Екатерина Новожилова
Конспект занятия по экологии «Зимние явления в природе» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по экологии «Зимние явления в природе» для детей 5–6 лет
Екатерина Новожилова
Конспект занятия по экологии «Зимние явления в природе» для детей 5–6 лет.
Цель: расширение представлений детей о зимних явлениях в природе.
Задачи:
• закрепить с детьми признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом;
Публикация «Конспект занятия по экологии „Зимние явления в природе“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Погода и природные явления
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
• закреплять знания о зимних месяцах;
• развивать мышление, слуховое и зрительное внимание, связную речь;
• Учить находить зимние признаки самостоятельно;
• развивать умение детей давать развёрнутые ответы, развивать воображение детей.
• воспитывать интерес к изучению природы, любовь к ней, умение видеть красоту окружающего мира.
Словарная работа: снегопад, метель, иней, вьюга, изморозь, наст, оттепель, гололедица, туман.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций на тему «Зима», беседы с детьми о зиме, о правилах безопасности зимой, разучивание стихов о зиме, подделки на тему «Зимние забавы».
Оборудование: мультимедийный проектор, проекционный экран, ноутбук, презентация на тему «Зимние явления в природе».
Ход занятия:
1. Организационный момент.
«Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица –
Белокожа, белолица.
Как махнула рукавом –
Всё покрыла серебром».
Воспитатель: Ребята, послушайте загадки.
1)Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима)
2)Все его зимой боятся,
Больно может он кусать
Прячьте уши, щёки,
Ведь на улице (мороз).
3)С неба он летит зимой,
Не ходи теперь босой.
Знает каждый человек,
Что всегда холодный (снег).
4)Он когда-то был водой
Но сменил вдруг облик свой
И теперь Новый год
На реке мы видим (лёд).
5)В это время года
Ложится спать природа,
Укрывшись белоснежным
Пушистым снегом нежным.
В снегу деревья и дома,
Мы говорим: «Пришла … (зима!».
Воспитатель: Правильно. Ребята, какое сейчас время года? А как вы догадались? Какие приметы зимы вы знаете? А какие зимние месяцы существуют? С какого месяца начинается зима?С какого месяца начинается год? А каким месяцем зима заканчивается?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы! Я хочу рассказать вам о зимних явлениях природы, некоторые из них вы уже знаете.
2. Просмотр презентации «Зимние явления в природе».(1 слайд)
Воспитатель: Давайте посмотрим зимние пейзажи. Посмотрите, пожалуйста, какая красота! (слайд №2).
Воспитатель: Ребята, это зимние месяцы (слайд №3). Здесь изображены зимние явления : снегопад, метель, вьюга. (слайд №4, 5, 6)
Воспитатель: Но зимой бывает и так, что становится теплее, снежок подтаивает. На снегу образуется твердая корочка «наст» (слайд №7). На крышах и деревьях появляются сосульки (слайд №8). Такое состояние погоды называется «Оттепель».
(слайд №9). Гололед – это слой плотного льда, образовавшийся на поверхности земли, тротуарах, проезжей части улицы и на предметах (деревьях, проводах и т. д.)
(слайд №10). Воздушный пар превращается в капельки воды, когда остывает. Это и есть туман.
Мелкий дождик называется изморозь (слайд №11). Когда заканчивается изморозь и ночью немного подмораживает, на деревьях и кустарниках появляется красивый иней (слайд №12).
3. Физминутка.
Дружно, чётко мы шагаем, зиму весело встречаем.
Надо нам лопатки взять, снег с дорожек убирать.
Ну а снег метёт, метёт, отдохнуть нам не даёт.
А деревья за окном спят волшебным тихим сном.
Зайчик скачет на опушке, чтобы не замёрзли ушки.
А медведь в берлоге спит,
Сладко мишенька сопит.
Чтоб в мороз не замерзать, надо птичкам полетать.
4. Игры.
1)Дидактическая игра «Что лишнее?»
Воспитатель: А теперь давайте поиграем в дидактическую игру «Что лишнее?» (среди разных картинок надо выбрать только те, которые относятся к зиме).
2)Дидактическая игра «Зимние слова».
Дети хлопают в ладоши, если слышат слова, связанные с зимой (снежинка, жара, Новый год, мороз, клубника, санки, листопад, лёд, снегопад).
3)Дидактическая игра «Бывает – не бывает».
Если дети согласны, то хлопают в ладоши.
( воспитатель называет: падает снег; летают бабочки; цветут одуванчики; наряжают ёлку; лепят снеговика; рисуют мелом на асфальте; загорают на пляже; катаются с горки и др.).
5. Экспериментальная деятельность.
А сейчас ребята, мы с вами отправимся в снежную лабораторию, в которой происходят чудеса со снегом и льдом.
Воспитатель вносит две ё мкости: со снегом и льдом.
Воспитатель: Ребята, какой снег? (дети рассматривают и трогают снег и лёд).
Ответы детей :Холодный, белый, пушистый, мягкий и др.
Воспитатель: А какой лёд?
Ответы детей :Холодный, твёрдый, прозрачный, хрупкий и т. д.
Воспитатель: Чем они похожи?
Ответы детей :Это замерзшая вода; и снег и лёд холодные; бывают только зимой.
Воспитатель: Чем снег и лёд отличаются?
Ответы детей :Снег мягкий, а лёд твёрдый; снег не прозрачный, из него можно лепить, а изо льда нельзя и т. д.
Воспитатель: Ребята, что происходит со снегом и льдом в теплом помещении?
Ответы детей : Снег и лед начинают таять.
Воспитатель: А что произойдет, если еще чуть-чуть подождать?
Ответы детей : Снег и лед превратятся в воду.
Воспитатель: Правильно, ребята, от снега и льда останется одна вода. А что будет, если мы эту воду нальем в стаканчик и поставим на мороз?
Ответы детей : Вода замерзнет и превратится в лед.
(Дети сливают воду от растаявшего снега и льда в стаканчики и выносят на улицу).
5. Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, о чем мы сегодня с вами беседовали? Что нового узнали? Чем понравилось заниматься? Какие зимние явления вы уже знали? О каких зимних явлениях вы узнали сегодня?
Ответы детей.
Воспитатель: Дети, вы сегодня были внимательны, узнали много нового и закрепили свои знания о зимних явлениях природы. На этом мы заканчиваем наше занятие. Всем спасибо!