Получи документы

Инновационный проект по экологии «Эколята-дошколята» для детей 5–7 лет и родителей воспитанников ДОУ

Татьяна Шалаева
Инновационный проект по экологии «Эколята-дошколята» для детей 5–7 лет и родителей воспитанников ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Проект по экологии «Эколята – дошколята»

или практическая (прикладная) экология для дошкольников.

Воспитатель 1 квалификационной категории

Шалаева Т. В.

Целевая группа:

Проект реализован в 2016 – 2017 и в 2017– 2018 учебных годах.

Публикация «Инновационный проект по экологии „Эколята-дошколята“ для детей 5–7 лет и родителей воспитанников ДОУ» размещена в разделах

Проект направлен на работу с детьми 5 - 7 лет и родителей (законных представителей) воспитанников.

Актуальность проекта :

В современном мире проблемы экологического воспитания стали очень важны и вышли на первый план, и им уделяют все больше и больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто расточительная, безграмотная, безответственная с экологической точки зрения, ведущая к нарушению экологического баланса на всей планете. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в целенаправленно, осознанно, гармонично развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие человека с природой осуществимо при наличии в каждом из нас достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с раннего детства и продолжается всю жизнь.

Дошкольный возраст – очень важный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе положительное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно - экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Поэтому очень важно разбудить у дошкольников интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Паспорт проекта :

Тип проекта : информационно - практико - ориентированный, групповой, экологической направленности.

Продолжительность: долгосрочный, рассчитан на 2 года.

Цель проекта :

Формирование системы экологических представлений о природе у детей дошкольного возраста, создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры.

Задачи проекта :

1. Развивать у детей гуманистическое отношение к миру, интерес, эмоциональную восприимчивость к миру природы, стремление любить и охранять природу.

2. Приобщать дошкольников к экологической культуре на основе экологических представлений о растениях, животных, людях, как живых существах, придерживаясь принципа научности. Расширять и углублять биологические и экологические знания, в том числе о природе Ставропольского края.

3. Подводить детей к пониманию необходимости экологически-правильного отношения к природе. Оказание помощи в освоении навыков наблюдения и экспериментирования, пробуждении творческого начала.

4. Формировать экологическую воспитанность у дошкольников :

- развивать экологические представления, правила поведения в ней и знания о ценности природы;

- прививать навыки пользования научно - познавательной, справочной и художественной литературой, как источником получения новых знаний;

- обучать практически - ориентированным действиям с объектами природы;

- создать условия для накопления детьми эмоционально-позитивного опыта общения с природой; участие в экологических акциях и проектах.

5. Развивать взаимопонимание и взаимопомощь между детьми, педагогами, родителями, потребность в постоянном саморазвитии экологической культуры.

ПРОБЛЕМА:

Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе, могут вывести планету и человечество из критического состояния экологической катастрофы. Таким образом, проблема экологического образования подрастающего поколения - актуальная и главная задача ДОУ.

Условия реализации проекта :

Проект реализован воспитателем первой квалификационной категории, работающими с детьми 5-7 лет.

Проект реализовывался в группе и на территории ДОУ. Созданная предметно-пространственная развивающая среда соответствовала требованиям ФГОС ДО. Специальных требований к помещению и оборудованию не предъявляется. В групповом помещении использовались все зоны для реализации детских видов деятельности. На территории ДОУ - экологическая тропа (включающая объекты живой и неживой природы для наблюдения и практической деятельности, экологическая веранда (включающая объекты неживой природы - камни, земля, песок, шишки, мох, и т. д)

Используемые инновационные технологии и методики:

1. Воскобович В. В., Харько Т. Г. Сказочные лабиринты игры: игровая технология интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет. – СПб., 2009.

2. Воскобович В. В. игровая технология интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры» : методическое пособие / В. В. Воскобович, Н. А. Мёдова. Е. Д. Файзуллаева и др. ; под ред. Л. С. Вакуленко, О. М. Вотиновой. – Санкт-Петербург: ООО «Развивающие игры Воскобовича», КАРО, 2017. – 352 с. : ил.

3. Рыжова Н. А. Программа «Наш дом – природа». – М. : «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2005. – 192с. : ил.

Диагностические задания были использованы с учетом программы "Наш дом - природа" Н. А. Рыжовой.

