Ирина Кондрыко
Занятие для учащихся в Центре развития творчества «Народные промыслы. Синяя сказка — вязаная гжель»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия :
познакомить учащихся с народным промыслом гжель, с историей и особенностями этого искусства.
Задачи:
Образовательные:
1. Обучать учащихся техническим приемам вязания цветка по по кругу столбиками с накидом, столбиками без накида и воздушными петлями.
2. Обучать вязанию по схеме в технологической карте, оформлению.
3. Способствовать усвоению и закреплению этапов вязания.
Публикация «Занятие для учащихся в Центре развития творчества „Народные промыслы, Синяя сказка — вязаная гжель“» размещена в разделах
- Вязаные игрушки и пособия для детей
- Гжель. Знакомимся с гжельскими узорами
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
4. Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.
Воспитательные:
1. Воспитывать любовь к искусству народных мастеров.
2. Воспитывать аккуратность, трудолюбие, усидчивость, внимание.
Развивающие :
1. Прививать интерес к изучению декоративно-прикладного искусства.
2. Способствовать творческому подходу работе.
3. Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, индивидуальные творческие способности.
Оборудование:
Для педагога:
- компьютер, мультимедийный проектор;
- презентация “Гжель” созданная в программе Microsoft PowerPoint, разработанная педагогом и творческой группой учащихся;
- рисунки детей;
- фигурки керамических животных расписанных в гжельской росписи.
Для учащихся :
- гирлянда из бумажных фигурок в гжельской росписи (с пословицами);
- технологические карты (разные по сложности выполнения работы);
- образцы изделий, клубки с вязаными работами;
- крючки, ножницы, клей, бусины, снежинки;
- плакат «Чайный сервиз» в гжельской росписи для ТБ (с карточками-заданиями);
- кабинет красочно оформлен в соответствии с темой занятия.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, самостоятельная с применением информационных технологий.
Тип занятия : комбинированный;
План занятия :
I. Вводная часть.
- организационный момент (3мин).
II. Основная часть
- объяснение нового материала (10 мин).
- повторение изученного материала(5 мин).
- повторение техники безопасности (2 мин).
- выполнение практической работы (15 мин).
- физкультминутка (3 мин.).
III. Заключительная часть
- подведение итогов занятия (5мин).
- рефлексия (2 мин).
Литература:
1. Б. М. Неменский. «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» учебник 5 класс, Москва, «Просвещение», 2010 г.
2. Н. А. Горяева. Изобразительное искусство. «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» методическое пособие 5 класс. Москва, «Просвещение», 2010 г.
3. Максимова М. Е. «Школа рукоделия» Москва 1999 г.
4. Под редакцией С. Кириянова «Волшебный клубок» Москва 2001г.
5. Современный словарь-справочник по искусству / Науч. ред. и сост. А. А. Мелик-Пашаев. — М., 1999. — C. 334, 335.)
https://festival.1september.ru/articles/502287/
https://www.1-kvazar.ru/u_gzhel.htm
Ход занятия.
I. Вводная часть.
Организационный момент
Приветствие. Установка на доброжелательность.
Слайд 1. Педагог: Добрый день всем, кто хочет сегодня окунуться в мир творчества, стать настоящим мастером промысла.
Я рада всех вас видеть на занятии и надеюсь, что сегодня вы пришли не просто как любители рукоделия, а как творческие люди и мы будем с вами творить красоту.
Педагог: - Согласны? А я вам в этом помогу!
С каким настроением вы пришли сегодня на занятие?
Ответы детей: (с хорошим)
Педагог: - Отлично!
Вступительное слово педагога.
Слайд 2. И начать я хочу наше занятие со стихотворения.
Есть в Подмосковье такое местечко
Белая рощица, синяя речка.
В этой негромкой российской природе
Слышится эхо волшебных мелодий.
И светлеет вода родниковая,
И дыхание ветра слышней.
Расцветает Гжель васильковая,
Незабудковая Гжель!
П. Синявский
Постановка цели занятия.
