Анна Калачевская
Занятие по экологии «Сказочные деревья» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое занятие по экологии «Сказочные деревья».
Цель: повысить уровень знаний детей о деревьях.
Задачи:
1. Обучающая: расширять представления о деревьях, формировать знания об особенностях березы, по которым ее можно выделить среди других деревьев,
2 Развивающая: развивать навыки исследовательской деятельности, приобщать к процессу познания, развивать речь, фантазию, наблюдательность, пробуждать интерес к природе.
Публикация «Занятие по экологии „Сказочные деревья“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Чудо-дерево. Волшебные и сказочные деревья
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
3. Воспитывающая: воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе, уметь видеть её красоту, желание сохранять всё живое.
Тип занятия : комбинированное.
Методы организации занятия : словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, игровой, исследовательский, наблюдение, психологический.
Материалы и оборудование: проектор, картинки деревьев, веточки, тетради, музыкальное сопровождение.
Предварительная работа: проведение обучающих занятий, осенняя экскурсия, аппликация, рисование деревьев в разной технике.
I. Подготовительный этап.
-Вы сегодня прекрасно выглядите. Настроение у всех хорошее? Давайте друг другу улыбнемся, чтобы оно стало еще лучше!Сейчас я вам прочитаю отрывок стихотворения одной поэтессы Орловой, а вы внимательно послушайте. Стихотворение называется «Что нельзя купить».
Если деньги накопить,
Можно многое купить-
Дом, одежду и завод,
Самолет и пароход.
Как вы думаете, что имела в виду поэтесса? (ответы детей)
-Теперь дослушайте стихотворение.
Но нельзя купить росу,
Птичье пение в лесу,
И не спрятать в кошелек
Родничок и тополек.
-А теперь, что имела в виду поэтесса?
Вы ответили верно. Молодцы! Ведь совершенно верно: красота, которую дарит нам природа, бесценна. Мы сегодня с вами поговорим о красоте, которую дарит нам природа, будем говорить о деревьях. Мы узнаем, чем отличаются друг от друга деревья и почему их иногда называют «Сказочными».
II. Основной этап.
1 часть.
-Дети, как вы думаете, деревья живые? (Ответы детей).
- Да, живые. Они растут, питаются, размножаются, дышат.
-Чем похожи все деревья? Что есть у всех деревьев?
-Ствол, ветки, листья (иголки, крона (ветки с листьями, корень.
-Чем дышат деревья?
-Листьями. Кто об этом расскажет?
Рассказ детей : дерево вдыхает в себя грязный воздух, который выделяют заводы, машины. А отдаёт кислород – чистый воздух, который нужен всем живым существам.
-Попробуем изобразить деревья : встанем, поднимем руки вверх, в стороны. На что похожи ваши руки? (на ветки) На что похожи ваши пальчики? (листочки) Покажите ствол – туловище. - А где корни? Под землей. - Для чего нужны корни?
-Какие названия деревьев вы знаете?
Загадки.
Разбежались по лужайке
Беззаботной лёгкой стайкой,
Словно девочки – подростки,
Белоствольные (Берёзки).
К речке дерево склонилось.
А склонившись, удивилось:
Как же я красива!
Моё имя (Ива).
Её всегда в лесу найдёшь.
Пойдём гулять и встретим.
Стоит колючая как ёж
Зимою в платье летнем (Ель).
-Ребята, а чем отличаются деревья друг от друга?
-Правильно: размером, формой листьев, корой.
Игра «Чьи детки с ветки?»
Найти листочки к деревьям и назвать их (у доски).
Рассматривание некоторых видов коры (веточки деревьев).
Беседа:
-Какая бывает кора? (гладкая, шершавая, темная, светлая, белая)
-Дети, что находится под корой дерева?
-Древесина.
-Как люди используют древесину?
-Из неё строят дома, делают мебель, различные сувениры – тарелки, ложки, миски, бумагу.
-На изготовление всего этого идут старые деревья. Какие ещё деревья спиливают кроме старых?
-Больные.
-Кто их повреждает?
- Насекомые. Люди.
- Кто лечит деревья? Дятел.
-Кто расскажет нам об этом?
Рассказ ребёнка : «У дятла язычок с зазубринками. Когда он долбит клювом дырки в стволе, то высовывает свой язычок. Насекомые прилипают к нему, и дятел вытаскивает их из ствола».
