Ирина Александровна Потапова
«Лепка по мотивам дымковской игрушки». Занятие по художественной деятельности по теме художественно-народные промыслы
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА ЗАНЯТИЯ :
«Лепка по мотивам дымковской игрушки»
Задачи:
Образовательные:
1. Продолжать знакомить детей с народными дымковскими игрушками.
2. Совершенствовать навыки и умение детей в лепке из целого куска, вытягивании формы, прикреплении дополнительных деталей, используя для этого стеки для разделения.
Публикация «„Лепка по мотивам дымковской игрушки“, Занятие по художественной деятельности по теме художественно-народные промыслы» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. ИЗО, поделки, рисование
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Дымковские игрушки. Лепка, занятия с глиной и пластилином
- Игрушки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лепка. Все материалы по лепке
- Лепка. Конспекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Народные промыслы. Лепка, занятия с пластилином
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2017
3. Упражнять детей в лепке по замыслу на тему народных игрушек.
4. Учить детей самостоятельно подбирать материал по цвету для декоративного украшения изделий из пластилина, опираясь на образец.
5. Учить передавать пластичность движений в лепке.
Развивающие:
1. Развивать внимание, воображение и творческую фантазию в украшении объемных форм.
2. Вызвать интерес детей к русскому народному творчеству.
Воспитательные:
1. Воспитывать эстетическое отношение к предметам русского обихода.
2. Воспитывать бережное отношение к декоративным игрушкам.
Активизация словаря:
Дымковская игрушка, дымковские мастерицы, грива, барышня, солнечные блики, жгут.
Предварительная работа:
Рассматривание учебно-наглядного пособия, чтение отрывка из книги «Народные умельцы», рассматривание выставки дымковских игрушек, чтение стихов малого фольклора.
Индивидуальная работа по созданию объемных образов животных.
Методы и приемы:
Словесные: рассказ воспитателя, объяснение, напоминание, словесное поощрение, анализ и оценка детских работ, вопросы, музыкальное сопровождение лепки.
Наглядные: рассматривание учебно-наглядного пособия, дымковских игрушек, рассматривание и анализ работ, показ действий
Практические: самомассаж рук, физкультминутка, элемент гимнастики мозга «Умная шляпа», практическая деятельность детей
Игровые: замысел, воображаемая ситуация – превращение в барышню (для девочек).
Материал к занятию :
Выставка дымковских игрушек, наглядное пособие, пластилин, доски для лепки, стеки.
Индивидуально-дифференцированный подход:
• Дифференцирование сложности вопросов и задач от уровня развития детей;
• Дополнительные игровые приемы, дополнительные вопросы по необходимости;
• Детям с нарушением осанки предложить: следить за правильной осанкой, следить за правильной постановкой стоп; Х ноги - посадку на стуле наоборот;
• Даша – побуждать украшать барыню дополнительными деталями.
• Аня М., Настя М. - Активизировать речь при анализе работ
Ход занятия:
1 часть.
В групповой комнате организована выставка дымковских игрушек. Воспитатель подзывает к себе детей.
Эй, честные господа!
К нам пожалуйте сюда!
Как у нас ли тары- бары,
Всяки разные товары!
Подходите, подходите
Посмотрите, посмотрите
Играет народная музыка, дети подходят, рассматривают.
Воспитатель начинает рассказ: Яркое солнце играло в праздничном раздолье, солнечные блики и сейчас блестят золотой фольгой на дымковских игрушках. Руки дымковских мастериц разминали послушный ком глины, вспоминая шумную ярмарку, лепили эти руки всю долгую зиму, чтобы весной радоваться вместе со всеми. Все животные лепились из жгута.
Воспитатель показывает модель хода лепки из книги «О мастерах Дымки»
«Жгут сгибали, разрезали стекой, разделяли на передние и задние ноги. Затем лепилась голова животного и декоративные детали. Посмотрите, что прикрепили мастера к основной форме, чтобы фигура стала выразительной, красивой?» (Гриву или рога, ушки)
Продолжение рассказа воспитателя:
«Барышню лепили иначе. Ее лепили из конусообразной формы вытягиванием глины для головы, а затем прикрепляли дополнительные детали. Готовые фигурки сушились, затем обжигались в печках».
Воспитатель:
«Посмотрите, у меня в руках игрушка козлик. Как гладка ее поверхность, ее приятно гладить. Он рассказал мне как его лепили, как украшали с любовью, рисовали узоры, которые похожи на солнечные блики.
Всю зиму курились – дымились над избами голубые дымки. Оттого, наверно, и назвали деревню Дымково, а игрушки Дымковскими.
Вопросы воспитателя к детям:
1. Что вы испытали, почувствовали, когда увидели выставку дымковских игрушек?
Ответы детей.
2. О чем вы подумали? Что понравилось вам?
Ответы детей.
2 часть.
Ребята давайте поиграем с этими игрушками. Возьмите по одной игрушке в руки, полюбуйтесь ею, поиграйте. Подумайте, что может нам рассказать игрушка, постарайтесь понять ее, только тогда она расскажет что-то о себе.
Воспитатель:
Кто смог понять?
Ответы и рассказы детей.
Воспитатель:
Еще раз посмотрите на эти игрушки. Есть игрушки, которыми играют, а есть те, которыми украшают свой дом, их берегут.
Воспитатель:
Для чего нужны дымковские игрушки?
Ответы детей.
Воспитатель:
Обратите внимание на то, какие игрушки лепят в Дымкове?
Ответы детей.
3 часть.
Воспитатель приглашает детей за столы, где приготовлен пластилин.
Воспитатель:
Пластилин мягкий, податливый, в добрых ласковых руках он превращается в интересные фигурки. Помните, как лепили мастера барышню, лошадку? Давайте попробуем с вами превратиться в таких мастеров и вылепить фигурки. Но сначала давайте разотрем наши ручки, чтобы они были умелыми, и оденем «умную шляпу», чтобы ваши фигурки-игрушки были самыми красивыми, лучшими. Закрываем глазки – представляем какую красоту вылепим, какими будут фигурки, как вы их украсите.
Дети за столами лепят игрушки.
На мольберте выставлены модели хода лепки «барышни» и «лошадки». Воспитатель помогаетдетям,подсказывает. В середине занятия предложить детям физкультминутку.
Ветер странствий нас позвал,
Путь-дорогу указал.
Собирайтесь поскорей,
Не забудьте про друзей. (ходьба по кругу)
Реки, горы и моря (изображаем кистями рук волнообразные движения,
На пути нашем, друзья конусообразные-горы)
Где пешком, а где прыжками (изображаем пальцами рук ходьбу и прыжки)
Поспевайте вместе с нами.
Вот высокая гора, (артикул. -ое упр. «горка»)
Не преграда нам она.
На лошадки сядем вместе, (артикул. -ое упр. «лошадки»)
Быстро ехать интересней.
Возвращаемся домой,
Но не долог наш покой.
Скоро будем собираться
И в дорогу отправляться. (ходьба по кругу)
По окончании занятия дети показывают сделанные ими изделия. И для закрепления знаний воспитатель задает вопросы.
Воспитатель:
А как же называются эти игрушки?
Ответы детей
Воспитатель:
Почему их так называли?
Ответы детей
Воспитатель:
Из какого материала они сделаны?
Какая игрушка самая красивая? Какая тебе больше нравиться? Почему?
Ответы детей