Педагог: - Из стихотворения вы наверно догадались, с каким видом декоративно – прикладного искусства мы сегодня познакомимся на занятии?
Дети: с Гжелью.
Педагог:- А что же, мы с вами должны знать о Гжельской росписи? Наверное, историю.
Педагог: - А ещё научимся использовать элементы гжельской росписи и попробуем себя художниками создающими, узоры, только в области вязания.
Педагог:
- Назовите цвета, гжели?
Дети: белый, синий.
- С каким временем года у нас ассоциируется цвет гжели?
Дети: с зимой.
Педагог: Правильно! Сейчас у нас зима, и в преддверии Нового года, мы изготовим вязаный сувенир – это будет петушок, символ нового года, который будет выполнен в цвете гжельской росписи.
И станет замечательным подарком и украшением в доме.
II. Основная часть
Сообщение познавательных сведений.
В каждой стране свои особенности, своя культура, но человечество на протяжении многих веков собирало по крупинкам опыт искусных мастеров, передавая и совершенствуя его от поколения к поколению.
Демонстрация слайдов.
Педагог: - Сегодня в центре нашего внимания — история народного промыла - гжель! Всё то, что создавали народные мастера, чьи традиции мы бережно храним.
Слайд 3. Давным-давно, тысячи и тысячи лет тому назад, когда на земле жили первобытные люди, кто-то однажды взял в руки глину и заметил, как она мягка и податлива. Что хочешь из нее делай! И человек сделал горшок. Первые горшки пропускали воду, трескались, ломались. Прошло еще много времени, может быть, целые столетия, и люди догадались для прочности обжигать их на огне.
Тогда к простому горшку относились с почтением, его берегли как самое дорогое, он был необходим. В нем варили еду, хранили воду и съестные припасы. Шли века. Люди научились делать из глины не только горшки, но и: кувшины, чашки, вазы. Маленькие, большие, подчас такие большие, что в них мог поместиться человек. Форма была то простая, то замысловатая.
Сейчас послушайте, про гжель не то сказку не то быль.
Слайд 4. Педагог:
- Давным-давно это было. В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь дремучих лесов стояла деревушка Гжель. Жили там добрые и работящие люди. Издавна делали они посуду из белой глины. Даже название деревни было связано со словом «жечь», ведь изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. И вот собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Решили лепить посуду такую, какой свет не видывал.
Стал каждый мастер свое умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки петушка, а на крышке курочка красуется.
Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Увидел он на улице бычка, да и вылепил его.
Третий мастер подивился красоте такой, а сам еще лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница.
Стали дальше думу думать. Как бы украсить такую затейливую посуду?
Слайд 5. Разошлись по домам. Идут дорогой и смотрят. А вокруг сказочная красота, разливается синь-синева: высокое синее небо с белыми облаками, вдалеке синий лес виднеется, синяя гладь рек и озер, а над ними белый туман стелется.
Вот и задумали они эту синеву перенести на белый фарфор. И все, что кисть рисует, становится синим и голубым: и цветы, и люди, и птицы, и трава.
Полюбилась нарядная посуда людям, и стали называть ее ласково «Нежно-голубое чудо – сказочная гжель». На весь мир прославили гжельские мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.
В нежном узоре
Сплетаются краски,
И волшебство к нам
Приходит из сказки!
Слайд 6. Педагог:
Ну, это всё сказка. А самое первое упоминание о Гжели встречается в 1328 году. Недалеко от Москвы средь лесов и полей стоит город, а чуть более 500 лет назад это была деревенька. Жили в той деревеньке люди мастеровые, которые нашли тут глину особенную, белую. А, что было дальше расскажут девочки, которые подготовили сообщения об истории возникновения гжели.
Сообщение учащихся :
1 учащийся :
Слайд 7. О гжельских глинах было известно и в Москве. В 1663 году царь Алексей Михайлович издал указ: “. во Гжельской волости для аптекарских сосудов приискать Глины, которая глина годица к аптекарских сосудам”.
