Татьяна Шалаева
Инновационный проект по экологии «Эколята-дошколята» для детей 5–7 лет и родителей воспитанников ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по экологии «Эколята – дошколята»
или практическая (прикладная) экология для дошкольников.
Воспитатель 1 квалификационной категории
Шалаева Т. В.
Целевая группа:
Проект реализован в 2016 – 2017 и в 2017– 2018 учебных годах.
Публикация «Инновационный проект по экологии „Эколята-дошколята“ для детей 5–7 лет и родителей воспитанников ДОУ» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Эколята - защитники природы. Проекты
- Темочки
Проект направлен на работу с детьми 5 - 7 лет и родителей (законных представителей) воспитанников.
Актуальность проекта :
В современном мире проблемы экологического воспитания стали очень важны и вышли на первый план, и им уделяют все больше и больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто расточительная, безграмотная, безответственная с экологической точки зрения, ведущая к нарушению экологического баланса на всей планете. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в целенаправленно, осознанно, гармонично развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие человека с природой осуществимо при наличии в каждом из нас достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с раннего детства и продолжается всю жизнь.
Дошкольный возраст – очень важный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе положительное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно - экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Поэтому очень важно разбудить у дошкольников интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Паспорт проекта :
Тип проекта : информационно - практико - ориентированный, групповой, экологической направленности.
Продолжительность: долгосрочный, рассчитан на 2 года.
Цель проекта :
Формирование системы экологических представлений о природе у детей дошкольного возраста, создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры.
Задачи проекта :
1. Развивать у детей гуманистическое отношение к миру, интерес, эмоциональную восприимчивость к миру природы, стремление любить и охранять природу.
2. Приобщать дошкольников к экологической культуре на основе экологических представлений о растениях, животных, людях, как живых существах, придерживаясь принципа научности. Расширять и углублять биологические и экологические знания, в том числе о природе Ставропольского края.
3. Подводить детей к пониманию необходимости экологически-правильного отношения к природе. Оказание помощи в освоении навыков наблюдения и экспериментирования, пробуждении творческого начала.
4. Формировать экологическую воспитанность у дошкольников :
- развивать экологические представления, правила поведения в ней и знания о ценности природы;
- прививать навыки пользования научно - познавательной, справочной и художественной литературой, как источником получения новых знаний;
- обучать практически - ориентированным действиям с объектами природы;
- создать условия для накопления детьми эмоционально-позитивного опыта общения с природой; участие в экологических акциях и проектах.
5. Развивать взаимопонимание и взаимопомощь между детьми, педагогами, родителями, потребность в постоянном саморазвитии экологической культуры.
ПРОБЛЕМА:
Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе, могут вывести планету и человечество из критического состояния экологической катастрофы. Таким образом, проблема экологического образования подрастающего поколения - актуальная и главная задача ДОУ.
Условия реализации проекта :
Проект реализован воспитателем первой квалификационной категории, работающими с детьми 5-7 лет.
Проект реализовывался в группе и на территории ДОУ. Созданная предметно-пространственная развивающая среда соответствовала требованиям ФГОС ДО. Специальных требований к помещению и оборудованию не предъявляется. В групповом помещении использовались все зоны для реализации детских видов деятельности. На территории ДОУ - экологическая тропа (включающая объекты живой и неживой природы для наблюдения и практической деятельности, экологическая веранда (включающая объекты неживой природы - камни, земля, песок, шишки, мох, и т. д)
Используемые инновационные технологии и методики:
1. Воскобович В. В., Харько Т. Г. Сказочные лабиринты игры: игровая технология интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет. – СПб., 2009.
2. Воскобович В. В. игровая технология интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры» : методическое пособие / В. В. Воскобович, Н. А. Мёдова. Е. Д. Файзуллаева и др. ; под ред. Л. С. Вакуленко, О. М. Вотиновой. – Санкт-Петербург: ООО «Развивающие игры Воскобовича», КАРО, 2017. – 352 с. : ил.
3. Рыжова Н. А. Программа «Наш дом – природа». – М. : «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2005. – 192с. : ил.
Диагностические задания были использованы с учетом программы "Наш дом - природа" Н. А. Рыжовой.
Ожидаемые результаты:
У детей :
- будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;
- увидят взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым;
- появится интерес к явлениям и объектам природы;
Педагоги:
- повысится экологическая культура педагогов, появится понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников;
- приобретение педагогами нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства;
- повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей.
- пополнится развивающая среда в группе;
Родители :
- повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей;
- обогащение уровня экологических знаний родителей;
- возможность участвовать в совместных экологических проектах.
- создание единого воспитательно - образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников;
Предварительная работа:
1. Определение темы, цели, задач проекта.
2. Определение объёма знаний детей об экологии и ее значении.
3. Подбор пособий, материала и атрибутов по теме проекта.
4. Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с проведением проекта на родительском собрании.
5. Анкетирование родителей.
1 этап - подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов.
С родителями проводилось анкетирование с целью выявления значимости семейного экологического воспитания и знаний о проблемах экологии. Опрос родительской общественности в начале реализации проекта показал :
- 100% согласны с тем, что на земле существуют серьёзные экологические проблемы;
- 70% родителей считают, что экологическое состояние окружающей среды не зависит от них;
- 80% родителей уверены, что их ребёнок не может повлиять на состояние экологии ближайшего окружения.
