Елена Елькина
Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе для детей с ОНР «Водица — сестрица»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Совершенствовать представления детей о жидком состоянии воды.
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
- Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;
-Коррекционно – развивающие:
- Развивать речь, мышление, любознательность;
- Развивать умение делать выводы, умозаключения;
Коррекционно – воспитательные:
- Воспитывать экологическую культуру;
- Воспитывать аккуратность при работе.
Публикация «Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе для детей с ОНР „Водица — сестрица“» размещена в разделах
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
Оборудование: прозрачные пластиковые стаканчики, емкости разной формы, мука, соль, сахар, аскорбиновая кислота, молоко, картинка, краски, кисточка, вата, носовой платок, воронка, растительное масло, пипетка, травяной настой, масло мяты, салфетки, аудиозапись «Вода», трубочки коктейльные, кувшин с водой.
Методы и приемы: Словесный, наглядный, практический, игровой, исследовательский, организационный момент, художественное слово, загадывание загадки, объяснение, опыты и эксперименты, сюрпризный
Организация детей : дети свободно располагаются вокруг стола для опытов и исследования.
Ход занятия
Звучит запись журчания ручейка. Воспитатель читает стихотворение:
Воду нужно уважать —
Это должен каждый знать!
Совершенно не секрет —
Без воды нам жизни нет!
Ни умыться, ни напиться,
И не сможем насладиться
Ни природой, ни пейзажем
Без воды угаснет каждый!
Воспитатель: Ребята, для чего нужна вода?
Дети: Чтобы пить, готовить еду, умываться.
Воспитатель: Кому нужна вода?
Дети: Людям, животным, растениям
Воспитатель: А хотите больше узнать о воде?
Дети: Да, хотим.
Воспитатель: Тогда проходите вот к этому столу, где нас ждут различные предметы для исследования воды.
Опыт «Какой формы вода?»
На столе лежит кубик и шарик.
Воспитатель: Ребята, какой формы эти предметы.
Дети: Кубик квадратный, а шарик круглый.
Воспитатель: Правильно, а имеет ли форму вода мы сейчас узнаем, проведя опыт. Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.
Вывод: Итак, вода не имеет формы, она принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На дороге они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная.
Воспитатель:Продолжим изучение воды.
Давайте теперь узнаем её цвет.
Опыт «Какого цвета вода?»
Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку?
Дети: Да.
Воспитатель: А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили?
Дети: За стаканом с молоком картинку не видно.
Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит вода прозрачная жидкость.
Воспитатель: Прозрачную воду можно сделать непрозрачной.
Опыт : «Как сделать прозрачную воду непрозрачной.»
Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден. Итак, делаем вывод, что прозрачную воду можно сделать непрозрачной, добавив в неё краску.
Воспитатель: А есть ли у воды вкус (раздает коктейльные трубочки)
Детипопробовав воду отвечают: Нет.
Опыт : «Вода – растворитель.»
Педагог предлагает одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль, третьему – аскорбиновую кислоту. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус.
Воспитатель:Что изменилось?
Дети:У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая.
Вывод: своего вкуса у воды нет. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду?
Дети: Они растворились.
Воспитатель:А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло.
Двое детей выполняют это задание.
Воспитатель: Ребята. Пока мука и масло растворяются, давайте мы с вами отдохнем.
Физкультминутка: «К речке быстрой»
К речке быстрой мы спустились,
(шагаем на месте)
Наклонились и умылись.
(наклоны вперед, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре,
(хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились.
(встряхиваем руками)
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс.
(круги двумя руками вперед)
Одной, другой – это кроль.
(круги руками вперед поочередно)
Все, как один, плывем как дельфин.
(прыжки на месте)
Вышли на берег крутой
(шагаем на месте)
И отправились домой.
Воспитатель: Отдохнули?Давайте вернёмся к столу и продолжим исследование воды. Обратите внимание на стакан, где растворяли муку. Что же мы видим?
Дети: Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Также не растворяется масло, оно плавает на поверхности. Вывод: не все вещества могут растворяться в воде.
Воспитатель: Ребята, понюхайте воду, есть ли у неё запах?
Дети: Нет, она ничем не пахнет.
Воспитатель: Размешайте в воде травяной настой и мятные капли. И снова понюхайте воду. Что произошло с водой?
Дети: У воды появился запах.
Воспитатель: Растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды: запах.
Ребята, давайте вспомним сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Что случилось с Иванушкой?
Дети: Козлёночком стал.
Воспитатель: Почему нельзя было пить эту воду?
Дети: Потому, что она грязная.
Воспитатель: Правильно, но бывает такая ситуация, что воды чистой рядом нет, но жизненно важно нужно глотнуть хотя бы глоточек воды. Существуют разные способы очистки воды. С самыми простыми способами, которые вам в жизни могут пригодиться, мы сейчас познакомимся.
Опыт «Фильтрование воды.» Для этого возьмем: воронку, носовой платок, вату и емкости для воды. Вместе с детьми выясняем, как сделать очистительные устройства – фильтры. Итак, если бы Аленушка с Иванушкой знали, что воду можно очистить, пропустив ее через платок, то беды можно было избежать.
Воспитатель проводит речевую игру
«Вода – это…»
Задача: Развивать мышление дошкольников, активизировать их опыт, знания, учить рассматривать один и тот же объект с разных точек зрения.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям определить, какую роль играет вода в жизни животных, растений, людей и др.
«Для растений вода – это…»
«Для людей вода – это…»
«Для животных вода – это…»
Дети: Для растений вода – это жизнь, если растения не поливать, они засохнут и погибнут.
Для людей вода – это источник жизни, с помощью воды человек утоляет жажду, готовит еду, стирает, умывается.
Для животных вода тоже источник жизни, они пьют воду, летом купаются и прячутся от жары в водоемах.
Воспитатель: Правильно, ребята, вода всем очень нужна, она дает жизнь и здоровье. А теперь я покажу вам фокусы с водой.
Фокусы с водой:
В стакан с водой опускаем иголку. Как можно достать иголку не замочив при этом руки? (С помощью магнита.)
В стакане с водой плавает небольшой предмет. Как его можно достать, не замочив руки? Опускать в стакан с водой мелкие камешки до тех пор, пока вода не польется через край, и предмет сам упадет на стол. Тогда его просто можно взять со стола.
Итог занятия
Воспитатель: Понравилось вам сегодня наше занятие? О каких свойствах воды вы узнали?
Дети: Вода не имеет собственной формы, она приобретает форму того сосуда, в который её наливают, вода растворитель, но не все вещества в ней растворяются, не имеет цвета, запаха.
Воспитатель молодцы! У меня есть для вас сюрприз, а что это, узнаете когда отгадаете загадку:
Взял я силу из плодов,
Сладких ягод, фруктов.
Для ребят я стать готов
Лучшим из продуктов.
Вы меня побольше пейте,
Наливайте, не жалейте!
Дети: Сок!
Воспитатель: Верно, благодарю вас за то, что вы приняли участие в опытах. (раздает сок).