Слайд 8. С середины XVIII века Гжельские мастера освоили технику майолики - такое название получила разноцветная посуда, расписанная по белой эмали. Кувшины, тарелки и кружки украшали изображениями цветов, птиц, деревьев.
Слайд 9. Смело вводились синий, желтый, зеленый и коричневый цвета. Роспись дополняли фигурки людей, птиц, животных. Кувшины, чайники превращались в подобие скульптуры. Их ручки приобретали форму веток, а носики заканчивались головкой птицы.
Слайд 10. Дети тоже помогали своим родителям, а из остатков глины лепили простые игрушки. Чтобы игрушки были красивыми, нарядными – расписывали их красками.
Слайд 11. В XVI – XVII веках самой лучшей посудой в мире считался китайский фарфор. Он был белый, звонкий, стенки чашек были тонкими, ручки изящными. Китайцы никому не выдавали секрета изготовления своей посуды, и была она очень дорогая.
Но однажды случилось непредвиденное обстоятельство – Дмитрий Иванович Виноградов – большой знаток глин, пригласил самого знаменитого профессора того времени – Михайло Васильевича Ломоносова в Гжель. И вот что из этого получилось.
2 учащийся :
Слайд 12. В 1749 году знаток глин Д. И. Виноградов и М. В. Ломоносов дали самую высокую оценку гжельским глинам и получили настоящий чистую фарфоровую массу.
Слайд 13. В 1800 г. основан первый фарфоровый завод. Фарфоровые изделия отличаются тонкостью стенок и белизной. Способы украшения их разнообразны.
После 1802 года меняется роспись изделий – вместо многоцветной стали делать одноцветные росписи с применением кобальта (синей краски).
Слайд 14. Традиционные изделия – кувшины, блюда – дополнялись новыми видами продукции. Из фарфора стали делать молочники, масленки, чашки, чернильницы, подсвечники, чайницы.
Слайд 15. В 1811 году Гжельская посуда считается самой лучшей в России. Гжельские изделия распространились не только по всей России, но и их вывозили и в Среднюю Азию и страны Ближнего Востока. Учитывая местные вкусы.
Слайд 16. Сегодня объединение “Гжель” - современное предприятие, в состав которого входят лучшие рабочие - мастера. Но во всех изделиях, начиная с самых простых и заканчивая самыми сложными, применяют только ручную роспись!
1 учащихся :
Слайд 17.
Незатейливый узор
Из оттенков краски,
Глина белая, фарфор –
Атрибуты сказки!
Словно детская рука
На кусочках глины
Рисовала в три мазка
Синие картины.
2 учащийся
Сине-голубые
Розы, листья, птицы.
Увидев вас впервые,
Каждый удивится.
Чудо на фарфоре –
Синяя купель.
Это называется
Просто роспись… (гжель).
Спасибо вам, за интересное сообщение.
Я знаю вы подготовили стихи о народном промысле гжель, расскажите, пожалуйста. Дети читают стихи: Приложение № 1.
И по сей день, жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают гжельскую посуду. Я предлагаю нам отправиться на «Ярмарку мастеров», выбрать себе сувенир, и вспомнить пословицы о труде. Перед вами гирлянда из (картонных) фигурок в росписи гжель, с обратной стороны написаны пословицы (только их начало) желающий из вас берёт фигурку, переворачивает, читает пословицу, и говорит её продолжение. Дети читают пословицы. Приложение №2.
Педагог:- Молодцы, хорошо знаете пословицы!
Пословицы о труде
Слайд 18. В начале занятия мы свами сказали, что в росписи гжель используется два цвета синий и белый. Но на самом деле используется 30 различных оттенков: от почти прозрачного светло-голубого до насыщенного темно-синего цвета. Но оттенки цвета появляются лишь после обжига, в сыром виде рисунок кобальтом (синей краской) выглядит черно-серым.
