Мочалова Ольга Ивановна
Занятие по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Занимательное путешествие в Антарктиду».
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Центр Развития Ребенка – Ножовский детский сад»
Занятие по познавательному развитию (познавательно - исследовательская деятельность) Тема «Занимательное путешествие в Антарктиду»
(подготовительная группа)
воспитатель
Мочалова О. И.
Занятие по познавательному развитию (познавательно - исследовательская деятельность) Тема «Путешествие в Антарктиду»
Публикация «Занятие по экспериментальной деятельности в подготовительной группе „Занимательное путешествие в Антарктиду“,» размещена в разделах
- Антарктида
- Животные севера. Конспекты занятий
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
Цель: Развитие познавательной активности у детей. Задачи: 1. Дать детям элементарные представления об особенностях географического расположения Антарктиды. 2. Уточнить представления детей о свойствах воды и льда. (вода – это жидкость, вода не имеет формы, лед - это вода, лед не тонет, лед не меняет форму, лед под воздействием тепла - тает) 3. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования. 4. Развивать умение рассуждать, сравнивать, анализировать, делать выводы. 5. Воспитывать ….
Материал и оборудование: проектор, презентация «Путешествие в Антарктиду», глобус, игрушка Пин, «штурвал», капитанская фуражка, капельки для игры «Найди свое место», салфетки для опытов. 1 опыт: кусочки льда из формочек. 2 опыт: колотый лед, тазик с водой. 3 опыт: стакан с речным песком, стакан с водой, 2 листа бумаги, 2 пустых стакана. 4 опыт: стакан с водой, блюдце, чайная чашка, пробирка. 5 опыт: блюдце с солью, с сахаром, с аскорбиновой кислотой. 3 пустых стакана, 3 палочки. 6 опыт: тазик с водой. Предварительная работа: Презентация «Антарктида», беседа «Что такое лаборатория», «Кто такие ученые», эксперименты с водой на прогулке. Ход занятия : В гости к детям приходит великий путешественник пингвинёное Пин (игрушка) и рассказывает, что он давно путешествует. И хотел бы вернуться домой, где у него есть своя лаборатория, где он проводит различные опыты. Но забыл обратную дорогу. Воспитатель. Ребята, поможем Пину – отыщем на глобусе его Родину? Где живут пингвины? Ответы детей. (В Антарктиде) Воспитатель. Есть необычная земля, назвали ее Антарктида. Каким цветом изображена Антарктида на глобусе? Ответы детей. (Белым цветом) Воспитатель. Молодцы! Попробуйте найти эту землю на глобусе? (Дети ищут на глобусе Антарктиду) Воспитатель. Видишь, Пин, где твоя Родина. А что обозначает белый цвет? Ответы детей. (Белый – цвет снега, льда и холода). 1. Слайд – глобус. Воспитатель. Антарктида – самое холодное место на земле. Там лишь трещат морозы, идет снег, и метут метели. Рома Мочалов выучил стихотворение об Антарктиде. Антарктида, Антарктида. Холодна ты даже с виду, Ты на глобусе цветном Ледяным лежишь пятном. А на деле Антарктида. Холодней, чем даже с виду, в холодильнике и то. Было б жарче, чем в пальто. (Воспитатель обращается к Пину) Воспитатель. Такая Антарктида? Ребята, хотите отправиться в ледяное царство? А как же добраться до Антарктиды? Ответы детей. (На ковре самолете, на подводной лодке, на корабле) Воспитатель. Хорошо, отправляемся на корабле. (Импровизированный корабль, штурвал, дети выбирают капитана) 2. Слайд – корабль. Капитан. Полный вперед! (Воспитатель загадывает загадку) Белой глыбой ледяной. В океане встал стеной. Знает каждый капитан, Как опасен великан. (Айсберг) 3. Слайд – айсберг. Воспитатель. Что это ребята? Ответы детей (Это айсберг) Воспитатель. Правильно, ребята, это айсберг. Как же появились эти громадины? Ответы детей. (Иногда у берегов Антарктиды откалывается от ледника огромные тяжелые глыбы, и отправляются в путешествие по океану). Воспитатель. Молодцы! Но над поверхностью видна только верхушка айсберга. И если капитан корабля не заметит и наткнется на подводную часть айсберга, то