Ожидаемые результаты:

У детей :

- будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;

- увидят взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым;

- появится интерес к явлениям и объектам природы;

Педагоги:

- повысится экологическая культура педагогов, появится понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников;

- приобретение педагогами нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства;

- повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей.

- пополнится развивающая среда в группе;

Родители :

- повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей;

- обогащение уровня экологических знаний родителей;

- возможность участвовать в совместных экологических проектах.

- создание единого воспитательно - образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников;

Предварительная работа:

1. Определение темы, цели, задач проекта.

2. Определение объёма знаний детей об экологии и ее значении.

3. Подбор пособий, материала и атрибутов по теме проекта.

4. Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с проведением проекта на родительском собрании.

5. Анкетирование родителей.

1 этап - подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов.

С родителями проводилось анкетирование с целью выявления значимости семейного экологического воспитания и знаний о проблемах экологии. Опрос родительской общественности в начале реализации проекта показал :

- 100% согласны с тем, что на земле существуют серьёзные экологические проблемы;

- 70% родителей считают, что экологическое состояние окружающей среды не зависит от них;

- 80% родителей уверены, что их ребёнок не может повлиять на состояние экологии ближайшего окружения.

Результаты анкетирования после реализации проекта следующие :

- 100% согласны с тем, что на земле существуют серьёзные экологические проблемы;

- 30% родителей считают, что экологическое состояние окружающей среды не зависит от них;

- 35% родителей уверены, что их ребёнок не может повлиять на состояние экологии ближайшего окружения.

С воспитанниками проводилась вводная, промежуточная и итоговая педагогическая диагностика. Диагностика включала следующие критерии - познавательная активность, мотивация, экологическая образованность, навыки практической экологии. Определяли уровни формирования критериев - высокий, средний, низкий. Высокий уровень, если ребенок самостоятельно выполняет предложенные задания. Средний уровень, если воспитанник при выполнении задания частично прибегает к помощи взрослого. Низкий уровень, если воспитанник с помощью взрослого с трудом выполняет или не выполняет предложенные задания.

Результаты вводной диагностики:

- познавательная активность: высокий уровень - 19%, средний уровень- 38%, низкий уровень - 43%;

- мотивация: высокий уровень - 12%, средний уровень- 38%, низкий уровень - 50%;

- экологическая образованность : высокий уровень - 31%, средний уровень- 44%, низкий уровень - 25%;

- навыки практической экологии : высокий уровень - 12%, средний уровень- 32%, низкий уровень - 56%.

Результаты итоговой диагностики:

- познавательная активность: высокий уровень - 44%, средний уровень- 50%, низкий уровень - 6%;

- мотивация: высокий уровень - 37%, средний уровень- 57%, низкий уровень - 6%;

- экологическая образованность : высокий уровень - 50%, средний уровень- 50%, низкий уровень - 0%;

- навыки практической экологии : высокий уровень - 44%, средний уровень- 56%, низкий уровень - 0%.

2 этап практический:

Для реализации проекта педагог Шалаева Т. В. привлекла социальных партнеров - представителей библиотечных систем, представителей МКУ ДО Межрайонной, территориальной Станции Юных Натуралистов города-курорта Кисловодска, представителей профессий, работа которых связана с экологией региона.

Практическая проектная деятельность организуется с детьми, родителями, социальными партнерами и реализуется в подпроектах. Длительность подпроектов определяется педагогами в зависимости от поставленных задач и планируемой практической природоохранной деятельности с воспитанниками. Работа с детьми включает все виды детской деятельности (игровая, трудовая, познавательно - исследовательская, опытно-экспериментальная, продуктивная, музыкальная, чтение литературы и т. д.).

Формы работы с детьми - различные виды игр экологического содержания (дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные и т. д., чтение художественной и научно-популярной литературы, экологические акции, экологические десанты, труд в природе, наблюдения, создание детских рукописных книг, рисование, лепка, аппликация, слушание музыки, целевые прогулки, экскурсии в Национальный Кисловодский парк и на Станцию Юных Натуралистов и др.

Формы работы с родителями направлены на их экологическое просвещение и оказание помощи в подготовке к экологическим мероприятиям : конкурсам, выставкам, акциям, походам выходного дня. Формы работы с социальными партнерами направлены на обогащение предметно-пространственной развивающей среды, реализацию программ экологической направленности, развитие интеллектуальных и творческих способностей воспитанников.