Слово «гжель» сегодня очень популярно. С ним ассоциируется красота, нежность, сказка, изящество. Каждое изделие, это настоящее произведение искусства (показ готовых изделий) :
Поверить трудно: неужели
Всего два цвета? Чудеса.
Вот так художники из Гжели
На снег наносят небеса!
Я предлагаю вам посмотреть и подержать фигурки керамических изделий выполненных в гжельской росписи. Обратите внимание, что с снизу стоит клеймо (печать) завода изготовителя.
Однако мне стало интересно, как сейчас живётся Гжели, насколько актуален стиль этой росписи в современном мире. Посвятив своему маленькому «расследованию» несколько вечеров, я была удивлена, восхищена, чем с нетерпением спешу с вами поделиться!
Сейчас вы посмотрите видеоролик, в котором мне хотелось бы сделать акцент не на обычные изделия в стиле гжель (посуда, статуэтки, а нате предметы и вещи, которым эта роспись придала новое звучание, оригинальность; где когда, казалось бы, гжель и предмет абсолютно несовместимы.
Просмотр видеоролика.
Вопрос: Что вас удивило?
Ответы детей: костюмы, одежа, теплоход выполненные в росписи гжель и т. д.)
Слайд 19. Вот ещё современные вещи и предметы выполненные в росписи гжель.
Просмотрев видеоролик, вы могли заметить, что мастера в работе используют цветочки, листочки, сеточки, полоски, точки, завитки, дуги. Часто изображают сказочных животных и птиц. На больших изделиях нередко можно увидеть пейзаж.
Самый излюбленный узор - гжельская роза. Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда она написана тоненькой кисточкой.
Сегодня во время практической работы мы свяжем один из элементов гжельской росписи, это будет вязаный цветок и которым украсим наш петушок.
Повторение пройденного материала.
Педагог: - В начале, вспомним проделанную работу, на прошлом занятии.
Вопросы к учащимся :
1. Назовите 2 способа вязания по кругу? (по спирали и рядами)
2. Какой способ мы используем при вязания петушка? (по спирали, так он плотный).
3. Что означает сокращённая запись 4,6,12;
(нужно связать 4 воздушные петли, соединить в колечко, затем в колечко связать 6 столбиков без накида, а в следующем ряду связать по 2 столбика без накида в каждую петлю, получиться 12)
4. Какие петли мы использовали в работе?
(воздушные петли, столбики без накида, столбики с накидом)
5. Сколько деталей нужно связать, чтобы начать вязать основу петушка? (две детали)
6. Когда мы связали две половинки, что мы с ними сделали? (соединили между собой).
Молодцы. Вы готовы продолжить знакомство с вязанием?
Ответ детей: Да.
Педагог:- Замечательно!
Объяснение нового материала.
Педагог: - Сейчас, я познакомлю вас с работой, которую будем выполнять.
- Кто работает по технологической карте №1 (Приложение № 3).
Возьмите технологические карты №1. Сегодня мы свяжем цветок по схеме: необходимо связать 5 воздушных петель, соединить в колечко столбиком. Далее вяжем в середину колечка лепестки. Связать 2 воздушные петли, 1 столбик с накидом, 2 воздушные петли и в колечко столбик без накида. И так, чтобы поместилось всего 5 лепестков.
Педагог: - Кто работает по технологической карту № 2 (Приложение № 4). и обратите внимание на запись, вам нужно связать 25- 30 воздушных петель и провязать цепочку столбику без накида. Затем свернуть улиткой вязаную полоску, придавая форму розочки, и приклеить к петушку. (Приложение № 4).
После приступим к оформлению приклеим глазки, украсим пайетками, и прикрепим подвесную петельку.
А сейчас мы с вами приступим к творческой работе и почувствуем себя настоящими гжельскими мастерами в области вязания.
Педагог: - Перед тем, как нам приступить к практической работе, давайте вспомним правила по ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ.
Проводиться игра «Чайный сервиз»
Приложение № 5.