-Вот так дятел борется с насекомыми.
- Как в народе называют дятла?
-Лесной доктор.
2 часть.
-Ребята, а кора какого дерева очень сильно отличается от других деревьев?
-Кора березы.
-Берёза – единственное в мире дерево с белой корой.
-Хотите узнать, откуда у березок появились черные полосочки?
- Сначала отдохнем.
ФИЗМИНУТКА:
«Наступило утро,
Солнышко проснулось,
И березки к солнцу потянулись. (руки вверх, встать на носочки)
Поздоровались друг с другом,
Наклонившись в стороны. (наклоны в стороны)
С солнцем поздоровались,
Радуясь дню новому. (руки вверх, помахать ими).
На стволе берёзки
Чёрные полоски.
Может чёрным угольком
Кто-то чертит их тайком?
Сказка «Как на берёзках появились чёрные полоски».
Летом в барсучьей норе появился Барсучонок. Он быстро рос и становился самостоятельным. И вот однажды Барсучонок решил один отправиться к речке. На пути к речке стояли большие белые берёзки. Только в те времена на них не было ещё чёрных полосок.
Чтобы малыш не заблудился, Барсучиха нарисовала ему на некоторых берёзках чёрные полоски. Пошёл малыш от одной разрисованной берёзке к другой. Так до речки и добрался. Хорошо Барсучонку, и Барсучихе не страшно его отпускать: не заблудится.
Увидела Лисичка берёзки с чёрными полосками. Удивилась. Понравились они ей! Взяла она уголёк и разрисовала остальные берёзки. И теперь у всех берёзок появились чёрные полоски. Но они от этого ещё краше стали.
А барсучонок совсем вырос. И дорожку к речке хорошо знает.
Примерные вопросы для обсуждения:
-Понравилась сказка?
-Зачем Барсучиха нарисовала на берёзках чёрные полоски?
-Как чёрные полоски помогли Барсучонку?
-Кто еще нарисовал черные полоски на березках? Как вы думаете, почему она это сделала?
- Ребята, для чего берёзе черные черточки?
-Оказывается, берёза дышит через них и называются они чечевички.
Психологический тренинг.
Закрой глаза. Представь себе стройную зелёную берёзку. Подойди к ней. Постой около берёзки. Почувствуй, как её мягкие, гибкие веточки наклоняются к тебе. Они, словно лёгкое, нежное одеяло, укрывают и согревают и тебя. Они отдают тебе своё тепло и добро. Ты становишься сильнее, тебе хочется сделать много разных добрых дел. Поблагодари берёзку за её подарок. Ты спокоен и счастлив. (Т. А Куликовская)
3 часть.
-Сейчас поговорим о том, почему деревья иногда называют сказочными,
какими бывают деревья в разное время года.
Показ слайдов «Осень».
-Почему в осеннюю пору деревья называют сказочными?
Показ слайдов «Зима».
Показ слайдов «Весна».
Показ слайдов «Лето».
(задаются аналогичные вопросы)
-Давайте сделаем вывод. Почему деревья сказочные?
-Они меняются каждое время года.
-Вся природа – это сказочный мир! Мы не перестаем удивляться красотой природы!
III. Заключительная часть.
Работа в тетради.
-Сейчас, после просмотра, вы поделитесь своими впечатлениями о красоте деревьев. Вы можете изобразить дерево в любое время года.
(Дети рисуют, потом рассказывают, какое дерево изобразили и в какое время года).
- Ребята, вам понравилось занятие?
-Что вы запомнили?
-Давайте расскажем о нашем настроении.
Рефлексия «Солнышко».
На доске Солнышко и отдельно голубые и желтые лучики.
- Кто чувствовал себя хорошо на занятии, кому понравилось- прикрепите к солнышку желтые лучики. Кому сегодня было не интересно на занятии, прикрепите к солнышку синие лучики.
-Я хочу дать вам напутствие.
-Очень важно, дети, чтобы нас окружало много деревьев. Воздух бывает чистым и свежим там, где растет много зеленых друзей. Деревья и цветы украшают нашу природу, улицы и дворы.
Каждое дерево нужно беречь,
Возле деревьев костров не жечь!
Если напрасно дерево срубишь,
Станешь беднее, богаче не будешь!
С рощей зеленой дышится краше,
Зелень вокруг – здоровье наше!