксперимент № 4 «УЗНАЙ ПО ЗАПАХУ»
В: Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.
Каждому из вас предлагаю с закрытыми глазами ощутить ароматы (чеснок, лук, апельсин, огурец, кофе.) Вы замечательно справились. Молодцы.
Вывод: воздух переносит запахи.
Эксперимент № 5 «Имеет ли воздух вес?»
В: Это мы сейчас проверим.
На столе разложены предметы: резиновая игрушка, кусок резины
В: Возьмем кусочек резины и опустим его в воду. Он утонул. А теперь опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет.
Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины? Что внутри игрушки? (ответы детей)
Вывод: воздух имеет вес, но он легче, чем вода.
В: Ребята, а вы знаете, что воздухом можно рисовать? (ответы детей) Эта техника называется кляксография.
В: Хотите попробовать?
В: Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать ( показывает технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны. (дети пробуют рисовать)
В: Итак, мы сегодня провели множество опытов. А скажите, вам понравилось проводить опыты? (ответы детей)
В: Какой опыт вам показался интересным больше всего?
В: Что вы сегодня узнали нового? Как называется техника рисования воздухом?
Наше занятие подошло к концу, вы все были внимательными, активными.
Молодцы, ребята.