Наталья Буркова
Проект по экологии «Деревья — наши зеленые друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
На протяжении многих веков человечество живет рядом с удивительными живыми существами - деревьями. Мы так привыкли к их соседству, что редко задумываемся о том, насколько они важны для жизни людей и всего живого на Земле. Каждый знает, что деревья - это легкие Земли, источник кислорода воздуха, а значит, источник здоровья людей. Важно не только знать об этом и уметь использовать чудесные свойства деревьев, но и необходимо научиться сохранять то, что нам дает природа.
Публикация «Проект по экологии „Деревья — наши зеленые друзья“» размещена в разделах
Ребенок уже в дошкольном возрасте способен осознанно понять и принять элементарные сведения о пользе деревьев для здоровья человека и правилах поведения в природе. Но нужно учесть то, что для маленьких детей деревья порой не представляют такого интереса, как животные или растения, ведь они считают их неживыми существами, а значит малоинтересными. Процесс познания должен быть интересен как в плане содержания, так и применяемых методов и приемов.
Вид проекта :
Срок реализации проекта : с 2018по 2019 год.
Участники проекта : дети средней группы, воспитатели, родители законные представители.
Цель проекта :
Задачи для воспитанников:
• формирование у дошкольников первоначальной системы ценностных ориентаций в восприятии себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценности и многообразия природы, значимости общения с ней;
• воспитание у ребенка потребности здорового образа жизни, позитивного отношения к природе и самому себе, как ее части; стремления быть в гармонии с собственной природой и той, которая его окружает;
• усвоение детьми основ экологических знаний на базе элементарных, естественно - научных представлений;
• формирование первоначальных умений и навыков грамотного и безопасного поведения ребенка в природе;
• развитие умения и желания детей наблюдать за природными объектами и явлениями, предвидеть последствия действий человека в окружающей среде.
Задачи для педагогов:
1. Создать информационную базу (создание и оформление наглядно-практического материала).
2. Организовать образовательное и развивающее предметное пространство, скорректировать деятельность родителей (законных представителей) по теме проекта.
3. Создать условия для благополучного и комфортного состояния воспитанников в процессе реализации проекта.
Задачи для родителей (законных представителей) :
1. Способствовать повышению уровня экологической грамотности у родителей (законных представителей).
2. Содействовать в экологическом воспитании детей в условиях семьи.
3. Вовлекать родителей (законных представителей) в познавательный диалог с детьми посредством разработки детско-родительских проектов и совместного поиска информации.
4. Привлекать родителей (законных представителей) к участию в создании наглядно-дидактического материала по теме "Юные друзья природы".
5. Обеспечить атмосферу доброжелательности, комфортности в общении: родитель-родитель; родитель-педагог; родитель – ребенок.
Основные принципы реализации проекта :
1. Принцип обогащения и углубления содержания экологического воспитания дошкольников.
2. Принцип интегративности - предусматривающий возможность использования содержания познавательных представлений и их реализацию в разных видах деятельности.
3. Принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка - создание условий для возникновения эмоциональных реакций.
Предполагаемые результаты:
Для воспитанников:
1. Сформировались начальные природоведческие, природоохранительные знания, умения сопереживать бедам (через восприятие отрицательной человеческой деятельности) .
2. Сформировались первоначальные навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту.
3. Расширились перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей.
4. Повысилось ответственное отношение детей к окружающей среде и к своему здоровью.
5. У детей появился ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы.
6. У ребят сформировалось стремление к исследованию объектов природы, они научились делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
7. Дети уверенно отличают и называют характерные признаки разных времен года.
8. Узнали значение деревьев в жизни всех живых объектов природы и окружающих.
9. Узнали много интересного о жизни растений (деревьев, кустарников, трав, растений лесов, лугов; учатся правильно ухаживать за растениями в уголке природы, в цветнике детского сада.
10. Многие дети научились проводить простые и сложные опыты, исследовать объекты природы, с пользой для себя занимаются поисковой деятельностью.
12. Ребята гуманно обращаются со всеми объектами природы и соблюдают правила безопасности на природе по отношению к себе.
Для педагогов:
1. Обновление содержания работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.
2. Пополнение развивающего предметного пространства информационно-практическим материалом об экологии.
3. Создание условий для формирования у детей дошкольного возраста системы представлений об экологии.
Для родителей (законных представителей) :
1. Повысился уровень осведомлённости родителей об экологическом воспитании дошкольников.
2. Активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребёнка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками, через совместную исследовательскую проектную деятельность.
3. Экологическое просвещение родителей дает больший плюс в экологическом воспитании детей детского сада.
Продукт деятельности.
1. Выставка коллективной работы из природного материала "Листочки танцуют".
2. «Уборка сухой листвы в осеннее время года»
3. Выставка произведений в книжном уголке: Ф. И. Тютчев «Листья»,
Я. А. Ким «Песенка в лесу», «Стихи и загадки о разных временах года», Георгий Ладонщиков «Помощники в лесу»
4. Экологический стенд "Как привить любовь к природе у детей?".
5. Посадка «Деревья и кустарники растут с детьми».
6. Альбомы: «Осень», "Листья бывают разные», «Какие плоды приносят нам деревья», «Деревья на территории детского сада»
7. Сбор сухой листвы с растений, в весенний период времени.
Формы и содержание работы с детьми:
1. Педагогическая диагностика.
2. Игровая деятельность.
3. Непосредственно образовательная деятельность по образовательным областям «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
4. Досуговая деятельность.
5. Этические, ситуативные беседы.
6. Чтение художественной литературы и заучивание стихов.
7. Рассматривание альбомов экологической тематики.
