Марина Васильевна Елецких
Познавательно-исследовательский проект по экологии «Юный исследователь» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание проекта
1. Название проекта
2. Руководители проекта
3. Интеграция образовательных областей
4. Вид проекта
5. Продолжительность проекта
6. Участники проекта
7. Цель проекта
8. Задачи проекта
9. Актуальность проекта
10. Механизм реализации проекта
11. Продукт проекта
12. Календарный план реализации проекта
Публикация «Познавательно-исследовательский проект по экологии „Юный исследователь“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Проекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2018
13. Предполагаемые результаты проекта
14. Роль родителей в реализации проекта
15. Календарно-тематическое планирование проекта
16. Проблема
17. Смета проекта
18. Опыт реализации проекта
19. Список используемой литературы
20. Приложение
Паспорт проекта
1. Название проекта : «Юный исследователь»
2. Руководитель проекта : воспитатель МБДОУ №2 «Ромашка» Елецких М. В.
3. Интеграция образовательных областей:
- Социально – коммуникативное развитие;
- Познавательное развитие;
- Речевое развитие;
- Физическое развитие;
- Художественно – эстетическое развитие;
4. Вид проекта : познавательно-исследовательский
5. Продолжительность проекта : краткосрочный (1 неделя).
6. Участники проекта : воспитатель старшей группы №3 «Почемучки», воспитанники группы и их родители.
7. Цель проекта : Формирование экологической культуры старших дошкольников через ознакомление с явлениями природы.
8. Задачи проекта :
1. Учить детей понимать и оценивать природные явления, их влияние на человека, растения и животных.
2. Развивать познавательную активность, способность устанавливать причинно - следственные связи между поведением животных, растений и погодными явлениями.
3. Воспитывать бережное отношение к родной природе, учить видеть красоту в каждом её проявлении.
4. Организовать сотрудничество с родителями.
9. Актуальность проекта :
Актуальность проекта в том, что: чем больше мы узнаём природу, тем больше мы начинаем любить её. Познание природы, проникновение в её причинно-следственные связи между объектами и явлениями развивает мышление и способность к формированию научного мировоззрения. Приобретённые в детстве умения видеть и слушать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию интересов. Необходимо научить детей беречь и любить природу.
10. Механизм реализации проекта :
Для работы над проектом создана содержательная предметно-пространственная развивающая среда, способствующая возникновению интереса к окружающему миру.
Огромную роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, что в свою очередь способствует развитию любознательности. Одно из определений любознательности в «Словаре по общественным наукам» звучит, как «активный интерес к окружающему миру, к явлениям, к людям», и задача педагогов развивать это «активный интерес».
В литературном уголке хранится детская художественная литература, в том числе книжки - раскладушки; книжки - панорамы.
Создан уголок искусства для самостоятельной художественной деятельности детей, где подобраны разнообразные дидактические игры.
Экологическое образование будет более эффективным, если изучать природу не только по картинкам и фотографиям, но и через эмоциональное восприятие деревьев, трав, закатов, рассветов, через прямой контакт ребенка с природой.
В любом городе, поселке есть интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомые, птицы. Изучать их лучше в процессе проектно-исследовательской деятельности - это один из перспективных и эффективных методов обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения, в данном случае в области экологического воспитания.
1 этап - подготовительный:
Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет – ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного материала.
Разработка содержания проекта : «Юный исследователь»
Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
Выстраивание единого педагогического процесса: подбор материала для работы с детьми, совместные мероприятия ДОУ и родителей.
2. этап – основной:
Создание условий, способствующих формированию экологической культуры старших дошкольников.
Реализация мероприятий, способствующих формированию экологической культуры старших дошкольников.
3. этап – заключительный:
Мониторинг эффективности проекта : соотнесение результатов с задачами.
11. Продукт проекта :
1. Альбом «Народные приметы о погоде»
2. Фотоархив
3. Альбом «Экологические открытия»
12. Календарный план реализации проекта : с 1 июня 2018 г.
по 9 июня 2018г.
13. Предполагаемые результаты проекта :
• накопление информационной базы по изучаемой проблеме в ходе практической деятельности на прогулке;
• систематизация этапов взаимодействия живой и неживой природы в процессе наблюдений;
• анализ поведения человека в природе летом;
• отражение знаний, полученных опытным путём, в различных видах деятельности
14. Роль родителей в реализации проекта :
Создание альбома «Народные приметы о погоде»
Прогулки по парку.
15. Календарно-тематическое планирование проекта
Пятница
1. Просмотр презентации «Приборы метеоролога»
2. Трудовая деятельность в природе: полив растений
3. П\игра «Солнышко и дождик»
Формировать представление о науке метеорологии, приборах метеоролога.
Обогащать активный словарь детей по теме : метеоролог, метеорология, метеостанция и т. д. Совершенствовать движения, и выполнять их в соответствии с текстом.
Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Рассматривание карточек с изображением различных явлений природы (дождь, солнце, ветер, снег и т. д.);
Знакомство с приборами на метеостанции и приборами (снегомер, гидромер, гигромер, флюгер, наружный термометр)
Понедельник
1. Рассказ «Спор облачка, дождика и грозы» (см. приложение)
2. Экспериментирование «Круговорот воды в природе» (см. приложение).
Развивать любознательность.
Обогащать активный словарь детей.
Формировать представление детей об образовании облаков и круговороте воды в природе.
Чтение, ответы на вопросы, рассуждение.
Раскрыть многогранность природных явлений в жизни человека
Учить искусственно создавать природные явления, объяснять увиденное.
Вторник
1. Наблюдения в природе «Солнце – источник тепла и света»
2. Пальчиковая гимнастика (см. приложение)
3. Рассматривание альбомов «Времена года», настольная игра «Времена года»
4. Наблюдение за насекомыми.
Развивать умение устанавливать причинно - следственные связи, воспитывать культуру экспериментальной работы.
Развивать мелкую моторику, координацию движений пальцев рук.
Наблюдение: солнце как источник тепла и света, необходимое для всего живого (наблюдение за растениями на затененной и солнечной стороне участка).
Пальчиковая гимнастика «Кап-кап».
Среда
1. Восприятие художественной литературы «Экологические сказки : Сказка о радуге»
2. Экспериментирование «Дружба песка и воды».
3. Просмотр мультфильма «Подарок для Милы»
4. Д/и по экологии «Назови растения па листу».
Формировать представление о радуге как природном явлении, имеющем прямую взаимосвязь с погодными явлениями.
Развивать любознательность.
Обогащать активный словарь детей.
Закрепить знания детей о свойствах воды и песка.
Чтение, обсуждение экологической сказки «Сказка о радуге», формулирование детьми предположений о возникновении радуги как природного явления.
Экспериментальная работа на прогулке «Вода и песок». Постройки из песка «Песочный городок».
Четверг
1. День пословиц и примет (см. приложение)
2. Наблюдение в природе «Какого цвета небо?»
3. Рисование акварелью «На что похоже облако?»
4. П/игра «Найди свою пару»
Активизировать мыслительную деятельность детей, углубить экологические знания, воспитывать трепетное отношение к природе.
Познакомить с разными видами облаков: перистые, слоистые, кучевые.
Развивать наблюдательность и умение рисовать на основе личного опыта.
Пословицы, поговорки о погоде; народные приметы, связанные с явлениями погоды (животные, растения - синоптики); карточки с изображением животных и растений-синоптиков.
Просмотр фотографий: виды облаков.
Просмотр и анализ фотоальбома: «На что похоже облако».
Рисунки-загадки. Выставка рисунков.
Пятница
1. Беседа «Как вести себя на природе?»
2. Наблюдение в природе : осадки, влажность
3. Пальчиковая гимнастика
4. Экспериментирование «Свойства глины и камней»
Учить детей понимать неизбежность и важность в глобальных масштабах явлений природы.
Развивать наблюдательность.
Развивать мелкую моторику, координацию движений пальцев рук
Просмотр изображений явлений природы, в том числе и опасных для человека. Подведение детей к мысли о том, что любое природное явление достойно внимательного изучения, красиво само по себе, человек должен знать как вести себя в чрезвычайных ситуациях (во время грозы, ливня, сильных порывов ветра и т. д.)
Суббота
1. Наблюдение за ветром
2. Сказка о трех друзьях
3. Изодеятельность (рисование) «А за окном ….»
Закрепить названий природных явлений с последующим их описанием.
Развивать воображение.
Учить изображать на листе бумаги погодные явления (выбор материала самостоятелен)
16. Проблема заключается в том, что наши дети имеют весьма ограниченные возможности для широкого общения с природой, поэтому необходимо начинать обследования объектов ближайшего окружения во время прогулок в ДОУ.
17. Смета проекта : расходы не требуются.
18. Опыт реализации проекта : Проект «Юный исследователь» для детей 5-6 лет реализуется в МБДОУ детский сад №2 «Ромашка» городского округа города Выкса.
19. Список используемой литературы:
1. ООП ДО МБДОУ детский сад №2 «Ромашка» на основе Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под. ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой;
2. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников 4-7 лет Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов,М. : Мозаика–Синтез, 2015
Интернет-ресурсы:
https://maam.ru/"Маам. ру"- сайт для воспитателей детского сада.
https://nsportal.ru/«НСпортал. ру"- сайт для воспитателей детского сада.
20. Приложение
1. Конспекты;
2. Фотоархив
Заключение
Работая над проектом, мы ставили задачу не просто обогатить ребенка новыми знаниями, но и побудить его к дальнейшим размышлениям, наблюдениям, способствовать развитию самостоятельной мыслительной деятельности.