Результаты анкетирования после реализации проекта следующие :
- 100% согласны с тем, что на земле существуют серьёзные экологические проблемы;
- 30% родителей считают, что экологическое состояние окружающей среды не зависит от них;
- 35% родителей уверены, что их ребёнок не может повлиять на состояние экологии ближайшего окружения.
С воспитанниками проводилась вводная, промежуточная и итоговая педагогическая диагностика. Диагностика включала следующие критерии - познавательная активность, мотивация, экологическая образованность, навыки практической экологии. Определяли уровни формирования критериев - высокий, средний, низкий. Высокий уровень, если ребенок самостоятельно выполняет предложенные задания. Средний уровень, если воспитанник при выполнении задания частично прибегает к помощи взрослого. Низкий уровень, если воспитанник с помощью взрослого с трудом выполняет или не выполняет предложенные задания.
Результаты вводной диагностики:
- познавательная активность: высокий уровень - 19%, средний уровень- 38%, низкий уровень - 43%;
- мотивация: высокий уровень - 12%, средний уровень- 38%, низкий уровень - 50%;
- экологическая образованность : высокий уровень - 31%, средний уровень- 44%, низкий уровень - 25%;
- навыки практической экологии : высокий уровень - 12%, средний уровень- 32%, низкий уровень - 56%.
Результаты итоговой диагностики:
- познавательная активность: высокий уровень - 44%, средний уровень- 50%, низкий уровень - 6%;
- мотивация: высокий уровень - 37%, средний уровень- 57%, низкий уровень - 6%;
- экологическая образованность : высокий уровень - 50%, средний уровень- 50%, низкий уровень - 0%;
- навыки практической экологии : высокий уровень - 44%, средний уровень- 56%, низкий уровень - 0%.
2 этап практический:
Для реализации проекта педагог Шалаева Т. В. привлекла социальных партнеров - представителей библиотечных систем, представителей МКУ ДО Межрайонной, территориальной Станции Юных Натуралистов города-курорта Кисловодска, представителей профессий, работа которых связана с экологией региона.
Практическая проектная деятельность организуется с детьми, родителями, социальными партнерами и реализуется в подпроектах. Длительность подпроектов определяется педагогами в зависимости от поставленных задач и планируемой практической природоохранной деятельности с воспитанниками. Работа с детьми включает все виды детской деятельности (игровая, трудовая, познавательно - исследовательская, опытно-экспериментальная, продуктивная, музыкальная, чтение литературы и т. д.).
Формы работы с детьми - различные виды игр экологического содержания (дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные и т. д., чтение художественной и научно-популярной литературы, экологические акции, экологические десанты, труд в природе, наблюдения, создание детских рукописных книг, рисование, лепка, аппликация, слушание музыки, целевые прогулки, экскурсии в Национальный Кисловодский парк и на Станцию Юных Натуралистов и др.
Формы работы с родителями направлены на их экологическое просвещение и оказание помощи в подготовке к экологическим мероприятиям : конкурсам, выставкам, акциям, походам выходного дня. Формы работы с социальными партнерами направлены на обогащение предметно-пространственной развивающей среды, реализацию программ экологической направленности, развитие интеллектуальных и творческих способностей воспитанников.
Проект является средством решения задач образовательной области "Познавательное развитие" реализуемой основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ д/с № 1 «Солнышко».
Проект может быть реализован в совокупности с другими методиками для повышения эффективности деятельности, в том числе, с учетом регионального компонента.
3 этап – заключительный:
Проведение викторины: «Любители природы»
Создание стенда в ДОУ «Эколята - дошколята спешат на помощь природе».
Участие в городском конкурсе стендов экологической направленности.
Результаты проекта :
1. В ходе реализации проекта была создана предметно – пространственная развивающая среда:
•реконструирована экологическая тропа на территории ДОУ – внесены новые объекты для наблюдений и практической деятельности;
•создание «Аллеи птиц», на которой наблюдение за птицами и их кормление осуществляют все воспитанники ДОУ;
•совместно со станцией Юных Натуралистов проводятся экскурсии с посещением территории парка и общением детей с животными, содержащиеся на территории СЮН. Взаимодействие с объектами позволяет формировать познавательный экологический интерес и мотивировать поисково-исследовательскую, опытно- экспериментальную деятельность воспитанников.
•размещение на участке группы арт - объектов, созданных родителями воспитанников.
2. Пополнение методической копилки педагогов:
•разработана и изготовлена рукотворная Красная Книга Ставропольского края;
•разработана серия авторских конспектов НОД экологического содержания;
•созданы информационные буклеты для экологического просвещения родителей воспитанников;
3. Результаты воспитанников к концу реализации проекта :
- познавательная активность: высокий уровень- увеличение на 25%, средний уровень- увеличение на 12%, низкий уровень - уменьшение на 44%;
- мотивация: высокий уровень -увеличение на 25%, средний уровень- увеличение на 12%, низкий уровень- уменьшение на 19%;
- экологическая образованность : высокий уровень- увеличение на 19%, средний уровень- увеличение на 6%, низкий уровень- уменьшение на 25%;
- навыки практической экологии : высокий уровень - увеличение на 32%, средний уровень- увеличение на 24%, низкий уровень- уменьшение на 56%.