8. Просмотр мультипликационных фильмов, презентаций о природе.
9. Изготовление поделок из природного материала.
10. Слушание и разучивание музыкальных произведений.
Формы и содержание работы с родителями (законными представителями) :
1. Анкетирование с целью выявить уровень знаний об экологическом воспитании детей дошкольного возраста.
2. Консультирование.
3. Выставка информационного материала экологической тематики.
4. Выставка детской художественной литературы экологической тематики.
5. Совместная досуговая деятельность.
6. Совместное творчество.
Этапы и сроки реализации проекта.
1 этап Подготовительный
Сроки реализации:
Цель - обеспечение мотивационной готовности к освоению проекта.
№ п/п Содержание Формы работы Сроки реализации
1 Создание педагогических условий Педагогический анализ по проблеме экологического воспитания дошкольников.
Определение целей и задач.
Составление тематического плана по экологическому воспитанию, оснащение предметно-развивающего пространства. Сентябрь 2018г.
2 Анализ уровня знаний об экологии. Анкетирование родителей (законных представителей, педагогическая диагностика воспитанников. Сентябрь 2018
3 Создание информационного поля. Информирование и вовлечение родителей (законных представителей) в проектную деятельность. Составление информационных листов. Октябрь 2018г. -май 2019г.
2 этап Практический
Сроки реализации:
Цель: обеспечение практической готовности педагогов, детей и родителей к реализации проекта.
План мероприятий по реализации проекта.
Совместная деятельность воспитателя с детьми Изменение предметного пространства Взаимодействие с с с родителями
НОД Самостоятельная деятельность детей в режиме дня
Сентябрь, октябрь, ноябрь
«Прохождение экологической тропы».
Цель: расширять представление детей о сезонных изменениях, показать обьекты экологической тропы.
«Какие у дерева корни»
Цель:
«Чем деревья полезны для людей»
Цель:
Рисование «Золотая осень»
Цель: продолжать учить рисовать деревья, передавая его характерные особенности, ствол, расходящиеся от него длинные и короткие ветки. Учить детей передавать в рисунке образ осеннего дерева.
Рисование
«Ай да береза»
Цель: упражнять рисовать дерево ствол, тонкие ветки, подбирать точнее цвета красок для изображения.
Рисование
«Листопад»
Цель: учить изображать осень, упражнять в умении рисовать осеннюю листву. Закреплять передавать образное явление. 1. Д/и «Угадай с какой ветки?»,
Цель: формировать представление детей о листьях, рассмотреть формы, окраску, воспитывать чувство прекрасного.
2. «На что похож листок»,
Цель: Рассмотреть формы, строение и окраску.
3. «Части дерева»,
Цель: способствовать развитию внимания, к строению дерева, образное мышление.
4. «Подбери одинаковые по окраске»,
Цель: развивать умение сравнивать, и анализировать.
5. «Подбери листочки по размеру»
Цель: развивать умения сравнивать листья между собой, находить одинаковые по размеру.
6. «Плоды деревьев»
Цель: дать детям представления, о том с какого дерева мы собираем плоды.
1. Наблюдение деревья осенью»
Цель: учить выделять характерные особенности внешнего вида, формировать интерес к деревьям.
2.«Деревья детского сада»
Цель: дать элементарные понятия, о том какие деревья растут на территории нашего детского сада.
3. Экспериментирование «Почему шуршат листья?».
4. «Садовые деревья»
5. Какие деревья позднее всех сбрасывают свою листву».
6. Соберем красивые букеты.
7. Наблюдение «Скоро зима»
8. П/и «К дереву беги».
Цель: Закреплять знания детей о названиях деревьях, и внешнем виде.
9.«Хоровод у березки»,
Заучивание «Ни листочка ни травинки»,
10.«Загадки о деревьях»
11. Чтение глав энциклопедий «Все о деревьях».
12. Экспериментирование «Зачем дереву корень»
13. Рассматривание коры деревьев, уточнить: кора для дерева – «одежда»
14. Заготовление семян, плодов, веточек, листьев для поделок
15. Трудовые поручения: сбор листьев для занятий по аппликации.
Цель: учить детей выбирать листья по определенному признаку (по цвету, размеру, форме, рассказывать о своих действиях. Внесение тематических альбомов: "Осень",
"Листья бывают разные". Консультация
«Учитесь видеть
красоту осенних деревьев»
Развлечение «Осень зашагала быстрыми шагами»
«Выставка из плодов деревьев
Папка-передвижка "Осень".»
Декабрь, январь, февраль
"Рисование зимних деревьев"
Цель: Учить детей рисовать зимние деревья, развивать память, эстетическое восприятие родной природы, вызвать эмоциональной отклик художественного произведения и от собственного рисунка, воспитывать аккуратность в рисовании, правильно набирать краску, держать кисточку, воспитывать бережное отношение к родной природе.
«В гости к деду Природоведу»
Цель:
Рисование
«Как розовые яблоки на ветках снегири»
Цель: учить рисовать снегирей на заснеженных ветках, строить простую композиции, передавать особенности внешнего вида птицы- строение тела и окраску. 1. Наблюдение «Кто зимует на деревьях.
Цель: расширять представления детей о зимних явлениях.
3. «Белые березы под моим окном».
Цель: учить наблюдать за деревьями в зимний период.
4. «Хрупкие веточки».
Цель: дать элементарные понятия о взаимосвязи человека и природы.
5. «Как найти дерево зимой».
Цель: расширять представления, о зимних объектах в зимний период времени.
5 «Заучивание Мне елку купили»
6. Чтение «Зимняя пирушка» Павлова Акция
«Елочка живая иголочка»