Педагог: - На столе разложены картонные фигуры чайного сервиза, а с обратной стороны прописано правило безопасности инструмента, (но слова перепутаны) (учащиеся по очереди поднимают фигурку и составляют правило).
Практическая работа.
Педагог: - Вязание должно приносить удовольствие и пользу, поэтому необходимо помнить о своем теле и соседях во время работы, сядьте удобно, возьмите пряжу и крючки и приступайте к работе.
Текущий инструктаж. Напоминание о соблюдении правил по технике безопасности при работе с крючком. Индивидуальная работа (помощь).
Педагог: - Настало время провести физкультминутку.
Презентация физминутки Приложение № 6 (проводят дети)
Продолжение практической работы.
Целевой обход – соблюдение правил техники безопасности, индивидуальная работа (помощь).
Педагог: - У вас на столе разложены бантики, снежинки, пайетки, клей. Я покажу, как можно оформить сувенир (показ, но вы можете оформить по-своему. Учащиеся самостоятельно украшают петушок.
III. Заключительная часть
Анализ работы.
По мере изготовления дети показывают свои работы.
Педагог: - Посмотрим, какие красивые и интересные петушки у вас получились.
(делается сравнительный анализ выполненных работ, рассматриваются и обсуждаются все работы, выявляя наиболее аккуратные (все ли учащиеся справились с работой).
Проверяется качество выполненной работы по следующим показателям:
- соблюдение правил вязания и техники безопасности;
- изделие должно быть объёмным;
- соблюдение прибавлений, равномерная вязка, плотность вязания;
- нить после окончания вязания закреплена правильно;
- аккуратность выполненной работы.
Подведение итогов.
Слайд 20. Педагог: - Давайте закрепим наш материал и разгадаем кроссворд «Волшебный петух»
1. Название промысла (гжель);
2. Любимый цвет гжельских мастеров (синий);
3. Основной элемент росписи (цветок);
4. Инструмент художника (кисть);
5. Материал, который используют для производства посуды (глина);
6. Назовите область в России, в которой, возникла гжельская роспись (Подмосковье).
Дополнительные вопросы:
1. От какого слова произошло слово Гжель? (жечь, обжигать);
2. Сколько оттенков использует мастер в росписи? (30 оттенков от почти прозрачного светло-голубого до насыщенного темно-синего цвета;
3. Какие петли мы сегодня использовали в работе? Ответы детей (воздушные петли, столбики без накида, столбики с накидом);
4. Какой вид должно иметь законченное изделие? Ответы детей (Оно должно быть красивым и чистым.)
Педагог: - Наше занятие подходит к концу. У вас у каждой получился замечательный сувенир. Я думаю, что вашим близким также понравится.
Слайд 21. Пожелание педагога:
- В конце мне хотелось бы сказать такие слова :
Деревня в Подмосковье
Прославилась теперь.
Известно всем в народе
Её названье – Гжель.
Гордятся в Гжели жители
Небесной синевой,
Не встретите на свете
вы
Красоты такой.
А на сегодня всё, всем спасибо за внимание и работу. До свидания!
Приложение №1
Стихи о Гжели
А деревня наша Гжель
Не за тридевять земель.
Под Москвою мы живем,
Глину месим и поем.
И игрушки, и посуду
Прославлять вам здесь мы будем.
Очень любим синий цвет,
Потому что краше нет.
Небо гжельское такое
Лучезарно-голубое,
В речке синяя водица,
Так и хочется напиться.
Чашки, блюдца, самовары
Знают люди всей земли.
Мы и вам полно товару
Похвалиться привезли.
Гжель! Земля моя родная,
Сколько лет и сколько зим
Ты цветешь, не увядая,
Полыхая голубым.
В этом пламени чудесном
Вижу буйный твой расцвет.
В сочетании небесном
Белый цвет и синий цвет.
И для всей родной России
Не одну уж сотню лет
Даришь ты свой светло-синий,
Сине-белый свой букет.
Чудо с синими цветами,
Голубыми лепестками,
Синими цветочками,
Нежными виточками.
На белом фарфоре,
Как на заснеженном поле,
Из-под белого снежочка
Растут синие цветочки.
Неужели, неужели,
Вы не слышали о Гжели.
Синие птицы по белому небу,
Море цветов голубых,
Кувшины и кружки – быль или небыль?
Изделия рук золотых.
Синяя сказка – глазам загляденье,
Словно весною капель,
Ласка, забота, тепло и терпенье,
Русская звонкая Гжель!
Поверить трудно: неужели
Всего два цвета? Чудеса.
Вот так художники из Гжели
На снег наносят небеса!
Какие розы и пионы
На чашках пишут мастера.
И сине-белые бутоны
Прекрасны нынче, как вчера!
Синяя сказка – глазам загляденье,
Словно весною капель,
Ласка, забота, тепло и терпенье –
Русская звонкая Гжель!
Синие птицы по белому небу.
Море цветов голубых,
Кувшины и кружки – Быль или Небыль?
Изделия рук золотых.
Приложение №2
«Ярмарка мастеров»
- «Без труда не вынуть … (рыбку из пруда)»;
- «Семь раз отмерь… (один раз отрежь)».
- «Труд человека кормит, а … (лень портит)»;
- «Долог день до вечера, если (делать нечего)»;
- «Наши пряли, а ваши (спали)»;
- «Умелые руки не знают (скуки)»;
- «Землю красит солнце, а (человека труд)»;
- Глаза страшатся, а (руки делают);
- Маленькое дело лучше (большого безделья).
Приложение № 3
Технологическая карта.
Технологическая последовательность вязания «Цветка»
Цель: приобрести навыки и усвоить методику вязания цветка.
Инструменты и материалы: крючок, ножницы, пряжа п/ш.
Технологическая последовательность работы
№ Последовательность выполнения работы Изображение работы
1 СВОБОДНО связать 5 воздушных петель, соединить, столбиком без накида в кольцо; 1.
2.
2 далее по схеме:
продвигая каждый лепесток, всего 5;
серединка цветка: связать 4 воздушные петли соединить в колечко, вставить с серединку;
готовый цветок приклеить к петушку.
Приложение № 4
Технологическая карта.
Технологическая последовательность вязания «Цветка»
Цель: приобрести навыки и усвоить методику вязания цветка.
Инструменты и материалы: крючок, ножницы, пряжа п/ш.
Технологическая последовательность работы
№ Последовательность выполнения работы Изображение работы
1 СВОБОДНО связать 30 воздушных петель, провязать весь столбиками без накида
2 Свернуть вязаную полоску улиткой;
готовый цветок приклеить к петушку.
Приложение № 5
«Всякому слову свое место»
Задание: Все предложения с неправильно расставленными словами, поэтому пока бессмысленные. Вам необходимо уловить смысл этого предложения и правильно расставить слова.
1. Ножницы должны стороны кольцами к себе лежать с правой
(Ножницы должны лежать с правой стороны кольцами к себе)
2. игольнице Иголки хранить и в булавки
(Иголки и булавки хранить в игольнице)
3. к себе кольцами вперёд передавай Ножницы
(Ножницы передавай вперёд кольцами к себе)
4. вкалывать Во работы не время в иголки одежду
(Во время работы не вкалывать иголки в одежду)
5. на всегда Утюг подставке хранить
(Утюг всегда хранить на подставке)
6. нужно аккуратно и не делать Работать движений с крючком резких
(Работать с крючком нужно аккуратно и не делать резких движений)
7. Во работы время быть 25-30 см должно расстояние вязанием и глазами между
(Во время работы расстояние между вязанием и глазами должно быть 25-30 см)
Приложение № 6
По солнышку, по солнышку
Дорожкой луговой
Иду по мягкой травушке
Я летнею порой. (Ходьба на месте, взмахи руками).
И любо мне, и весело,
Смотрю по сторонам,
Голубеньким и синеньким
Я радуюсь цветам. (Повороты направо, налево, любуются цветами).