Проект является средством решения задач образовательной области "Познавательное развитие" реализуемой основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ д/с № 1 «Солнышко».

Проект может быть реализован в совокупности с другими методиками для повышения эффективности деятельности, в том числе, с учетом регионального компонента.

3 этап – заключительный:

Проведение викторины: «Любители природы»

Создание стенда в ДОУ «Эколята - дошколята спешат на помощь природе».

Участие в городском конкурсе стендов экологической направленности.

Результаты проекта :

1. В ходе реализации проекта была создана предметно – пространственная развивающая среда:

•реконструирована экологическая тропа на территории ДОУ – внесены новые объекты для наблюдений и практической деятельности;

•создание «Аллеи птиц», на которой наблюдение за птицами и их кормление осуществляют все воспитанники ДОУ;

•совместно со станцией Юных Натуралистов проводятся экскурсии с посещением территории парка и общением детей с животными, содержащиеся на территории СЮН. Взаимодействие с объектами позволяет формировать познавательный экологический интерес и мотивировать поисково-исследовательскую, опытно- экспериментальную деятельность воспитанников.

•размещение на участке группы арт - объектов, созданных родителями воспитанников.

2. Пополнение методической копилки педагогов:

•разработана и изготовлена рукотворная Красная Книга Ставропольского края;

•разработана серия авторских конспектов НОД экологического содержания;

•созданы информационные буклеты для экологического просвещения родителей воспитанников;

3. Результаты воспитанников к концу реализации проекта :

- познавательная активность: высокий уровень- увеличение на 25%, средний уровень- увеличение на 12%, низкий уровень - уменьшение на 44%;

- мотивация: высокий уровень -увеличение на 25%, средний уровень- увеличение на 12%, низкий уровень- уменьшение на 19%;

- экологическая образованность : высокий уровень- увеличение на 19%, средний уровень- увеличение на 6%, низкий уровень- уменьшение на 25%;

- навыки практической экологии : высокий уровень - увеличение на 32%, средний уровень- увеличение на 24%, низкий уровень- уменьшение на 56%.

Публикации по теме:

Центр «Эколята-дошколята» в группе дошкольного возраста (6–7 лет)Центр «Эколята-дошколята» в группе дошкольного возраста (6–7 лет) Цель: формирование у детей дошкольного возраста осознанного понимания взаимосвязей всего живого и неживого в природе. Задачи: • Развивать.

Проект по экологии в подготовительной группе детского сада «Мы веселые ребята — эколята-дошколята»Проект по экологии в подготовительной группе детского сада «Мы веселые ребята — эколята-дошколята» Краткая аннотация к проекту: Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования.

Проект «Эколята — дошколята» Раздел 1 Паспорт проекта Полное наименование проекта Проект «Эколята-дошколята» Разработчик проекта Московкина Галина Владимировна, воспитатель.

Тематическая неделя по экологии «Эколята-дошколята» Воспитатель: Томме Лариса Васильевна «Эколята – дошколята» В рамках реализации Проекта предусматривается разносторонняя деятельность в дошкольном.

Уголок экологии «Эколята — дошколята» в подготовительной группе .

Выступление агитбригады по экологии «Эколята-дошколята» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида Детский сад № 9 "Аленушка" города Бирска муниципального.

Эколята-дошколята. Экологический уголок в ДОУЭколята-дошколята. Экологический уголок в ДОУ Экологическое воспитание – это новое направление дошкольной педагогики, поэтому наш педагогический коллектив постоянно занимается самообразованием,.

Эколята-дошколята. Экологический уголок в ДОУ «Эколята - Молодые защитники Природы» Воспитатели: Болгова О. С., Гребенкина С. В., Коваленко Л. А. Экологический уголок – это одно из условий.

Экологический проект «Эколята-дошколята»Экологический проект «Эколята-дошколята» .

Оформление уголка в ДОУ «Эколята-дошколята»Оформление уголка в ДОУ «Эколята-дошколята» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 246» Педагоги: старший воспиттель Асташенко Г. В. воспитатель Азимова.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инновационный проект по экологии «Эколята-дошколята» для детей 5–7 лет и родителей воспитанников ДОУ
Опубликовано: 17 февраля 2019 в 13:41
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Инновационный проект по экологии «Эколята-дошколята» для детей 5–7 лет и родителей воспитанников ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Шалаева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД