Лариса Петрова
КВН для воспитателей Народные промыслы Орловского края.
▼ Скачать + Заказать документы
Л. В. Петрова
Старший воспитатель (высшая пед. кат.)
МБОУ «Знаменская СОШ»
Отделение по дошкольному образованию№4
пгт. Знаменка, Орловской обл., Орловского района.
Педагогическая игра КВН - метод активного обучения в методическом сопровождении участников образовательных отношений ДОО в условиях работы по ФГОС дошкольного образования.
Публикация «КВН для воспитателей Народные промыслы Орловского края,» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- КВН. Сценарии по мотивам игры «Клуб весёлых и находчивых»
- Краеведение. Викторины, интеллектуальные игры
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Республика, область, край. Список городов
- Сценарии праздников для сотрудников, педагогов, воспитателей, коллег
- Темочки
Как показывает практика работы успех методического сопровождения участников образовательных отношений в условиях работы по стандарту образования (ФГОСДО) во многом зависит от использования активных методов обучения, в процессе которых педагогам предоставляется возможность самостоятельно «добывать» знания и искать новые, наиболее эффективные методы и приемы работы с детьми и родителями, повышать свою профессиональную компетентность по разным направлениям воспитательно - образовательной работы.
Преимущества этой формы работы вполне очевидны:
*сам процесс игры раскрепощает, снимает психологическое напряжение;
*создает настрой на успех работы в команде единомышленников;
*повышает уровень самооценки, что особенно необходимо для молодых начинающих педагогов, их адаптации к новой деятельности, их аттестации, участия в конкурсах разного уровня;
*совершенствует многие профессиональные компетенции;
*способствует осознанию себя в профессии «Воспитатель», пониманию своей роли в обучении, развитии, воспитании будущего гражданина поселка, города, страны.
В отделении по дошкольному образованию №4 четырнадцать групп, из которых девять групп детей дошкольного возраста (от 3-7 лет) .Более пятидесяти процентов педагогического состава составляют молодые педагоги, не имеющие опыта работы, поэтому вот уже на протяжении
пяти лет в д/с работает «Школа молодого воспитателя», где широко используются разные методы и приемы повышения профессиональной компетентности, в том числе и активные методы обучения.
Игры КВН могут использоваться как часть любого методического мероприятия.
КВН
для воспитателей
Народные промыслы Орловского края.
Игровая задача: получить максимальное количество очков за правильные лаконичные ответы.
Цель: повышение профессиональных компетенций по проблеме нравственно- патриотического воспитания, образовательных областей: «Познавательное» и «Речевое развитие», «Художественно- эстетическое развитие»(с учетом регионального компонента.)
Задачи:
Совершенствовать знания о родном городе, истории возникновения и народных промыслах, используя разные способы добычи информации, в том числе интернет ресурсы, посещение выставок народно- прикладного искусства и живописи.
Развивать коммуникативные качества, сплоченность, умение работать в команде.
Воспитывать чувства патриотизма и гордости, желание пополнять и обогащать знания об историческом прошлом своей малой Родины, осуществлять работу по нравственно - патриотическому воспитанию на близком и родном материале.
Предварительная работа: за месяц до проведения игры педагогам предлагается изучить, подобрать материалы о городе Орле - истории возникновения, легенды, промыслы, достопримечательности; Орел в годы войны; Современный Орел; Литературный Орел; Орел спортивный; Природа родного края.
В методическом кабинете представлены коллекция Плешковской (орловской) игрушки, образцы вышивки Орловский Спис.
Домашнее задание: вылепить образцы игрушек из глины по мотивам Плешковской игрушки; оформить альбомы эскизов по мотивам вышивки Орловский Спис с учетом возрастных особенностей детей разного возраста. Презентаций «Промыслы Орловского края».
Оборудование: оценочные листы для жюри, фломастеры, мольберты, эмблемы, ноутбук, рефлексивный экран.
Ход игры.
Ведущий (старший воспитатель) : Приветствие.
На прошлом занятии «Школы молодого воспитателя» мы с вами составили портрет современного воспитателя, на которого ложится большая ответственность воспитания будущего гражданина и патриота своей Родины. Среди наиболее значимых личностных качеств педагога вы отметили доброту, любовь к детям, гуманность, беззаветную любовь к своей малой и большой Родине, нравственность, патриотизм, трудолюбие, проявление творчества и фантазии, компетентность и знание региональных особенностей нашего родного Орловского края - традиций, промыслов, литературы, искусства.
Игра КВН посвящена народным промыслам, прославившим орловский край далеко за пределами нашей Родины: Плешковской (орловской) игрушке и Орловскому Спису (вышивке).
Правила игры: дать правильный ответ на поставленный вопрос;
Выполнить задание.
Проявлять уважение к участниками игры.
Максимальное количество баллов за правильный ответ -3
Педагоги делятся на две команды. Выбираются капитаны команд, название и девиз.
Представление команд.
Разминка.
Конкурс на лучшее прочтение стихотворения об Орле. (Региональных авторов В. Катанов, В. Дронников и др).
Закончи пословицу.
Любовь к Родине - сильнее (смерти).
Человек без Родины- соловей без… .(пищи)
Чужбина - калина,Родина -(малина)
Кто за Родину горой - тот истинный (герой)
Русская земля и в горсти … (мила)
Береги землю родимую как мать…. (любимую).
Задание №1.
Расскажите легенду о возникновении г. Орла.
(Существует несколько интерпретаций легенд, предлагается один из вариантов)
Легенда об основании города Орёл
Орловская городская легенда повествует. Орёл спал в гнезде. Ветер осени раздевал дубраву, но многие из деревьев всё ещё держали одежду на своих крепких плечах. Гонимые стужей, потянулись в тёплые края разные птицы. А их царь, сильный и смелый властелин неба с мощными крыльями и острым клювом, оставался в родном гнезде на вершине богатырского дуба. Дуб стоял в низине, у слияния двух рек, но был так высок, что с его вершины можно было хорошо рассмотреть и гору за рекой Орёл, куда уходило солнце, и широкую Оку, её пологий болотистый берег, уставленный деревьями, над которыми занималась заря. Свежий утренний ветер будил орла, и он, оставив гнездо, плавно парил над лесным междуречьем, высматривая добычу.
Утром 28 октября 1566 года его разбудили голоса. Орёл привстал над гнездом и увидел людей. У одних за поясом сверкали топоры, у других были в руках пилы, третьи держали пищали, у четвёртых, сидевших на конях, поблескивали сабли на боку. Все выжидательно поглядывали на гору. И вот прибыл воевода, развернул длинный свиток и стал читать громко:
– По велению государя Ивана Васильевича, всея Руси самодержца.
Закончив чтение, воевода перекрестился, надел шапку и показал на дуб-великан:
– Рубить!
Первый удар поднял орла в небо.
– Вот и сам хозяин! – сказали люди, провожая глазами улетающую птицу.
Орёл улетел, а имя своё оставил городу, рожденному для защиты Москвы от набегов крымских татар.
Так об основании города рассказывает орловская легенда. А мы в ней находим множественные символы, посланные к нам из старины, чтобы рассказать нам правду. В легенде говорится про огромный дуб – это символ Мирового дерева, поэтому он стоит в низине, где обитает Велес, а макушка его упирается в небеса. Там обитает птица Перуна – орёл. Рассказ о дровосеках и о том, что они стали рубить этот дуб, символизирует смену мировоззрения – с календарного русского на религиозное семитское. Поэтому дровосеки крестились, демонстрируя свою христианскую принадлежность.
Орёл в этой легенде олицетворяет «старого» царя, который обитал в данной местности так давно, что уже и своё гнездо основал. Гнездо – это символ исконного рода, в данном случае упоминание гнезда говорит о том, что орловская земля была исконно заселена, и только пришедшее христианское мировоззрение насадило в ней чужеродную религию. Не зря пришельцы назвали орла «хозяином». Упоминание имени царя Ивана Васильевича, прозванного Грозным, прозрачно намекает на персону Громовержца, спрятанную в образе мифологического русского царя.
Эадание№2
Народные промыслы. (Плешковская игрушка. Орловский Спис).
Почему игрушку называют Плешковской?;
Есть в нашей Орловской области деревня Плешково (недалеко от г. Ливны).Земля там плохая, не родится ни рожь, ни овес, а вот глина там особенная: сверху желтая, поглубже серая, а еще глубже- белая с блестками, мягкая, легкая в работе. Давным, давно, в старину придумали люди из нее делать посуду, а ради забавы для маленьких детишек- игрушки - свистульки. Лепили в основном зверушек, птиц, домашних животных. После лепки обжигали их в печи, чтобы были крепче, а потом раскрашивали. Красок в старину не было, поэтому красную краску делали из красного кирпича, из листьев лопуха – зеленую. В настоящее время игрушки раскрашивают гуашью, в том числе используют и синюю краску.
Задание №3.
Назовите элементы росписи игрушки.
Элементы росписи игрушки – это круги «пятаки». Ими украшали тело животных.
Кроме этого использовали точки, мазки, тычинки. Расписывали гусиным пером.
Какими инструментами пользовались?
Палочки – тычки.
Задание №4
Где продавали игрушки – свистульки, и как называли людей, которые их продавали?
Задание №5.
Почему вышивку называют Орловский Спис?
В основу узоров мастера вышивки вкладывали в долгие зимние вечера воспоминания о ярких красках лета: цветах,солнце, деревьях, травы…
Мастера как бы «списывали» у природы ее узоры: вот бежит ручей, плывут облака, растут цветы и деревья, вот мороз нарисовал зимние узоры, поэтому и вышивку назвали Орловский Спис.
Задание №6
Назовите элементы узоров вышивки Орловский Спис.
Толстые и тонкие линии, завитки волнистые колечки, кружочки, елочки, ромбики, точки, крестики. Сначала рисуют контур, по контуру вышивают стебельчатым швом, а внутри- счетной вышивкой, т. е. считают, чтобы узоры были одинаковыми.
Задание №7.
Какие краски используют мастера вышивки?
Желтый, оранжевый, основные цвета – это синий и красный, а дополнительный - зеленый, малиновый.
Какие изделия украшали мастерицы?
Праздничную одежду; рушники,скатерти, салфетки, которыми украшали избу, когда приходили гости, показывали свои работы.
Задание №8
Какие инструменты использовали мастерицы для вышивки?
Пяльцы, наперсток, иглу, нитки.
Ведущий: искусство лепки и вышивки - искусство яркое, праздничное, живое и удивительное, но в то же время - это тяжелый и кропотливый труд, требующий большого терпения, настойчивости, любви. Необходимо помнить об этом, беречь и сохранять эти древние ремесла, изучать и знакомить детей с этим удивительным народным творчеством.
Задание №9
Назовите пословицы о труде и мастерах.
Дело мастера боится.
Без труда не выловишь и рыбки из пруда.
Не кисть рисует, а руки.
Лучше маленькое дело, чем большое безделье.
Задание№10.
Под р. н. муз. «Коробейники» придумать танец, имитируюий продажу игрушек на ярмарке. «Покупают» участники, которым понравился танец.
Подведение итогов. Определение победителей.
Просмотр презентаций «Промыслы Орловского края»рекомендован для использования в работе с детьми.
Рефлексивный экран.
Продолжите фразу:
Мне понравилась игра, потому что…
Буду использовать в практике работы знания….
Хотела бы продолжить игры, потому что…
Ведущий благодарит всех участников за активность, смелость и находчивость, проявленную в игре.
Команде - победителей вручаются Благодарности.
«Знаете ли вы свой город Орёл?»
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов, уточнение знаний о родном городе. Сплочение коллектива единомышленников для осуществления программы дошкольного образования.
Задачи:
*Активизировать знания педагогов о своем городе.
*Развивать способность к самоорганизации своей деятельности.
*Формировать патриотические чувства и стремление к передаче своих знаний и впечатлений о родных местах своим детям.
Игровое действие: ответить на вопрос правильно и лаконично.
Максимальное количество баллов за каждый правильный ответ – 3.
Воспитатели делятся на две команды.
1. В каком году был основан г. Орел(1566г)
2. Какой юбилей праздновал город в 2016 году(450 лет)
3. Что изображено на гербе нашего города и что обозначают эти символы?
4. Какие реки протекают через город Орел?
(Ока, Орлик, Зуша)
5. Назовите основные скверы и парки города.
6. Имя какого писателя носит название главный театр нашего города?
(И. С. Тургенева) Каких еще знаете писателей - классиков, родившихся на орловской земле?
7. Назовите площади нашего города.
Где проходят парады и митинги в городе Орле? (Площадь. В. И. Ленина, кроме того, Площадь Героям - Комсомольцам,Площадь Мира)
8. Кто является автором и художником панно -диорамы, находящейся в Военно- историческом музее города Орла?
(А. И. Курнаков)
9. Почему город Орел называют - городом Первого салюта Победы, и когда он состоялся( 5 августа1943 года)
10. Назовите генерала, погибшего за освобождение города Орла в 1943 году? (Л. Н. Гуртьев - герой Советского Союза).
11. Какие еще памятники героям войны есть в городе?
12. Назовите имя знаменитого композитора, жившего в Орле. (В. Калинников)
13. Прочтите выразительно любимое стихотворение о городе Орле (орловских поэтов).
14. Летчик- космонавт, герой РФ, прославивший г. Орел в наше время.
(А. А. Масуркин)
14. Продолжите фразу: «Я живу в городе Орле, потому что …
«Я люблю свой город за …
«Мой город Орел самый …
15. Как я представляю свой город Орел в будущем?
(нарисуй эскиз)
Подведение итогов викторины. Изучая историю и культуру родного края, мы лучше узнаем свою Родину - Россию, частью которой мы являемся.
Определение победителей. Награждение.
Рефлексия: Викторины помогают нам…
Игра понравилась, потому что…
Я испытывала чувства…
Предварительная работа: просмотр электронной презентации «Достопримечательности г. Орла», чтение художественной, справочной литературы о г. Орле, интернет ресурсы.
Л. В. Петрова
Старший воспитатель (высшая пед. кат.)
МБОУ «Знаменская СОШ»
Отделение по дошкольному образованию№4
пгт. Знаменка, Орловской обл., Орловского района.
Педагогическая игра викторина - метод активного обучения в методическом сопровождении участников образовательных отношений ДОО в условиях работы по ФГОС дошкольного образования.
Как показывает практика работы успех методического сопровождения участников образовательных отношений в условиях работы по стандарту образования (ФГОСДО) во многом зависит от использования активных методов обучения, в процессе которых педагогам предоставляется возможность самостоятельно «добывать» знания и искать новые, наиболее эффективные методы и приемы работы с детьми и родителями, повышать свою профессиональную компетентность по разным направлениям воспитательно - образовательной работы.
Преимущества этой формы работы вполне очевидны:
*сам процесс игры раскрепощает, снимает психологическое напряжение;
*создает настрой на успех работы в команде единомышленников;
*повышает уровень самооценки, что особенно необходимо для молодых начинающих педагогов, их адаптации к новой деятельности, их аттестации, участия в конкурсах разного уровня;
*совершенствует многие профессиональные компетенции;
*способствует осознанию себя в профессии «Воспитатель», пониманию своей роли в обучении, развитии, воспитании будущего гражданина поселка, города, страны.
В отделении по дошкольному образованию №4 четырнадцать групп, из которых девять групп детей дошкольного возраста (от 3-7 лет) .Более пятидесяти процентов педагогического состава составляют молодые педагоги, не имеющие опыта работы, поэтому вот уже на протяжении
трех лет в д/с работает «Школа молодого воспитателя», где широко используются разные методы и приемы повышения профессиональной компетентности, в том числе и активные методы обучения.
Представляем вашему вниманию один из немногих сценариев викторин, проведенных на занятиях.
Викторина для воспитателей
групп детей младшего дошкольного возраста.
Тема : Малые фольклорные формы в работе с детьми младшего дошкольного возраста.
Цель викторины – повысить компетентность педагогов, актуализировать знания русского (орловского) местного фольклора:
Задачи: активизировать знания педагогов о малых фольклорных формах и использовании их в практической работе с детьми;
Продолжать развивать интерес педагогов к региональному компоненту ООПДО, его значимости в нравственно- патриотическом воспитании подрастающего поколения;
Воспитывать патриотические чувства и любовь к родному краю, богатому литературному наследию.
Предварительная работа; изучение материалов : Хрестоматия «Живое слово». Составитель Масленникова Р. А. – Орёл, 2007. «Орловский фольклор».; Жанры детского фольклора Орловского края
Бережнова О. В. – 2002.
Подготовка презентаций «Создание условий предметно-развивающей среды в группах раннего возраста».
Ведущий:
Фольклор - это пример высокой духовной культуры нашего народа и значение его в воспитании подрастающего поколения трудно переоценить, особенно в современном обществе.
В каждом отдельном жанре русского фольклора, будь т о поговорка, закличка, потешка, частушка, колыбельная, загадка, пословица проявляются черты нашего русского народа - словесная меткость, уместность, находчивость, хитрость, трепетная любовь к своему Отечеству, самоотверженность, трудолюбие, сострадание, смекалка, смелость, уважительное отношение к старшему поколению, любовь к ближнему, бережное отношение к живому, к родной матушке - кормилице, водице, ветру - буйному….
Развивать патриотические чувства и интерес к региональному фольклорному материалу, желание активно использовать его в практике работы с детьми и родителями.
Воспитатели делятся на три команды.
Творческое задание: придумать название команд и девиз согласно теме викторины.
Задание капитанам. Кто быстрее всех и правильнее скажет скороговорку (на выбор).
Задание №1. Что означает слово фольклор?
Фольклор (англ. folk-lore — «народная мудрость») — народное творчество, народное искусство. Художественное коллективное творчество народа, отражающее его жизнь, воззрения, идеалы, принципы.
Задание №2. Дайте определение следующим ниже малым фольклорным формам:
Приговорка - это обращение к животным.
Закличка - это обращение к явлениям природы; солнцу, ветру, дождю ит. д.)
Потешки - это поучительные песенки или стишки для развлечения маленьких детей сопровождающиеся игровыми движениями.
Небылица - это жанр устного народного творчества. Его особенность состоит в построении шутливого сюжета на основе заведомо неправдоподобных фактов, описаний.
Частушка (припевка, коротушка) — жанр русского фольклора, сложившийся к 1870-м годам. Термин «частушка» был введён писателем Г. И. Успенским в очерке «Новые народные песни» (1889 г.) при характеристике народных стишков.
Пословица — малая форма народного поэтического творчества, облаченная в краткое, ритмизованное изречение, несущее обобщенную мысль, вывод, иносказание с дидактическим уклоном.
Поговорка — словосочетание, отражающее какое-либо явление жизни, один из малых жанров фольклора. Часто имеет юмористический характер.
Задание №3. Кто быстрее? Смотать шнур до нужной отметки, перечислив малые фольклорные формы.
Задание №4. Выберите игрушку и прочтите на память потешку о ней. («Кисонька - Мурысенька», «Котик», «Коровка», «Петушок», «Мыши», «Конь», «Скок - поскок» и др).
Обоснуйте значимость чтения по памяти.
Задание №5. Творческое. Инсценировка потешки по выбору в лицах, с использованием разных видов театра (настольного, пальчикового, теневого, Би- ба- бо) и др.
Задание №6. Назовите художника - иллюстратора к книгам русские потешки и сказкам («Радуга - дуга», «Ладушки» и др).
Юрий Алексеевич Васнецов
Задание №7
С какого возраста необходимо развивать эмоции и чувства ребенка и зачем?
С раннего возраста.
Задание №8
Обоснуйте утверждение, что иллюстрированные потешки и сказки оставляют глубокий след в душе ребенка и развивают его эмоции и чувства.
Задание №9. Обоснуйте утверждение: «Знание и использование в работе с детьми и родителями малых фольклорных форм русского (орловского) края – одно из условий формирования нравственности будущего гражданина России».
Задание №10. Творческое – придумай движения на мотив песни «Тень - потетень» В. Калинникова (Орловский композитор).
Коллективный просмотр презентаций условий предметно- развивающей среды «Речевое развитие»(группы раннего возраста).
Ведущий: пока жюри подводит итоги игры, заполните наш экран.
Рефлексия:
Рефлексивный экран.
Мне понравилась игра, потому что….
Буду использовать в практике….
Хотите продолжить викторины в дальнейшем? (ДА, НЕТ.)
Подведение итогов викторины. Награждение команды победителей.
План
Проведения итогового педсовета по проблеме: «Реализация годовых задач плана и ООП ДО за 2016 - 2017 годы.
Форма проведения: Круглый стол. По мотивам телевизионной программы «Вести» .
Место проведения: Отделение по дошкольному образованию №4 МБОУ «Знаменская СОШ» Орловского района Орловской области.
Участники: Заведующий, ст. воспитатель, ст. м/сестра, воспитатели, учитель- логопед, физрук, специалисты ППМС- Центра Орловского района, педагог дополнительного образования.
Предварительная работа: на информационном стенде размещается план подготовки к итоговому педсовету для всех служб ДО.
Отчет о выполнении задач может быть в любой удобной для педагога форме: презентации, письменного отчета ит. д.
Примеры и бланки отчетов представлены как образцы в методическом кабинете ДО.
Оборудование: Ноутбук, экран, фотоальбомы материалов из опыта работы.
Ход педсовета.
Вступительная часть. Выступление заведующего.
Выполнение решений предыдущего педсовета.
Объявление повестки дня педагогического совета и формы проведения.
Обращение старшего воспитателя.
Уважаемые педагоги, мы приветствуем Вас в нашей студии программы «Вести».Представим, что экспресс- выпуски и репортажи. подготовленные вами по разным темам вызовут интерес наших зрителей.
+Годовые вести –ведущий блока Ст воспитатель.
+Экспресс-выпуск «Здоровые дети – здоровье страны»проведет с/м сестра.
+Вести с мест- воспитатели групп.
+Рубрику «А как речь –то говорит. словно реченька журчит» подготовила Учитель –логопед.
+»Музыка в каждом сердце» муз руководитель.
+» В здоровом теле - здоровый дух - ведущий блока физруководитель