корабль может затонуть. 4. Слайд – айсберг. Опыт№1 Воспитатель. Ребята, проведем опыт? Что перед вами? Ответы детей. (На тарелке кусочки льда) Воспитатель. Возьмите лед в руки. Какой он? Ответы детей. (Холодный, твердый) Воспитатель. Чем лед отличается от воды? Ответы детей. (Лед твердый – вода жидкая). Воспитатель. Можно ли лед лить, как воду? Ответы детей. (Лед сыплется – вода льется) Воспитатель. Какой формы лед? Ответы детей (Лед не имеет формы, он приобретает форму того предмета в который его положить). Воспитатель. Лед сохраняет форму? Ответы детей. (Сохраняет). Воспитатель. А что сейчас происходит со льдом? Ответы детей. (Он начинает таять в руке) Воспитатель. Почему он тает в руке? Ответы детей. (Ладонь теплая) Воспитатель. Ребята, а из чего состоит лед? Ответы детей. (Из воды, которая замерзла) Воспитатель. Если мы охладим воду, что произойдет? Ответы детей. (Вода превратится в лед) Воспитатель. Ребята, вы, наверно хотите спросить «А когда же мы проведем опыт?». Ответы детей. (Да) Воспитатель. Но мы его только что провели! А сейчас сделаем вывод: Лед, какой? Что происходит со льдом, когда он попадает в теплую среду? Ответы детей. (Холодный, твердый, начинает таять, когда тепло, лед состоит из воды). Воспитатель. Ребята, все, что сохраняет свою форму, как лед, называется твердым веществом. Воспитатель. Ребята, проведем еще один опыт со льдом? Опыт№2 Воспитатель. Возьмите кусочек льда и отпустите его в воду, что происходит? Ответы детей. (Лед не тонет, он плавает на поверхности воды). Воспитатель. Представьте, что эти льдинки, айсберги в океане. Как вы думаете, почему лед не тонет? Вывод: Потому, что лед легче воды. Воспитатель. Вот поэтому айсберги и не тонут. Вот мы и в Антарктиде!
Пин. Ура! Вот я и дома!
6. Слайд – Антарктида
Воспитатель. Ребята, чтобы не замерзнуть оденьтесь.
(Дето надевают шапки и шарфики и спускаются с борта корабля)
Воспитатель. Замерзли? Сделаем зарядку.
Мы идем себе вперед. (Шаги на месте)
Очень удивляемся, (Поднимаем плечи)
Справа – лед и слева лед. (Повороты направо и налево руки на поясе)
Перед нами тоже – лед, (Наклоны вперед)
Где же он кончается? (Руки перед собой и в стороны)
Воспитатель. Ребята, посмотрите, впереди научная станция!
Пин. Вот и моя станция!
7. Слайд – Научная станция
(Дети подходят к научной станции, перед ними импровизированная дверь на которой написано «Лаборатория).
Воспитатель. Ребята, что написано?
Ответы детей. (Дети читают «Лаборатория»).
Пин. Здесь я провожу опыты.
Воспитатель. Заходите.
(Дети заходят, раздеваются)
Пин. А что такое лаборатория?
Ответы детей. (Лаборатория – это место, где ученые проводят опыты, и узнают, что – то новое).
8. Слайд – лаборатория
Пин. А кто такие ученые?
Ответы детей. (Ученые - это люди, которые узнают что – то новое)
Воспитатель. Ребята, я предлагаю вам стать учеными – исследователями и провести опыты.
Воспитатель. Уважаемые ученые, чтобы узнать какой опыт вы будете делать, предлагаю сыграть в интересную игру, которая называется «Найди свое место». Вам необходимо подойти к столу и взять на столе капельку, посмотрите какое на ней число.
(Дети по очереди берут капельки и говорят число).
Воспитатель. А сейчас найдите свое рабочее место с таким же числом.
(Дети занимают места)
Воспитатель. Прежде чем приступить к работе, вспомните правила поведения в лаборатории.
Ответы детей. (Не шуметь, быть аккуратными, внимательными, прибирать за собой)
Воспитатель. Приготовим наши руки и пальцы к работе.
Пальчиковая гимнастика «Что мы любим».
Что зимой мы любим делать?
В снежки играть, на лыжах бегать.
На коньках по льду кататься
Вниз с горы на санках мчаться. Разводят руки в стороны.
Сжимая и разжимая ладошки, имитируют бросание снежков вперёд, катание на лыжах. Ладонями с плотно прижатыми пальцами выполняют поочерёдное движение взад и вперёд. Волнообразные движения ладонями вверх – вниз.
Воспитатель. Перед вами карточка с опытом, оборудование. Вы должны провести опыты каждый за своим столом.
(Дети самостоятельно проводят опыты)
Практическая часть
Опыт №3 «Вода – это жидкость»
Карточка «Вода – это жидкость», оборудование: стакан с песком, стакан с водой, 2 пустых стакана, 2 листа бумаги.
(Самостоятельная деятельность детей)
Обсуждение
Воспитатель. Что происходит с песком?
Ответы детей. Он сыплется, пересыпается
Воспитатель. Что происходит с водой?
Ответы детей. Она льется.
Воспитатель. Что же показал наш опыт?
Вывод делают дети: Вода может течь и переливаться. Потому что она жидкая.
(В дневнике опытов и экспериментов дети рисуют условные обозначения воды, что вода жидкость).
Опыт № 4 «Вода – не имеет формы»
Карточка «Вода не имеет формы», оборудование: стакан с водой, блюдце, баночка, чайная чашка.
(Самостоятельная деятельность детей)
Обсуждение
Воспитатель. Что происходит с водой, когда наливаете ее в блюдце?
Ответы детей. Вода приобретает форму блюдца.
Воспитатель. Что происходит с водой, когда ее наливаете в чашку?
Ответы детей. Вода приобретает форму чашки.
Воспитатель. Что происходит с водой, когда ее наливаете в баночку?
Ответы детей. Вода приобретает форму баночки.
Воспитатель. Что же показал наш опыт?
Вывод делают дети: Вода не имеет формы, и приобретает ее в зависимости от того в какую форму ее наливают.
(В дневнике опытов и экспериментов дети рисуют условные обозначения воды, что вода не имеет формы)
Опыт № 5 «Вода – растворитель»
Карточка «Вода - растворитель», оборудование: блюдце с солью, блюдце с сахаром, блюдце с аскорбиновой кислотой, 3 пустых стакана, 2 чайных ложки.
(Самостоятельная деятельность детей)
Обсуждение
Воспитатель. Что произошло, когда добавили сахар в воду?
Ответы детей. Сахар растворился в воде.
Воспитатель. Что произошло, когда добавили соль в воду?
Ответы детей. Соль растворился в воде.
Воспитатель. Что произошло, когда добавили аскорбинки в воду?
Ответы детей. Аскорбинки растворились в воде.
Воспитатель. Что изменилось, что же показал опыт?
Вывод делают дети: У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая. У воды нет своего вкуса. Вода безвкусная.
Воспитатель. Приглашаю всех подойти к моему столу. Скажите, пожалуйста, что на нём стоит?
Опыт № 6 «Вода отражает предметы»
Ответы детей. Таз с водой.
Давай все по очереди заглянем в него. Что вы там увидели?
Ответы детей. Своё лицо, отражение.
А где ещё можно увидеть своё отражение?
Ответы детей. В зеркале, в витрине магазина и т. д.
Значит, вода может отражать предметы, так же, как зеркало. Давайте подуем все вместе на воду и заглянем в неё. Увидели ли вы теперь своё отражение?
Ответы детей. Очень плохо, оно размытое.
Вывод: Спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода неспокойна, то отражение предметов нечётко и размыто.
9. Слайд - корабль
Воспитатель. Ребята, нам пора отправляться обратно. Скажите Пину до свидания. (Дети надевают шарфики и шапки садятся не корабль).
Итог:
Воспитатель. Давайте вспомним, что мы сегодня узнали.